МААМ-картинки

Консультация для родителей «Принимая во внимание способности»

Анна Жлобич
Консультация для родителей «Принимая во внимание способности»

Принимая во внимание способности

Что такое способности? Способный или нет человек. Как нас всегда это волнует. Часто родители беспокоятся : «У моего нет никаких математических способностей, а мне хотелось бы, что бы он стал, как отец - инженером». И сами ребята не прочь поговорить о способностях, в особенности старшеклассники. Для них это вопрос практически важный : чтобы выбрать жизненный путь, надо правильно определить свои способности, соразмерить свои силы с предстоящими трудностями на поприще труда. Но очевидно, раньше надо знать,что такое способности.

Публикация «Консультация для родителей „Принимая во внимание способности“» размещена в разделах

«Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.» (Википедия)

Психология подчеркивает, что способности и знания, и умения образуют единство, но не тождество. А так ли это существенно? Если мы допустили бы, что способности тождественны навыкам и знаниям, тогда оценка на экзамене стала бы окончательным и не подлежащим обжалованию приговором. Между тем факты свидетельствуют об ошибках, иногда трагических, иногда забавных, которые совершались людьми, намеренно или по неведению отождествляющими знания и способности.

Стал хрестоматийным рассказ о художнике Сурикове, которому в молодые годы отказали в поступлении в Академию художеств. Инспектор академии заявил: «За такие рисунки вам даже мимо академии надо запретить ходить». Великий художник вскоре опроверг делом этот отзыв, легко овладев необходимыми знаниями и умениями.

Способности - лишь возможность, для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратятся ли возможности в действительность зависит от множества условий : от того, будут ли они нужны человеку, будут ли заинтересованы окружающие (семья, детский сад, школа, друзья), от того, как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти знания понадобятся и закрепятся.

Способности - это возможность, а достигнутый уровень мастерства – это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности, не гарантируют того, что он будет музыкантом.

Способности обнаруживаются только в деятельности, и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Проявляясь в конкретной деятельности, они в ней же развиваются и формируются.

Когда утверждаем, что нельзя из всякого человека сделать талант в любой области, то не имеем ввиду, что каждого человека нельзя научить выполнять наперед заданное дело (например играть на рояле, рисовать пейзажи). Иногда можно слышать рассуждения, что развитие таланта зависит от времени обучения. Однако упускается из виду, что замечательные способности людей (Моцарта, Рафаэля, Ломоносова) заключались в том что, творческих успехов они добились легче и быстрее, чем другие.

Каждый ребенок, при правильном определении его склонностей и развитии его способностей может обнаружить дарование в одной или нескольких областях. Лишь у не многих дарование лежит на поверхности - его приходится обнаруживать и специально развивать, не навязывая своих представлений о правильно возможном для ребенка жизненном пути, а помогая самому найти этот путь и укрепиться в своем выборе. И если, вопреки чаяниям близких, из сына (дочки) не получается выдающийся математик или композитор, пути ему не заказаны – он может стать талантливым инженером или блестящим педагогом.

Исследования психологов показали, что предпосылкой и результатом творческой деятельности одаренных детей является настойчивая, неуемная склонность к напряженной умственной деятельности. Важный фактор развития – устойчивые специальные интересы. Познавательные интересы, превращающиеся в действенное овладение приемами и способами деятельности.

И так устойчивый интерес, склонность ребенка к деятельности, являются сигналом, который должен заставить взрослых насторожиться, не дают ли себя знать зарождающиеся способности.

Но вот беда. У детей не редко интересы приобретают характер увлечений, кратковременных, хотя и страстных. Вспыхивающие и угасающие обеспечивают интенсивный поиск призвания и помогают проявлять способности. Задача взрослых не в том, что бы заставлять, а в том,чтобы углублять и расширять интересы, делать их действенными.

Быть может выскажу мысль, которая вызовет у педагогов возражения. Однако…пусть уж выпускник уйдет из школы без стойко выраженного интереса к профессии (речь идет об интересе,а не об обходимых для вступления в жизнь знаниях и психологической готовности к труду,чем неверно и скоропалительно его определить и в дальнейшем он будет «вековать» в положении «неуместного» юриста или врача. Школьный экзамен завершает обучение в школе, но не завершает развитие интересов и способностей.

Несомненно одно - неразумное вмешательство в творчество ребенка, бестактный контроль и командование станут на пути развития способностей. Увидеть зарождающиеся способности, тактично и разумно помочь в их развитии, создать условия для творчества, проявив изобретательность,а порой настойчивость – вот прямой долг взрослых и педагогов.

Трудно переоценить роль фантазии или воображения в формировании способностей в любой деятельности, будь то литературное творчество, художественная деятельность, химия или история. Полет фантазии опережает реальные события, делает живыми сухие абстракции. Развитие воображения служит предпосылкой формирования многих способностей. Воображение нужно формировать и развивать, как любую способность.

Фантазия, наука, труд и творчество сливаются в один поток несущий с собой возможности раскрытия таланта. И взрослым нет оснований бояться расцвета фантазии. Надо лишь, чтобы она сохраняла соприкосновение с жизнью, оставалась «толчком к работе».

Дар природы? Или…Защитники идеи о врожденности способностей иногда рассуждают : дескать трудно, да и нужно ли различать способности и задатки…А так как задатки, хотя бы частично признаются врожденными (если речь идет о некоторых их видах, то не проще ли согласится с тем, что и способности тоже даны от рождения? Такая простота - не на пользу дела. Психологическая и педагогическая безграмотность. Наивная убежденность, что никаких особых знаний в области воспитания не требуется - каким тяжелым грузом ошибок и просчетов ложится она на судьбы людей.

И последнее. Всесторонне развивая способности ребенка. Нельзя забывать главное- способности не самоцель.

Важнейшая способность – всегда, при всех обстоятельствах, оставаться Человеком

Публикации по теме:

Консультация для родителей «На старт! Внимание! Говорим!» Всё чаще перед родителям встаёт вопрос что делать, если ребенок не может заговорить? В первую очередь, больше говорите с ребенком, озвучивая.

Консультация для родителей «Развиваем внимание» Внимание - одно из уникальных свойств психики человека. Без него невозможна работа памяти, мышления. Внимание требуется, чтобы добиться.

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности ребёнка» Консультация для родителей. «Как развивать творческие способности ребёнка». Составила: Зубехина А. В. музыкальный руководитель МБДОУ «Детский.

Консультация для родителей «Что такое творческие способности и как их развивать у дошкольников?» Очевидно, что рассматриваемое нами понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность".

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности ребёнка» Консультация для родителей «Как развивать творческие способности ребёнка» Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности.

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?» Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется правильное отношение к творческой деятельности.

Консультация для родителей «Ребёнок и его способности» Консультация для родителей Ваш ребенок и его способности В дошкольные годы у ребенка могут проявляться специфические способности в одной.

Консультация для родителей «Способности на кончиках пальцев» Способности на кончиках пальцев Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное.

Консультация для родителей «Внимание, паводок!»Консультация для родителей «Внимание, паводок!» После снежной зимы происходит обильное таяние снега, что является причиной значительного подъёма уровня воды в реках, иногда сопровождающееся.

Консультация для родителей «Внимание! Плоскостопие!» Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Принимая во внимание способности»
Опубликовано: 6 мая 2019 в 21:50
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД