Лучший педагог года

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры

Елена Чурилова
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры

Приобщение детей

дошкольного возраста

к истокам народной культуры

Чурилова Елена Владимировна,

музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад №57

Белово

Сегодня идёт активный поиск новых путей образования и воспитания. На первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, формирование его эмоциональной отзывчивости, системы духовно-нравственных ценностей. Поэтому в системе эстетического воспитания дошкольников немаловажная роль отводится фольклору.

Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры» размещена в разделах

1.1. Виды музыкального фольклора.

Музыкальный фольклор – народное музыкальное (преимущественно песенное) инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа, бытует, как правило, в устной форме и передается благодаря исполнительским традициям.

Детский музыкальный фольклор - это особенная область народного творчества. В понятие «детский музыкальный фольклор» входят все виды музыкальных произведений, созданных взрослыми специально для детей, а также творчество самих детей. Он может проявиться в сочинении считалок с пением, дразнилок, во внесении новых движений в известную народную игру с пением.

- Календарный фольклор. Произведения, связанные у детей с природой, календарными датами, или произведениями сезонного характера (заимствованные у взрослых колядки, веснянки и т. д. ; заклинания явлениям природы, приговорки птицам, животным);

- Потешный фольклор. Прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми, назначение которых – развеселить сверстников.

- Игровой фольклор. Ведущий в детском творчестве (драматические, спортивные, хороводные игры). Большое место в играх детей занимают «игровые прелюдии» - считалки, или счетки, сосчиталки, гадалки.

Все произведения детского фольклора по их функциональной роли делятся на три основные группы:

- колыбельные песни, байки;

- произведения, связанные с игровыми действиями;

- произведения, которые занимают детей своим словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий.

Жанры музыкального фольклора.

1. Колыбельная песня.

Одно из самых светлых воспоминаний детства это колыбельные, которые пела мама. Колыбельная песня - это один из самых древних распространенных жанров детского фольклора. Древние не зря говорили, что воспитание человека берет свое начало с колыбельной песни. Малыш еще не появился на свет, но уже живет в мире, сотканном из звуков и слов. Наукой доказан тот факт, что, даже находясь в утробе, ребенок слышит звуки, речь, интонации голоса. Поэтому очень важным является то, чтобы женщина в период беременности слушала музыку.

Шла наша Дрема,

Зашла наша Дрема.

Если женщина в период вынашивания малыша много поет, то после рождения ребенок скорее, чем остальные дети начнет реагировать на голос мамы, при этом пытаясь издавать различные звуки.

Некоторые колыбельные песни очень близки к заговорам, возникшие в эпоху одухотворения окружающих предметов и олицетворения отвлеченных понятий:

Спи малюточка, усни,

Угомон тебя возьми…

2. Пестушки. Потешки. Прибаутки.

В детском музыкальном фольклоре каждому возрасту ребенка соответствуют свои жанры и свой песенный и игровой репертуар. Так, ребенку в младенческой поре взрослые напевают пестушки и потешки, чуть позже их сменяют прибаутки.

Пестушки (от слова «пестовать») – песни и припевки, приуроченные к первым движениям ребенка. По сути, этот жанр представляет своеобразную систему приемов физического воспитания, он обращен не столько к сознанию, сколько к телу малыша (пестушки поют, делая детям массаж – ритмичным поглаживанием, постукиванием).

Пестушки по своему назначению способствовали развитию у ребенка координации движений, равновесия, закреплению элементарных двигательных навыков, возбуждающих энергию ребенка, бодрят его, веселят.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ, топ!

Глазками хлоп, хлоп!

Потешка - жанр устного народного творчества. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым и, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь, выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово.

Самого маленького потешка учит в процессе увлекательной игры с взрослым. Слово взрослого дает команду, а ребенок должен под эту команду сделать какие-то движения. Например, в известной потешке «ладушки», как только взрослый скажет это слово, ребенок должен хлопнуть в ладоши, а при словах «на головку сели» - положить ручки на головку. Постепенно ребенок овладевает речью и начинает сам себе давать команды.

Подрастает малыш, и потешка «растет» вместе с ним. Вот и пора его уже учить ходить:

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька.

Пройди, Катя, горенкой,

Топни, Катя, ноженькой.

В потешках взрослые передают детям свои нравственные и трудовые понятия. «Сорока» отказывает в каше малышу за то, что он:

За водицей не ходил,

Дров не носил,

Кашки не варил…

А какой малыш любит умываться или расчесывать волосы? И тут на помощь приходит потешка. Ведь намного интереснее умываться, когда тебе говорят: «Водичка, водичка, умой мое личико…» Или вытерпеть расчесывание длинных волос, если тебе приговаривают: «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса».

Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить, учит весело. Можно сказать, что потешка - это веселая народная школа для самых маленьких.

Прибаутки – песенки, напеваемые с целью умственного развития ребенка. Содержание прибауток веселое, юмористическое, исполнение речитативное. В них непременно содержится обучающий элемент:

Курочки на улочке: «Кудах-тах-тах»

Гусыньки в луженьке: «Га-га-га».

Как разновидность прибауток встречаются небылицы – перевертыши – песенки, чей сюжет нарочито изменен, «перевернут с ног на голову» :

А где ж это видано, и в какой деревне слыхано,

Чтобы курочка быка родила, поросеночек яичко снес.

Как только ребенок становиться способным к общению со сверстниками и более старшими детьми, он активно включается в процесс детского творчества. Этот возрастной период наполнен всевозможными жанрами, сопровождающими игры, считалками, дразнилками, скороговорками и пр. Самими же детьми используются такие жанры фольклора, как жеребьевки и считалки, скороговорки.

3. Считалки. Скороговорки.

Считалки – песни, предшествующие игре, основная функция которых – регламентировать ее проведение (для установления роли участников игры или их очередности в игре). Такое назначение считалок предопределяет их четкую ритмизацию – необходимо, чтобы на каждого участника игры «приходилась» сильная доля.

Основная жизненная функция считалки – организация детского коллектива в игре.

Скороговорки – словесные игры для детей, основанные на быстром чередовании труднопроизносимых слогов и различных слоговых комбинаций. Поскольку первостепенное назначение скороговорок – логопедическое, то наличие какого – либо музыкального компонента в них второстепенно.

4. Заклички. Приговорки.

Слово заклички (произошло от слов «заклинать», «закликать») – это маленькие песенки или стихотворные приговорки, обращенные к явлениям природы, животным, насекомым, растениям.

Приговорки – интимное общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием.

Приговорка, построенная по принципу просьбы-пожелания, самим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде. В этом – целительная профилактика неразумных, истребительских действий детей в природе.

ГЛАВА 2. Методика приобщения детей к фольклору

Специфика фольклора определяет особенности методики приобщения к нему детей. Основу методики задает идея традиционности, жизнь в русле народной традиции с ее обрядностью, ритуальностью, дающая человеку возможность приобретения опыта целостности бытия.

2.1. Задачи, реализуемые в процессе приобщения

детей дошкольного возраста к истокам народной культуры :

1. Расширять представления детей о музыкальном фольклоре, как о виде искусства путем знакомства с разнообразными формами детского музыкального фольклора.

2. Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.

3. Обогащать опыт эмоциональных переживаний, чувств, настроений детей в процессе приобщения к музыкальному искусству.

4. Способствовать оптимальному развитию всех музыкальных способностей детей (ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, музыкально-ритмическое чувство, в основу которых положена эмоциональная отзывчивость.

5. Формировать умение детей выражать эмоциональное состояние - радость, обида, гнев, удивление средствами мимики, жестами, интонациями.

6. Создать необходимую предметно–развивающую среду.

Обучение носит воспитывающий, развивающий и системный характер. Воспитание на фольклорной основе даёт возможность формировать в каждом ребё нке лучшие человеческие качества: представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, любви к Родине, родному краю.

Системность обучения нацелена на образование у каждого ребёнка как системы знаний о традициях русского народа народном календаре, обрядах, обычаях, праздниках, песнях, играх, загадках, сказках и других произведениях исконного народного творчества, так и системы умений (например, слушать, воспринимать, включаться в исполнение, творчески воспроизводить фольклорный материал).

2.2. Педагогические принципы, по которым строится работа по приобщению детей к народной культуре :

- принцип культуросообразности - воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры, и строиться в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущим традициям.

- принцип природосообразности - учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности воспитанников при включении их в разные виды деятельности.

- принцип доступности и нарастающей трудности - переход от близкого к далекому, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному; учитывает уровень актуального развития каждого дошкольника.

- принцип интеграции - определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей; решает задачи приобщения детей к различным сторонам народного наследия.

- принцип положительной оценки деятельности детей способствует ещё более высокой активности, эмоциональной отдачи, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.

- личностно-ориентированный - признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью, опора на его положительные качества; создание ситуации успеха, защищенности и эмоциональной комфортности; создание условий для развития индивидуальности и раскрытия духовных потенциальных возможностей воспитанников.

2.3. Методы, используемые в работе над развитием

эмоциональной сферы дошкольников

в процессе приобщения к музыкальному фольклору:

Словесные - включают в себя инструкцию, рассказ, беседу о музыкальных жанрах произведений русского фольклора, сообщение, описание события.

Наглядные – рассматривание иллюстраций, показ и объяснение педагога. К наглядным методам можно отнести использование проекционного оборудования – создание и показ дидактико-развивающих фото- и видео- презентаций, которые имеются почти к каждому народному празднику.

Практические - представляют собой разные способы организации детской деятельности (решение практических и познавательных задач, организация дидактических игр, экспериментирование).

Игровой метод – это основной метод обучения, воспитания и развития ребенка. Включение игрового момента, игровой ситуации, сюжетно-ролевой игры или игры с предметами (с музыкальными инструментами, с песнями, а также игры-драматизации в процесс обучения фольклорному исполнительству реализует содержание игрового метода.

Имитационный метод - когда дети в процессе музыкальной деятельности имитируют (копируют) манеру, жесты, мимику, танцевальные движения, способы звукоизвлечения, показанные педагогом.

Репродуктивный метод - когда дети исполняют произведения народного музыкального творчества в том варианте, в котором эти произведения были предложены педагогом им для разучивания и исполнения.

Метод синкретизма фольклорного творчества - синтез песни, игры, танца, театра, поэзии в традиционной народной культурной среде. В процессе исполнения фольклорных произведений активизируются все каналы восприятия исполнителя: кинестетический – через тактильные ощущения, аудиальный – посредством интонационного воспроизведения в пении и речи этно-слуховых впечатлений, визуальный – в процессе исполнительского общения.

2.4. Приемы, используемые в работе:

- слушание вокального и инструментального фольклора в исполнении педагога, в аудиозаписи;

- «живое» исполнение произведений русской народной музыки детьми;

- прохлопывание ритмических рисунков мелодий;

- использование музыкально – дидактических игр, интонационно – ритмических и слуховых упражнений на развитие музыкальных способностей детей, исполнительских навыков и музыкальной памяти;

- пение «а капелла» детьми после настройки в определённой тональности;

- пение с инсценированием.

2.5. Методика организации педагогического процесса.

Приобщать детей к основам русской национальной культуры нужно с раннего возраста, когда у них ещё только формируется речь и мышление, закладываются основные понятия, развиваются умения, навыки, способности.

Знакомство детей с фольклором можно начинать уже с младшей группы. На этом возрастном этапе (2-3 года) происходит знакомлю детей с понятными и близкими им народными песнями, колыбельными, потешками, попевками, плясками, мелодиями, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа. Дети осваивают элементы пляски: притоп, хлопки, вращение кистями рук и т. д. А так же знакомятся с некоторыми музыкальными инструментами (колокольчиками, бубном, ложками, которые на данном этапе являются средством ритмического воспитания.

В среднем возрасте (4 – 5 лет) дети знакомятся с азами народной культуры, народным календарём, осваивают малые фольклорные жанры: считалки, заклички, небылицы, прибаутки и т. д. Музыкальный материал для детей данного возраста уже более развёрнут, тематика разнообразнее, мелодическая и ритмическая структура сложнее. Хореографические навыки детей приобретаются в элементарных играх, хороводах, плясках. Продолжается обучение игре на музыкальных инструментах: свистульках, ложках, бубне, колокольчиках, трещотках.

Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет) – активный этап освоения фольклора. Для работы с детьми старшей и подготовительной групп возможно проведение тематических занятий, полностью основанных на фольклорном материале.

Наряду с традиционными формами организации занятий, для осуществления поставленной цели по приобщению дошкольников к русскому народному музыкальному творчеству и развитию на его основе эмоциональной отзывчивости у детей, возможно применение современных инновационных технологий. Например, технологию проектной деятельности и информационно-коммуникационную технологию (ИКТ). Данные технологии являются важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей.

Информационно-коммуникационная технология так же позволяет приобщить детей к народному музыкальному наследию, привить знания о жанрах музыкального фольклора, народных музыкальных инструментах, народных традициях, праздниках, но более в увлекательной форме. ИКТ выполняет функцию наглядных ресурсов и позволяет детям более ярко и эмоционально воспринять новые знания о предмете. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание Использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов, презентаций позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к народному фольклору.

Для успешной работы с детьми по приобщению их к музыкальному наследию русского народа и созданию благоприятных условий для развития эмоциональной сферы важно создать развивающую среду:

- наглядный материал;

- музыкально-дидактические игры;

- конспекты занятий;

- сценарии музыкально – фольклорных праздников;

- коллекция народных инструментов (трещотки, бубны, свистульки, колокольчики, бубенцы, балалайки, ложки, дудочки и т. д.);

- народные костюмы для взрослых и детей;

- фонотека произведений народной музыки.

ГЛАВА 3. Виды музыкальной деятельности:

Фольклорный материал отражает различные виды музыкальной деятельности:

- пение народных песен;

- слушание народной музыки;

- народная хореография (танцы, хороводы)

- музыкально – фольклорные игры;

- игра на народных музыкальных инструментах.

3.1. Пение народных песен.

Цель: Формирование устойчивого интереса к пению народных песен. Развитие вокально-хоровых навыков, расширение голосового диапазона на материале песенного фольклора.

Работа по обучению пению занимает значительное место в системе работы. Надо заметить, что с помощью народных песен с успехом решаются основные задачи пения - чистое выразительное интонирование, правильное, естественное дыхание; протяженное, гибкое и подвижное звуковедение; отчетливая выразительная дикция; единая манера пения и говора.

Чтобы научить детей чисто интонировать используются простые русские народные детские песенки и прибаутки. На их основе применяются разные методические приемы: пение в полголоса; пение закрытым ртом (мм); вокализируя мелодию (на а-а, по строчкам, по фразам (первую фразу поем вслух, вторую – «про себя», по рядам; пение без сопровождения (a’capella). Такие задания активизируют у детей внимание, они лучше слышат себя что положительно сказывается на умении интонационно точно передавать мелодию. Здесь необходимо чётко разграничивать дыхание по фразам, следить, чтобы дети не брали дыхание в середине слова.

3.2. Слушание народной музыки

Цель: Развивать активное восприятие музыки, формировать эмоциональную отзывчивость, накапливать фольклорный багаж.

В данном разделе дети знакомятся с русскими народными песнями в исполнении различных исполнителей народной песни. На основе слушания народных песен необходимо проводить с детьми познавательные беседы о народном творчестве, праздниках, обрядах, так как песни эти неразрывно связаны с бытом, трудом и жизнью крестьян.

В процессе слушания детям прививается интерес и к русским народным инструментальным произведениям. Лучше всего предлагать произведения контрастного характера, например, веселую «Камаринскую» и спокойную «Во поле береза стояла», «Светит месяц» и «Ходила младешенька по борочку». Так, дети вникают в музыкальный образ, учатся сравнивать и анализировать характер произведения.

При прослушивании музыки должны обязательно использоваться иллюстрации, репродукции картин русских художников. Так же в процессе слушания необходимо знакомить детей со звучанием русских народных инструментов (гусли, гармонь, баян, балалайка, домра, рожок, свистулька, трещотки, а также рассказывать об истории их происхождения.

Для закрепления знаний народных инструментов можно проводить музыкально-дидактические игры «Определи инструмент по звучанию», «Музыкальное лото», «Убери лишний инструмент», «Собери картинку» («Разрезные картинки»).

3.3. Народная хореография

Цель: Широко использовать русскую народную музыка в обучении детей народным танцам и хороводам. Развивать на основе народной музыки координацию движений и чувство ритма. Учить передавать в движениях характер музыки.

Работа по обучению детей танцам, должна быть организована так, чтобы она соответствовала трё м важным условиям:

- Быть лёгкой для детей и педагога;

- Быть интересной для них;

- Быть систематической формой обучения;

Музыка для движения должна быть художественной, доступной ребёнку по форме и по изложению. Важно, чтобы ребёнок чувствовал не только общий характер музыки, но и различные средства её выразительности, как, например, ритмический рисунок мелодии, фразировку, динамику и по своим возможностям передавал это в движении. Русская народная музыка в большинстве случаев отвечает этим требованиям. Мелодии её просты, логичны, в них ярко выражена фразировка. Всё это помогает детям лучше понимать музыкальную речь, развивает у них чувство формы музыкального произведения.

Сначала нужно учить детей выразительно исполнять элементы движений русской пляски: дробный (топающий) шаг, простой хороводный шаг, шаг с притопом с движением вперед, приставной боковой шаг. «ковырялочка», «моталочка», «гармошечка», «припадание», «верёвочка», полуприседания и др. Очень помогают в разучивании танцевальных элементов народных плясок определенные подговорочки.

Например, движение «гармошечка» следует сопровождать такой подговорочкой:

«Ты играй, моя гармошка,

До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Посмотрите, полюбуйтесь,

Как танцуют на Руси».

Движение ног «гармошечка» очень похоже на движение мехов у гармошки, когда на ней играют.

Подговорочка для «ковырялочки», «дроби» :

«Каблучками я стучу,

Пляску русскую учу.

Пляска русская моя

Замечательная».

Подговорочка для полуприсядки, присядки:

«Сяду, встану, сяду, встану

И как мячик подскачу.

Приседать я не устану,

Я танцором стать хочу».

3.4. Музыкально-фольклорные игры

Цель: Развить индивидуальные качества личности ребенка, способность к творческому самовыражению путем исполнения в музыкально – фольклорных играх ролей различных персонажей.

Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Народная игра имеет игровой зачин – считалку. Она помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей. Народная игра соединяет песню с движением (в хороводной игре). Действие здесь происходит в ритме, тексте. Ребёнок драматизирует то, о чём поётся в песне, так как песня связана с игрой.

Народные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развивают сообразительность, быстроту реакции, физически укрепляют ребёнка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать сообща. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает игры интересными для детей.

Организуя игру, руководя ею, педагог воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребёнка. Становясь участником игры, ребёнок сталкивается с необходимостью согласовывать действия с другими детьми, подчиняться правилам в игре.

3.5. Игра на народных музыкальных инструментах

Цель: увлечь детей народными музыкальными инструментами; формировать навыки игры на народных музыкальных инструментах; продолжать знакомить с многообразием народной музыкальной культурой в практике музицирования; дать возможность каждому ребенку свободно импровизировать на народных инструментах.

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Дети проявляют большой интерес к игре на народных музыкальных инструментах: ложках, бубнах, трещотках, колокольчиках, свистульках и др. инструментах. Многим игра на музыкальных инструментах помогает передать свои чувства, внутренний мир, обогащает музыкальные впечатления, а так же оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Проект:Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Вид проекта: Творческо –познавательный (смешанный). Срок реализации: Краткосрочный,.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Конспект занятия в средней группе «Весёлые ложки» Тема. «Весёлые ложки» Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры. Задачи: Знакомить с предметами обихода – деревянными ложками,.

Приобщение детей к истокам народной культуры родного края Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое,.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры Введение Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду» является.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством аппликации «Матрёшка» (первая младшая группа)Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством аппликации «Матрёшка» (первая младшая группа) Цель данного занятия: познакомить детей с русской деревянной игрушкой - матрёшка. Программные задачи занятия: - Образовательные: 1) познакомить.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Гляжу в озера синие, в полях ромашки рву. Зову тебя Россиею - единственной зову. Не знаю счастья большего, чем жить одной судьбой. Грустить.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Направление проекта: познавательно-творческий. Тип проекта: Среднесрочный. Руководитель проекта: Дюба Марина Владимировна, воспитатель,.

Развлечение «Ярмарка». Приобщение детей к истокам русской народной культуры Воспитатель Щербакова Татьяна Леонидовна МБДОУ д/с № 23 «Радуга» общеразвивающего вида город Щелково Московская область подготовительная.

Приобщение к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ. Детский сад №41 город Орел.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры
Опубликовано: 22 августа 2016 в 11:43
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД