Татьяна Александровна Васина
Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям
▼ Скачать + Заказать документы
Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. К народным традициям относятся народные праздники, обряды, обычаи, игры.
Приобщение детей к народным традициям – направление, обеспечивающее связь поколений, способствующее всестороннему гармоничному развитию личности.
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям» размещена в разделах
В настоящее время все большую актуальность приобретает укрепление национальных культурных традиций через различные фольклорные формы, семейно-бытовые обычаи, обряды, ритуалы. Приобщение детей к народным традициям – направление, обеспечивающее связь поколений, способствующее всестороннему гармоничному развитию личности, решающее задачи физического, умственного, нравственного, художественно-эстетического, трудового и семейного воспитания.
Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
К народным традициям относятся народные праздники, обряды, обычаи, игры.
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует такие компоненты народной культуры, как фольклор, сказки, песни, пословицы, поговорки, праздники.
В нашем детском саду уже не первый год активно реализуется дополнительная общеобразовательная программа «Горница», основным направлением которой является патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к народным традициям.
В рамках программы решаются следующие педагогические задачи:
- развивать интерес к истории родной страны, к истории народа, его культуре;
- воспитывать любовь к Родине, к родной природе;
- развивать у детей интерес к народным играм, русскому фольклору;
- формировать у детей умение соотносить явления, происходящие в природе с народными приметами;
- поощрять активное и осмысленное участие детей в проведении календарно-обрядовых праздников;
- знакомить с историей русского костюма, его элементами, объяснять значения некоторых украшений костюма;
- знакомить с изделиями народных промыслов, с русскими ремеслами и занятиями.
Одновременно с этим ставится задача – создавать и пополнять развивающую среду по обозначенной теме. Выделенное в детском саду помещение оформлено в виде русской горницы, с печью, деревянным столом, лавками, самоткаными половиками, вышитыми рушниками. Уже не первый год собираются предметы русского быта: ухват, кочерга, самовар, веретено, прялка, деревянные ложки, котелки, корзинки, короба разного размера и т. д.
В «горнице» проходят занятия по ознакомлению детей с народной культурой, которые проводит педагог дополнительного образования – Барченко Тамара Николаевна.
Наша «горница» вызывает большой эмоциональный отклик у ребят. Детям интересно увидеть в действии веретено, прялку, бердо, покачать в колыбели куклу Катю, укрыв ее лоскутным одеялом, самим замесить тесто в кадке, растолочь в ступке зерно. От каждой новой встречи дети получают радость и удовольствие.
В «горнице» ребята знакомятся с народными сказками, песнями, играют в народные хороводные игры, рассматривают изделия народных промыслов, знакомятся с народными ремеслами : валянием из шерсти, вышивкой, элементарными приемами ткачества и т. д.
Работая в тесном сотрудничестве с педагогом дополнительного образования, воспитатели нашего детского сада знакомят детей с различными видами народных росписей, с прикладным искусством. Оформляют мини-выставки и мини-музеи по темам: «Золотая хохлома», «Куклы наших прабабушек», «Русский головной убор», «Валенки да варежки» и др.
Особое внимание в нашем детском саду уделяется организации и проведению народных праздников : Масленица, Рождество, Починки, Сороки, Сретение, Осенины и т. д. При подготовке праздников педагоги ДОУ проводят большую предварительную работу: рассказывают детям о праздничных традициях наших предков, разучивают с ребятами народные песни и игры, характерные для того или иного народного праздника. Кроме этого ведется и активная работа с родителями: оформляются папки передвижки, мини-консультации, знакомящие родителей с народными праздниками. Совместными усилиями детей, родителей и педагогов в детском саду оформляются праздничные выставки: «Рождественский свет», «Кукла Масленица» и др.
Отрадно наблюдать, как в праздничный день в чудесную атмосферу народного праздника погружается весь детский сад: повсюду слышны хороводные песни, на кухне готовится праздничное угощение (блины - на Масленицу, булочки-жаворонки - на праздник Сороки).
Помимо занятий в «горнице» и народных праздников, знакомство с народными традициями продолжается и в повседневной жизни детей. Подобрана серия потешек, пестушек, прибауток, колыбельных песенок, скороговорок, приговорок, закличек, которые используются в работе с детьми, в ходе режимных моментов. Так, например, при умывании:
Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Деткам улыбаемся.
Успокоить ребят, создать в группе тишину, поможет потешка:
Чики-чики, чики-чок,
Где ты, дедушка Молчок?
Заходи к нам, посидим,
По-мол-чим.
Самые простые пoтешки, пестушки, веселые хороводные песенки помогают в создании забавляющих, успокаивающих и отвлекающих ситуаций, положительно влияющих на ребенка.
Элементы народной педагогики в нашем детском саду часто используются и во время прогулок, организованных наблюдений за явлениями природы. Например, детям очень нравится проверять правильность народных примет : «Птицы сидят на ветках нахохлившись – быть дождю», «Если в пасмурную погоду цветы одуванчика открыты – дождя не будет» и др.
Очень нравятся нашим ребятам и народные заклички, с помощью которых, например, зазывается дождик, солнышко, богатый урожай, весна-красна:
Весна-красна,
Приди ясна.
Нам зима надоела,
Весь наш хлеб поела.
Работа по приобщению детей к народным традициям находит отклик в сердцах многих педагогов нашего детского сада. Они охотно принимают участие в мероприятиях, посвященных данной тематике, осваивают забытые русские ремесла: ткачество на дощечках, валяние из шерсти, плетение из природных материалов, изготовление народных кукол-оберегов и др. Наши педагоги охотно делятся своим опытом с коллегами, а самое главное - дарят свет и тепло народных традиций своим воспитанникам, искренне веря, что выйдя из стен детского сада, ребята будут гордиться своим происхождением, своей страной, традициями и культурой русского народа.