Лучший педагог года

Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям

Татьяна Александровна Васина
Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям

Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. К народным традициям относятся народные праздники, обряды, обычаи, игры.

Приобщение детей к народным традициям – направление, обеспечивающее связь поколений, способствующее всестороннему гармоничному развитию личности.

Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям» размещена в разделах

В настоящее время все большую актуальность приобретает укрепление национальных культурных традиций через различные фольклорные формы, семейно-бытовые обычаи, обряды, ритуалы. Приобщение детей к народным традициям – направление, обеспечивающее связь поколений, способствующее всестороннему гармоничному развитию личности, решающее задачи физического, умственного, нравственного, художественно-эстетического, трудового и семейного воспитания.

Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

К народным традициям относятся народные праздники, обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует такие компоненты народной культуры, как фольклор, сказки, песни, пословицы, поговорки, праздники.

В нашем детском саду уже не первый год активно реализуется дополнительная общеобразовательная программа «Горница», основным направлением которой является патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к народным традициям.

В рамках программы решаются следующие педагогические задачи:

- развивать интерес к истории родной страны, к истории народа, его культуре;

- воспитывать любовь к Родине, к родной природе;

- развивать у детей интерес к народным играм, русскому фольклору;

- формировать у детей умение соотносить явления, происходящие в природе с народными приметами;

- поощрять активное и осмысленное участие детей в проведении календарно-обрядовых праздников;

- знакомить с историей русского костюма, его элементами, объяснять значения некоторых украшений костюма;

- знакомить с изделиями народных промыслов, с русскими ремеслами и занятиями.

Одновременно с этим ставится задача – создавать и пополнять развивающую среду по обозначенной теме. Выделенное в детском саду помещение оформлено в виде русской горницы, с печью, деревянным столом, лавками, самоткаными половиками, вышитыми рушниками. Уже не первый год собираются предметы русского быта: ухват, кочерга, самовар, веретено, прялка, деревянные ложки, котелки, корзинки, короба разного размера и т. д.

В «горнице» проходят занятия по ознакомлению детей с народной культурой, которые проводит педагог дополнительного образования – Барченко Тамара Николаевна.

Наша «горница» вызывает большой эмоциональный отклик у ребят. Детям интересно увидеть в действии веретено, прялку, бердо, покачать в колыбели куклу Катю, укрыв ее лоскутным одеялом, самим замесить тесто в кадке, растолочь в ступке зерно. От каждой новой встречи дети получают радость и удовольствие.

В «горнице» ребята знакомятся с народными сказками, песнями, играют в народные хороводные игры, рассматривают изделия народных промыслов, знакомятся с народными ремеслами : валянием из шерсти, вышивкой, элементарными приемами ткачества и т. д.

Работая в тесном сотрудничестве с педагогом дополнительного образования, воспитатели нашего детского сада знакомят детей с различными видами народных росписей, с прикладным искусством. Оформляют мини-выставки и мини-музеи по темам: «Золотая хохлома», «Куклы наших прабабушек», «Русский головной убор», «Валенки да варежки» и др.

Особое внимание в нашем детском саду уделяется организации и проведению народных праздников : Масленица, Рождество, Починки, Сороки, Сретение, Осенины и т. д. При подготовке праздников педагоги ДОУ проводят большую предварительную работу: рассказывают детям о праздничных традициях наших предков, разучивают с ребятами народные песни и игры, характерные для того или иного народного праздника. Кроме этого ведется и активная работа с родителями: оформляются папки передвижки, мини-консультации, знакомящие родителей с народными праздниками. Совместными усилиями детей, родителей и педагогов в детском саду оформляются праздничные выставки: «Рождественский свет», «Кукла Масленица» и др.

Отрадно наблюдать, как в праздничный день в чудесную атмосферу народного праздника погружается весь детский сад: повсюду слышны хороводные песни, на кухне готовится праздничное угощение (блины - на Масленицу, булочки-жаворонки - на праздник Сороки).

Помимо занятий в «горнице» и народных праздников, знакомство с народными традициями продолжается и в повседневной жизни детей. Подобрана серия потешек, пестушек, прибауток, колыбельных песенок, скороговорок, приговорок, закличек, которые используются в работе с детьми, в ходе режимных моментов. Так, например, при умывании:

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

Успокоить ребят, создать в группе тишину, поможет потешка:

Чики-чики, чики-чок,

Где ты, дедушка Молчок?

Заходи к нам, посидим,

По-мол-чим.

Самые простые пoтешки, пестушки, веселые хороводные песенки помогают в создании забавляющих, успокаивающих и отвлекающих ситуаций, положительно влияющих на ребенка.

Элементы народной педагогики в нашем детском саду часто используются и во время прогулок, организованных наблюдений за явлениями природы. Например, детям очень нравится проверять правильность народных примет : «Птицы сидят на ветках нахохлившись – быть дождю», «Если в пасмурную погоду цветы одуванчика открыты – дождя не будет» и др.

Очень нравятся нашим ребятам и народные заклички, с помощью которых, например, зазывается дождик, солнышко, богатый урожай, весна-красна:

Весна-красна,

Приди ясна.

Нам зима надоела,

Весь наш хлеб поела.

Работа по приобщению детей к народным традициям находит отклик в сердцах многих педагогов нашего детского сада. Они охотно принимают участие в мероприятиях, посвященных данной тематике, осваивают забытые русские ремесла: ткачество на дощечках, валяние из шерсти, плетение из природных материалов, изготовление народных кукол-оберегов и др. Наши педагоги охотно делятся своим опытом с коллегами, а самое главное - дарят свет и тепло народных традиций своим воспитанникам, искренне веря, что выйдя из стен детского сада, ребята будут гордиться своим происхождением, своей страной, традициями и культурой русского народа.

Публикации по теме:

«Приобщение детей к русским народным традициям». Изготовление подставки под пасхальное яйцо«Приобщение детей к русским народным традициям». Изготовление подставки под пасхальное яйцо Светлый День Воскресения Христова за долгие годы не утратил своего значения и не был забыт людьми и ежегодно отмечается с большим торжеством.

Приобщение дошкольников к народным традициям через декоративно-прикладное искусство Каждый год и в каждой семье на Пасху принято красить яйца, ведь они являются символом этого светлого праздника и обязательно должны присутствовать.

Приобщение детей к традициям народной культуры Народные традиции это объективный компонент жизни. Они передаются от поколения к поколению. И исчезают они вместе только с народом. Каждый.

Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии» Галина Заева. Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии». В моем сердце уголок найдется, Для.

Фотоотчет «Приобщение детей к русским традициям»Фотоотчет «Приобщение детей к русским традициям» В нашей"Улыбке"прошла неделя русского народного творчества. А итогом и обобщением по традиции прошло развлечение "Русская матрешка"! Главной.

Фрагмент проекта «Приобщение детей подготовительной группы к русским народным традициям и праздникам» Выпечка жаворонковФрагмент проекта «Приобщение детей подготовительной группы к русским народным традициям и праздникам» Выпечка жаворонков Фрагмент проекта "Приобщение детей подготовительной группы к русским народным традициям и праздникам" Воспитатель Скворцова Надежда Вячеславовна.

Опыт работы «Приобщение дошкольников к русским народным традициям посредством православных праздников» Опыт работы «Приобщение дошкольников к русским народным традициям посредством православных праздников» Подготовила: музыкальный.

Работа с родителями. Педагогическая гостиная «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям семьи» Педагогическая гостиная. «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям семьи» Участники: родители детей старшей группы №5. Длительность:.

Рождественские святки. Приобщение детей дошкольного возраста к традициям празднования РождестваРождественские святки. Приобщение детей дошкольного возраста к традициям празднования Рождества Праздник Новый год, которого мы так долго ждали дети и взрослые закончился, но настала череда других праздников – народных. Как говорили.

Семинар-практикум «Приобщение детей к народным традициям, к историческому прошлому через устное народное творчество» Цель: Выявить и обобщить знания педагогов по данной теме, вызывать интерес к практической деятельности и желание делиться своим опытом друг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям
Опубликовано: 15 мая 2017 в 15:34
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД