МААМ-картинки

Приобщение дошкольников к чувашской национальной культуре через чтение художественной литературы.

Наталья Платонова
Приобщение дошкольников к чувашской национальной культуре через чтение художественной литературы.
▼ Скачать + Заказать документы

Приобщение дошкольников к чувашской национальной культуре через чтение художественной литературы.

Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям других народов. является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам чувашского народа. Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. В настоящее время не мене важно воспитать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов. Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций, фольклора и обычаев; сохранить, приумножить и передать их будущим поколениям. Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Особенности работы по этнокультурному компоненту заключается систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях чувашского народа, обогащении предметно- пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников. Для работы с детьми был изготовлен иллюстративный и поделочный материал по темам непосредственных образовательных деятельностей. Собрали традиционные сказки, пословицы и поговорки. Дети очень любят рассматривать красочные книги, иллюстрации и фотографии. Сочетание рассказов, бесед, устного народного творчества позволило решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появился устойчивый интерес, они научились устанавливать простейшие связи между русским и чувашским народами.

Публикация «Приобщение дошкольников к чувашской национальной культуре через чтение художественной литературы,» размещена в разделах

Конспект на тему : «Лиса- плясунья»

Цель: формирование национального самосознания, приобщение детей к культуре чувашского народа, его духовным и материальным ценностям, знакомство с историей другой национальности.

Задачи:

• Знакомство с чувашской национальной одеждой и украшениями, кухней, культурой быта.

• Воспитание чувства патриотизма, интереса к культуре, материальным и духовным ценностям чувашского народа.

• Развитие зрительно- моторной координации, развитие наглядно- образного мышления.

Интеграция о образовательных областях:

Познание- расширение и уточнение знаний детей о чувашской самобытной культуре

Социализация- мотивация и активизация познавательной деятельности детей

Коммуникация- развитие речевой активности процессе познавательной деятельности

Предварительная работа: совместное чтение чувашской народной сказки «Лиса- плясунья», просмотр иллюстраций с кухонной утварью, национальными костюмами, словарная работа- знакомство с некоторыми названиями предметов и блюд на чувашском языке.

Материалы и оборудование: иллюстрации, игрушка Лиса, разноцветные крупные бусины, разноцветные макаронные изделия, тонкие веревки длиной 40см.

Словарная работа

Ложка,вилка, нож.

Ложка суповая, ложка десертная, ложка чайная, нож, вилка.

Ширтан, хулпу, шурпи.

Ширтан- мясная колбаса. Хулпу- пирог с картофелем и мясом, шурпи- суп из внутренностей животных.

Кепе,хушпу.

Кепе- национальное платье женщин. Хушпу- женский головной убор.

Хушпу- головной убор для женщин, тухья- для девушек. Для их изготовления нужны многоцветный бисер, серебряные монеты.

Алка, монисто, шулкеме.

В сказке «Лиса- плясунья»

В чувашской народной сказке «Лиса- плясунья»

Видели

чувашские национальные блюда, костюмы, украшения, головные уборы, музыкальный инструмент- гусли.

(некоторое из перечисленного)

Слышали музыку гуслей, чувашскую национальную музыку.

(некоторое из перечисленного)

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Ах, какое сегодня прекрасное утро. Какое солнышко! А какие улыбки у наших ребятишек, в каждой улыбке свое солнышко, каждый тянется к свету и теплу. Ребята, давайте представим, что мы с вами цветочки на клумбе.

Ветер с травкою играет

Стебельки ее качает

Мы в траве нашли цветок-

Синенький бутончик

Раскрывает лепестки

Нежный колокольчик

Лепестки он к солнцу тянет

Без воды он быстро вянет

Мы польем его сейчас

Пусть он радует всех нас

Ребята, у нас сегодня необычный день. К нам в гости прибежала из сказки рыжая плутовка. В сказке дед хотел из нее шапку сшить, но перехитрила она деда с бабкой, убежала в лес. Как вы думаете, кто это? Правильно. А из какой сказки она к нам пришла? А какого народа эта сказка?

-Ой, а куда это я попала?

-Здравствуй, лиса. Попала ты в детский сад.

-Да, далеко я убежала.

-А откуда, ты лисонька бежишь?

-Прибежала я к вам из сказки «Лиса- плясунья».Поймал меня дед, хотел из моей шкуры воротник сшить, но я насилу вырвалась. Перехитрила деда с бабой.

-Ребята, давайте мы с вами представим, что оказались в чувашской сказке, чувашской избе вместе с лисой, стариком и старухой. Согласны?

Раз- два- три, глазки ты сомкни, в сказку «Лиса- плясунья» попади.

Вот мы и очутились в чувашской народной сказке «Лиса- плясунья»! Вот поймал старик лису и стал нож затачивать, чтоб ее зарезать. Ребята, а какие столовые приборы вам уже знакомы?

Хотел старик сшить из лисьего меха себе новую, теплую шапку, а свою старик старую шапку- ушанку в огонь бросил. Ребята, давайте поможем старику выбрать себе новую шапку- ушанку?

-Поставила старуха в печь чувашские национальные блюда.. Как все вкусно и аппетитно выглядит!

Посмотрите, это ширтан- мясная колбаса, хулпу- пирог с картофелем и мясом, шурпи- суп из внутренностей животных

Л: А старик со старухой и говорят мне, чтобы сплясала я напоследок, да развеселила их!

- Давайте и мы, ребята, разомнемся вместе с нашей гостьей- Лисой!

У лисицы острый нос,

У нее пушистый хвост,

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

Лиса важно похаживает

Шубу пышную поглаживает.

-Я- охотница до птицы!

Кур ловить я мастерица!

Как увижу- подкрадусь!

И тихонько затаюсь.

После прыгну и схвачу,

Деткам в норку отнесу!

Л: -А я попросила их дать мне платье, чтоб нарядиться для танца! Старуха достала из сундука несколько чувашских платьев- кепе. Я одела самое красивое. Потом я попросила хушпу.

-Дети, какие головные уборы предназначены для женщин чувашской национальности? а для девушек? А что нужно для их изготовления?

Л:- А старик со старухой все не унимаются, все заставляют меня сплясать. Я тогда попросила у них еще монисто.

-Ребята, а как называют украшения на грудь для девушек чувашской национальности? А для женщин?

Ребята, давайте мы с вами тоже попробуем сделать украшение для своих мам! Но для этого нужно размять свои пальчики.

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

Возьмите разноцветные макаронные изделия, веревочки, бусины. Проденьте ее в дырочку и получиться красивое украшение на грудь- алка. Вот как замечательно получилось! Молодцы!

Л:- Потом, попросила я еще браслет- сула. Он тоже сделан из монеток и бусин. Вот заиграл а гуслях.

Послушайте, ребята как играют гусли. Это старинный музыкальный инструмент.

Л: - Одела я все украшения и стала плясать, а старик со старухой и рады, в ладоши хлопают, смеются. Стало мне жарко и попросила я дверь приоткрыть. Старуха открыла дверь, а я- убежала в лес. Только меня и видели! А старик со старухой остались без новой шапки, да и старая сгорела.

Вот какая лиса хитрая, да изворотливая! Обманула старика со старухой, да и была такова! Как же это у нее получилось?

Давайте, и мы спляшем с лисой, чувашский народный танец!

Л:- Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец! До новых встреч, ребята! Мне пора в лес возвращаться!

Раз- два- три- глазки ты сомкни,

Вокруг себя обойди, и снова в садик попади!

Ребята, где мы с вами побывали?

А что мы видели?

А что мы там слышали?

Ребята! Запомните хорошенько все то, что видели и слышали, ведь это- история республики Чувашия!

Дети с воспитателем встают полукругом к гостям, здороваются с ними.

дети встают в круг и вместе с воспитателем повторяют слова стихотворения и выполняют движения.

Дети делают круговые махи руками. Плавные движения кистями рук. Присели на корточки. Складываем ладони лодочкой. Постепенно раскрывают пальчики. Встают, поднимают руки над головой, отпускают голову, плечи, руки вниз. Быстро разнимают и сжимают кулачки

Появляется лиса (сказочный персонаж, которого играет ребенок)

Дети вместе с педагогом встают в круг, держась за руки, проговаривая слова вместе с воспитателем.

Дети садятся полукругом на стульчики.

Дети выбирают правильный ответ

Дети смотрят изображения различных головных уборов, выбирая шапку- ушанку.

Дети рассматривают иллюстрации с изображением чувашских национальных блюд, называя национальные блюда.

Дети встают вместе с педагогом в круг, держась за руки

Дети вместе с воспитателем читают стих и выполняют движения.

Просмотр иллюстраций с чувашскими национальными костюмами, дети проговаривают их названия.

Просмотр иллюстраций с изображением чувашских народных украшений

Просмотр иллюстраций с изображением чувашских народных украшений.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки.

Дети присаживаются за рабочие столы.

Дети делают украшения на грудь своим мамам и бабушкам

Показ иллюстрации с изображением гуслей,

прослушивание аудио записи музыкального инструмента- гусли.

Дети вместе с педагогом исполняют элементы чувашского народного танца под музыку.

Дети прощаются с лисой.

Публикации по теме:

Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по краеведению .

Оформление стенда «Декада чувашской национальной культуры»Оформление стенда «Декада чувашской национальной культуры» Барельефная живопись \"Чувашский национальный костюм" Оформление стенда \"Декада чувашской национальной культуры\" Ежегодно в нашем ДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к чувашской национальной культуре через чтение художественной литературы.
Опубликовано: 19 января 2015 в 23:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение дошкольников к чувашской национальной культуре через чтение художественной литературы.» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Платонова (УИ 298976) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД