Ксения Смагленко
Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав»
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников
Тип проекта: творческий, практико - ориентированный.
Участники проекта: дети подготовительных групп, педагоги, родители.
Срок реализации: 1 год
Актуальность:
Воспитание культурной, духовно-нравственной личности – первоочередная задача педагогов дошкольного образования и современного общества в целом. На «… формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности ориентирует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проблема заключается в том, что в настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается нравственное и духовное развитие маленького человека, без которого все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Перед педагогами стоит проблема развития духовно-нравственной культуры современного подрастающего поколения, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно-образовательном процессе. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Публикация «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников „Календарь забав“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Проблема формирования духовной культуры и нравственности у современных детей остаётся актуальной, что обуславливает выбор темы настоящего проекта:
«Приобщение дошкольников к истокам культуры через народные фольклорные праздники».
Таким образом, исходя из вышесказанного, сформулирована цель, задачи, предполагаемый результат проекта.
Цель проекта: Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к народной культуре в процессе ознакомления с народными праздниками.
Задачи проекта:
• Познакомить детей с народными праздниками и их значимостью в жизни народа.
• Формировать представления о традициях народных праздников.
• Развивать у детей эмоционально - ценностное отношение к народным традициям, праздникам.
• Воспитывать у детей чувство причастности к народной культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
• Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта.
Методы реализации проекта
1. Наглядно-действенный метод:
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- экскурсии, целевые прогулки;
- чтение педагогом художественной литературы.
2. Словесно-образный метод:
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- загадывание и отгадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказы детей о своих впечатлениях;
- сообщения дополнительного материала воспитателем.
3. Практический метод:
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация;
- проведение подвижных и хороводных игр
- изготовление атрибутов к сказкам;
- организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;
- организация вечеров с родителями, для родителей;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация продуктивной деятельности: изобразительная деятельность (впечатления после праздника, ручной труд (изготовление подарков, сувениров)
Ресурсы, необходимые для запуска проекта:
1. Обеспечение материально-технических условий;
2. Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;
4. Подборка подвижных, хороводных игр;
5. Использование мультимедийного комплекса и презентаций.
Прогнозируемый результат:
1. Осмысленное и активное участие детей в народных праздниках;
2. Расширение у детей представления об особенностях народной культуры;
3. Формирование устойчивого интереса у детей к истории и культуре своего народа, уважения к историческому наследию;
4. Развитие творческих способностей детей.
5. Компетентность родителей в вопросах национальной культуры.
6. Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы реализации проекта:
I Этап – Подготовительный:
• Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
• Определение цели и задачи проекта, разработка плана мероприятий.
• Изучение методической литературы и передового опыта педагогов.
• Подбор необходимой художественной литературы, пособий, атрибутов.
II Этап – Организационный:
• Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.
• Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
• Проведение с детьми праздников и развлечений, выставок продуктов детской деятельности.
• Заполнение «Календаря забав».
III Этап – Заключительный
• Проведение семинара «Приобщение дошкольников к народной культуре» на муниципальном уровне.
• Самоанализ проделанной работы, внесение корректив и планирование перспективы.
Календарный план реализации проекта
Календарный период Тема Педагогическая цель Программное содержание
Осень «Восенушка-осень, сноп последний косим» Приобщить детей к истокам русской народной культуры; развивать эмоциональную отзывчивость. Беседы о характерных для осени праздниках (Покров, Сергиев день, Кузьминки)
«Покров, натопи нашу избу без дров!» Познакомить детей с праздником Покрова, народными приметами и обычаями, с песнями, играми этого периода. Рассказ о празднике Покрова. Разучивание потешек, игр, стихов, песен.
«Капустные посиделки» Приобщить детей к истокам русской народной культуры, развивать эмоциональную отзывчивость; познакомить с русскими народными обычаями (посиделками). Разучивание пословиц, загадок, поговорок, частушки про капусту; хоровод «Завивание капустки».
«Кузьма и Демьян» Приобщить детей к истокам русской народной культуры. Познакомить с праздником «Кузьминки» Рассказ о празднике Кузьминки. Разыгрывание русских народных игр «Кузнецы», «Подушечка».
Зима Рождественские святки Приобщить детей к истокам русской народной культуры. Познакомить детей с праздником Святки, народными обычаями, обрядами, приметами, поговорками, колядками. Праздник- развлечение. Разыгрывание сценок колядования, русских народных игр, обряда гадания, изготовление детьми и родителями рождественских сувениров.
«Широкая Масленица» Приобщить детей к истокам русской народной культуры. Познакомить детей с праздником Масленица, с народными приметами, обычаями, связанными с ним. Разучить хороводные игры, масленичные песни. Изготовить из соломы и шерстяных ниток солнце – символ Масленицы. Рассказ о празднике Масленица, о народных приметах, обычаях. Разучивание закличек. Праздник-развлечение «Широкая Масленица».
Весна «Летит Кулик из-за моря, ведет весну из неволи». Приобщить детей к истокам русской народной культуры. Познакомить детей с праздником Сороки, с народными приметами, обычаями, связанными с этим праздником. Знакомство с праздником Сороки, новыми закличками: «Жаворонушки», «Весна, весна красная», «Грачи-киричи», «Чувиль». Разучивание русских народных игр. Праздник- развлечение «Сороки».
Вербное воскресенье Познакомить детей с праздником Вербное воскресенье. Знакомство с народным праздником Вербное воскресенье. Хоровод «Верба, вербочка»
Святая Пасха Приобщить детей к истокам русской народной культуры. Познакомить детей с праздником Пасхи, с народными приметами и обычаями, связанными с этим праздником. Разучить весенние хороводы и пасхальные игры. Рассказ детям о празднике Пасха. Праздник-развлечение «Пасхальный перезвон»
Лето Берёза моя, берёзонька… Приобщить детей к истокам русской народной культуры; развивать эмоциональную отзывчивость; познакомить с праздником Троица, обрядом завивания берёзы на Троицу, с обрядом кумления. Познакомить детей праздником Троица, с обрядом завивания берёзы на Троицу. Праздник «Зеленные святки»
Яблочный Спас Приобщить детей к истокам русской народной культуры; развивать эмоциональную отзывчивость; познакомить с праздником Яблочный Спас Праздник-развлечение «Яблочный спас», приготовление сувениров из яблок, угощенья. Разучивание хороводов, стихов и потешек.
III Этап – Заключительный:
• Проведение семинара «Приобщение дошкольников к народной культуре» на муниципальном уровне.
• самоанализ проделанной работы, внесение корректив и планирование перспективы.