МААМ-картинки

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав» (3 фото)

Ксения Смагленко
Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав»
▼ Скачать + Заказать документы

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников

Тип проекта: творческий, практико - ориентированный.

Участники проекта: дети подготовительных групп, педагоги, родители.

Срок реализации: 1 год

Актуальность:

Воспитание культурной, духовно-нравственной личности – первоочередная задача педагогов дошкольного образования и современного общества в целом. На «… формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности ориентирует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проблема заключается в том, что в настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается нравственное и духовное развитие маленького человека, без которого все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Перед педагогами стоит проблема развития духовно-нравственной культуры современного подрастающего поколения, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно-образовательном процессе. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Публикация «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников „Календарь забав“» размещена в разделах

Проблема формирования духовной культуры и нравственности у современных детей остаётся актуальной, что обуславливает выбор темы настоящего проекта:

«Приобщение дошкольников к истокам культуры через народные фольклорные праздники».

Таким образом, исходя из вышесказанного, сформулирована цель, задачи, предполагаемый результат проекта.

Цель проекта: Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к народной культуре в процессе ознакомления с народными праздниками.

Задачи проекта:

• Познакомить детей с народными праздниками и их значимостью в жизни народа.

• Формировать представления о традициях народных праздников.

• Развивать у детей эмоционально - ценностное отношение к народным традициям, праздникам.

• Воспитывать у детей чувство причастности к народной культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

• Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта.

Методы реализации проекта

1. Наглядно-действенный метод:

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- экскурсии, целевые прогулки;

- чтение педагогом художественной литературы.

2. Словесно-образный метод:

- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

- загадывание и отгадывание загадок;

- рассматривание наглядного материала;

- рассказы детей о своих впечатлениях;

- сообщения дополнительного материала воспитателем.

3. Практический метод:

- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация;

- проведение подвижных и хороводных игр

- изготовление атрибутов к сказкам;

- организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;

- организация вечеров с родителями, для родителей;

- изготовление с детьми наглядных пособий;

- организация продуктивной деятельности: изобразительная деятельность (впечатления после праздника, ручной труд (изготовление подарков, сувениров)

Ресурсы, необходимые для запуска проекта:

1. Обеспечение материально-технических условий;

2. Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);

3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;

4. Подборка подвижных, хороводных игр;

5. Использование мультимедийного комплекса и презентаций.

Прогнозируемый результат:

1. Осмысленное и активное участие детей в народных праздниках;

2. Расширение у детей представления об особенностях народной культуры;

3. Формирование устойчивого интереса у детей к истории и культуре своего народа, уважения к историческому наследию;

4. Развитие творческих способностей детей.

5. Компетентность родителей в вопросах национальной культуры.

6. Активное участие родителей в реализации проекта.

Этапы реализации проекта:

I Этап – Подготовительный:

• Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.

• Определение цели и задачи проекта, разработка плана мероприятий.

• Изучение методической литературы и передового опыта педагогов.

• Подбор необходимой художественной литературы, пособий, атрибутов.

II Этап – Организационный:

• Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.

• Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

• Проведение с детьми праздников и развлечений, выставок продуктов детской деятельности.

• Заполнение «Календаря забав».

III Этап – Заключительный

• Проведение семинара «Приобщение дошкольников к народной культуре» на муниципальном уровне.

• Самоанализ проделанной работы, внесение корректив и планирование перспективы.

Календарный план реализации проекта

Календарный период Тема Педагогическая цель Программное содержание

Осень «Восенушка-осень, сноп последний косим» Приобщить детей к истокам русской народной культуры; развивать эмоциональную отзывчивость. Беседы о характерных для осени праздниках (Покров, Сергиев день, Кузьминки)

«Покров, натопи нашу избу без дров!» Познакомить детей с праздником Покрова, народными приметами и обычаями, с песнями, играми этого периода. Рассказ о празднике Покрова. Разучивание потешек, игр, стихов, песен.

«Капустные посиделки» Приобщить детей к истокам русской народной культуры, развивать эмоциональную отзывчивость; познакомить с русскими народными обычаями (посиделками). Разучивание пословиц, загадок, поговорок, частушки про капусту; хоровод «Завивание капустки».

«Кузьма и Демьян» Приобщить детей к истокам русской народной культуры. Познакомить с праздником «Кузьминки» Рассказ о празднике Кузьминки. Разыгрывание русских народных игр «Кузнецы», «Подушечка».

Зима Рождественские святки Приобщить детей к истокам русской народной культуры. Познакомить детей с праздником Святки, народными обычаями, обрядами, приметами, поговорками, колядками. Праздник- развлечение. Разыгрывание сценок колядования, русских народных игр, обряда гадания, изготовление детьми и родителями рождественских сувениров.

«Широкая Масленица» Приобщить детей к истокам русской народной культуры. Познакомить детей с праздником Масленица, с народными приметами, обычаями, связанными с ним. Разучить хороводные игры, масленичные песни. Изготовить из соломы и шерстяных ниток солнце – символ Масленицы. Рассказ о празднике Масленица, о народных приметах, обычаях. Разучивание закличек. Праздник-развлечение «Широкая Масленица».

Весна «Летит Кулик из-за моря, ведет весну из неволи». Приобщить детей к истокам русской народной культуры. Познакомить детей с праздником Сороки, с народными приметами, обычаями, связанными с этим праздником. Знакомство с праздником Сороки, новыми закличками: «Жаворонушки», «Весна, весна красная», «Грачи-киричи», «Чувиль». Разучивание русских народных игр. Праздник- развлечение «Сороки».

Вербное воскресенье Познакомить детей с праздником Вербное воскресенье. Знакомство с народным праздником Вербное воскресенье. Хоровод «Верба, вербочка»

Святая Пасха Приобщить детей к истокам русской народной культуры. Познакомить детей с праздником Пасхи, с народными приметами и обычаями, связанными с этим праздником. Разучить весенние хороводы и пасхальные игры. Рассказ детям о празднике Пасха. Праздник-развлечение «Пасхальный перезвон»

Лето Берёза моя, берёзонька… Приобщить детей к истокам русской народной культуры; развивать эмоциональную отзывчивость; познакомить с праздником Троица, обрядом завивания берёзы на Троицу, с обрядом кумления. Познакомить детей праздником Троица, с обрядом завивания берёзы на Троицу. Праздник «Зеленные святки»

Яблочный Спас Приобщить детей к истокам русской народной культуры; развивать эмоциональную отзывчивость; познакомить с праздником Яблочный Спас Праздник-развлечение «Яблочный спас», приготовление сувениров из яблок, угощенья. Разучивание хороводов, стихов и потешек.

III Этап – Заключительный:

• Проведение семинара «Приобщение дошкольников к народной культуре» на муниципальном уровне.

• самоанализ проделанной работы, внесение корректив и планирование перспективы.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав»
Фото «Календарь забав»
Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников - фото
Публикации по теме:

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры»Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры» Консультация Приобщение детей к истокам народной культуры Опираясь на слова академика Д. С. Лихачева - наша задача, в том, чтобы научить.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая)Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая) Паспорт проекта Тип проекта: познавательно - творческий По времени проведения : долгосрочный. Участники: родители, воспитатель. Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав»
Опубликовано: 13 июля 2020 в 10:53
+225Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав»» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Смагленко (УИ 219759) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД