Евгения Опарина
Приобщение дошкольников к музыкальному наследию
Приобщение дошкольников к музыкальному наследию
Музыка является одним из эффективных средств патриотического воспитания, поскольку способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, преобразовывать его нравственный и духовный мир. Посредством музыкально-художественной деятельности у детей формируются такие качества, как любовь к своей малой родине, своей стране; бережное отношение к природе, чувство гордости и уважения за подвиг защитников нашей Родины, за достижения своей страны.
Публикация «Приобщение дошкольников к музыкальному наследию» размещена в разделах
В своей работе по вопросам нравственно-патриотического воспитания поставила
Цель: Формирование чувства патриотизма, нравственной и социальной активности дошкольников.
Задачи:
· Воспитывать чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу
· Развивать интерес к народному творчеству, обычаям, культуре и традициям своего народа, к истории и культуре страны.
· Формировать чувство уважения к защитникам страны, гордость за достижения наших соотечественников.
Использую следующие формы, методы и приемы:
Формы:
· Тематические занятия
· Игры (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические)
· Индивидуальная работа
· Праздники и развлечения
· Конкурсы
Методы:
Словесные:
· беседа, рассказ, объяснение, поощрение
· слушание и обсуждение музыкального произведения
Наглядные:
· демонстрация иллюстраций, карточек-схем, презентаций, видеофильмов
· показ
Практические:
· совместное с педагогом, сольное, коллективное пение;
· совместные действия танцевального и игрового характера;
Игровые:
· совместная и индивидуальная игра на детских музыкальных инструментах.
· игра-импровизация
· Музыкально-дидактические игры
Приемы:
· мотивация
· объяснение
· показ способа действия
· художественное слово
С младшего возраста дети знакомятся с простейшими формами фольклора (потешки, колыбельные, попевки) : «Ладушки», «Ой, лады, лады, лады», «Как у наших у ворот» и т. д. В средней группе детям предоставляется возможность познакомиться с различными народными инструментами, их звучанием (гармонь, балалайка, трещетка, ложки и др.) Дети сами пытаются музицировать на простейших народных инструментах (бубенцы, свистульки, ударные, шумовые) и исполнять различный песенный репертуар.
В старшем возрасте детям доступны более сложные образцы народного искусства Хороводы «Как на тоненький ледок», «На горе-то калина», Игры «Плетень», «Где был, Иванушка?», «Солнышко красно, гори, гори ясно». Песни «У нас нынче субботея», «А мы Масленицу дожидали», «Блины» и др
Дети с удовольствием музицируют под русскую народную музыку.
Дети с большим желанием участвуют в фольклорных праздниках («Масленица», «Колядки», «Русские валенки, эх, удаленьки!», музыкально-театрализованных постановках по мотивам народных сказок («Репка», «Курочка-ряба», «Рукавичка» и т. д.) где в совокупности представлены жанры песенного и поэтического творчества. Они с удовольствием по
• ют народные песни, водят хороводы, играют в народные игры.
Особое значение в рамках нравственно- патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Проведение праздников, развлечений, тематических занятий, посвященных Дню защитника Отечества: «Мы в солдатиков играем»,» Армейские учения со сказочными приключениями», «Веселый ералаш, или курс молодого бойца», «Русский солдат всегда молодец», «Наши папы – лучшие солдаты», «23 февраля –праздник всех мужчин» способствует развитию личности гражданина и патриота своей страны.
Говоря о защитниках Родины большое внимание уделяю теме Великой Отечественной войны. Участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы воспитывает уважение к людям старшего поколения, развивает чувство гордости за боевое прошлое ветеранов.
Воспитанию любви к Родине, развитию чувства патриотизма способствует проведение мероприятий, посвященных «Дню города» : концерт С днем рождения, любимый город!, музыкально-литературная композиция «Любимый город», «Дню России» : Познавательно-игровая программа «Путешествие по карте России», конкурс стихов и песен «Моя Россия»,
праздник «Россия - Родина моя».
Работа с педагогами.
Осуществляя музыкальное воспитание детей, работаю в тесном контакте с воспитателями и специалистами.
Мы вместе разрабатываем проекты по данной теме, осуществляем подбор музыкально-художественного материала, создаем презентации, оформляем пособия и атрибуты, разучиваем песни, танцы, инсценировки.
Стараемся раскрыть перед детьми суть и красоту музыкальных произведений, чтобы они стали интересными и любимыми для детей.
Работа с родителями.
Работа по формированию чувства патриотизма наиболее эффективна при поддержке родителей, которые вместе с детьми принимают участие в подготовке и проведении мероприятий, таких как «День защитника Отечества», «День мамы», «День Победы» Выступление перед ветеранами, конкурсы «Мосты любви»…» «А ну-ка, бабушки» «В мире прекрасного» Выступление перед ветеранами «Спасибо деду за Победу», Конкурс стихов и песен «Россия – Родина моя»
Большинство родителей активно участвуют в процессе, разучивают стихи, песни, с детьми, готовят костюмы, атрибуты для выступлений.
Информирую родителей о ходе образовательного процесса: беседы, консультации, проведение дней открытых дверей, оформляю материал для информационных стендов: консультации на темы «Роль семейных традиций и обычаев в воспитании подрастающего поколения», «Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыки».
Работа с социумом.
Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. И именно здесь сходятся воедино задачи общества, ДОУ и семьи в воспитании духовно-нравственной личности.
Дети приняли участие в городских конкурсах:
• Конкурс, посвященный Дню Победы «Будущие солдаты России»
• Городской фестиваль детского дошкольного творчества «Весенние колокольчики». МБУДО СДМШ им. Г. Свиридова (Песня «Прадедушка»)
• Фестиваль-конкурс детского творчества среди муниципальных дошкольных образовательных учреждений и самодеятельных коллективов «Ладушки» дипломанты 2 степени
• Концертная программа «Спасибо деду за Победу!» для ветеранов и инвалидов дома-интерната посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне.
• Фестиваль православной песни «Мосты любви» Диплом 3 степени
• Конкурс военной песни «Нам этот подвиг позабыть нельзя» дипломанты 2 степени
• Фестиваль-конкурс детского творчества, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Ладушки» дипломанты 2 степени.
Регулярно пополняю развивающую среду:
• - тематические, дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
- подборка инсценировок песен, стихов по теме
- игрушки, карточки, иллюстрации, сборники
- музыкально - дидактические игры «Государственные символы России»
- звукозаписи, видео материалы (фильмы, презентации) :
видеоклип «Я Ангелом летал», видео клип «Священная война», видеоклип «Россия –мы дети твои», фильм «Главный праздник», фильм «День Победы», «Достопримечательности Москвы» «Росссия», презентации «Россия – Родина моя», «Путешествие по карте России», «День независимости России», Государственные символы России», «Времена года» «Моя мама лучшая на свете» «Родники», «Где березоньки шумят в белой рощице» …., которые доставляют детям радость, вызывают неподдельный интерес и эмоционально-положительный отклик в их душах.
Вывод: Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Все это позволило мне решить следующие профессиональные задачи:
· Повысить познавательную активность детей
· Развить музыкальные и творческие способности воспитанников
· Все это позволяет добиться достижения поставленных задач:
· - воспитание у дошкольников любви к своей родине, к родной природе, к родному дому и семье, к матери, к истории и культуре страны, формированию гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края.
И достичь следующих результатов:
Опыт работы, накопленный мною, показывает, что проводимая работа позволяет детям раннего возраста впитывать народные традиции, знакомиться с историей своей малой Родины.
В процессе познания малой Родины дошкольники учатся
любить её, уважать людей, живущих рядом. Они получают больше информации о своей семье, ее традициях, о природе, об окружающем мире. Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к близким, друзьям, детскому саду, городу, родной природе, проявляют уважение к ветеранам, проявляют желание узнавать историю родного края.
У детей сформировались умения сравнивать и сопоставлять события и явления, воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес.
Детский интерес отразился в музыкально-художественной деятельности. Дети охотно участвуют в конкурсах, направленных на развитие творческих способностей, воспитание чувства любви к Родине.
Безусловно, работа в данном направлении интересна и очень важна, поэтому её обязательно нужно продолжать, поскольку считаю, что встреча с музыкой будит воображение детей, воспитывает чувство любви к Родному краю и окружающему его миру.