Дилара Абузарова
Приобщение дошкольников к национальной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Детство - это время, когда возможно погружение в истоки национальной культуры. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей семьи, своей нации, своей Родины. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины. Наша Родина Башкортостан – прекрасная, чудесная, страна.
Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.
Публикация «Приобщение дошкольников к национальной культуре» размещена в разделах
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из главных задач педагога. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.
В нашем ДОУ ведется систематическая работа по развитию у детей представления об истории Башкортостана, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Используются следующие формы работы:
Познавательные занятия по ознакомлению с родным краем, с декоративно прикладным искусством
Индивидуальная и дифференцированная работа
Музыкальные мероприятия и развлечения по плану
Дидактические игры и игровые упражнения
Подбор и чтение литературы
Беседы
Для реализации задач, поставленных перед педагогами по ознакомлению дошкольников с родным краем, приобщения их к духовным и материальным богатствам родного народа и народов ближайшего национального окружения необходимо создание предметно дидактической среды в детском саду и дома. В каждой возрастной группе имеется уголок, где представлены предметы народного быта, культуры, картины, художественный и методический материал, дидактические игры, куклы в национальных костюмах и т. д.
Воспитатели работают в сотрудничестве со всеми специалистами нашего учреждения. На музыкальных занятиях знакомятся с произведениями башкирских композиторов. Большое внимание уделяется использованию различных игр, проведению народных праздников: «Сабантуй», «Навруз», «Каз Омэсе",развлечений ко дню города, ко дню республики. Все это способствует формированию национального самоуважения, уважения традициям, обычаям. В комплексных занятиях рассматриваем с детьми национальные костюмы с орнаментами, знакомим, малыми формами фольклора (стихи, пословицы, народные игры). В свободное время в не произвольной беседе учим чисто говорки, загадываем и отгадываем загадки, читаем сказки. В процессе чтения сказок дети знакомятся с красивыми традициями, глубокой почтительностью и отзывчивостью, состраданием к ближнему, с историческим прошлым бытом, обычаями. Народные сказки воспевают победу добра над злом. Храбрость, мужество, доброту, воспитывают в детях положительные качества и чувства, быть добрым, смелым и честным. Ежегодно и не раз организовываем экскурсии в музеи. С детьми посетили «Музей Аксакова», «Национальный музей», где они узнали много нового и интересного, «Ботанический сад», «Лимонарий», «Музей леса», «Музей боевой славы». Ездили к памятнику Салавата Юлаева на Монумент Дружбы.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно- патриотического воспитания дошкольников.
• Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного города.
• Развивать эмоционально- целостное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
• Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственность за все. Что происходит в городе, сопричастности к этому.
• Развивать бережное отношение к городу.
• Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.