Лучший педагог года

Приобщение ребенка к природе

Светлана Липихина
Приобщение ребенка к природе

«Приобщение ребенка к природе посредством игры».

«Близ солнца, на одной из маленьких планет,

Живет двуногий зверь

Не крупного сложенья.

Живет сравнительно

Еще не много лет.

И думает, что он венец

Творенья.

Что все сокровища еще

Безвестных стран

Для прихоти его природа сотворила,

Что для него горят

Небесные светила,

Что для него ревет в час бури океан».

А. Апухтин.

Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку. И мы желаем этого своим родным и близким, друзьям.

Публикация «Приобщение ребенка к природе» размещена в разделах

Мы радуемся зеленой траве, снежному полю, поющим птицам – всему, что вызывает добрые чувства. Возмущаемся, негодуем, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе. Чтобы воспитывать детей, нужно сначала наполнить свою душу добром, счастьем, мечтой.

Вырастить детей отзывчивых, добрых, милосердных, учить их экологически грамотному поведению в природе, гумманному отношению ко всему живому – вот мечта нашего коллектива.

Дошкольное детство – ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Работа по экологическому воспитанию начинается с раннего детства и обладает большими возможностями и перспективами.

Началом по экологическому воспитанию является работа по организации зоны природы в групповой комнате в детском саду, на участке, дома.

Важным является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдения и практическая деятельность детей по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.

Экологическое воспитание и образование не могут быть временным, нужна постоянная, повседневная работа. Ребенка нужно воспитывать в любви к живой природе, так как она прекрасна, но мы понимаем, что ребенок сам должен расти в любви, только тогда он научится отдавать свою любовь всему живому. Ребята не только наблюдают разнообразие природы, носами активно его создают: могут сажать цветы, овощи. Мы с детьми зимой развели огород на окне. Дети сами сажали семена в землю, поливали, ждали появления первых ростков. Посеяли огурцы, помидоры, укроп, петрушку, посадили лук.

Уж зима метлой метет

Сугробы у ворот, а на окне у нас растет

Чудесный огород.

Растет укроп, морковь растет

Растет зеленый лук

У нас весна зимой живет, как наш хороший друг.

Дети наблюдали, сравнивали листочки, цветы: у огурцов листья большие, как лопухи, зеленые. У помидоров листья резные, а цветы, как звездочки, у огурцов цветы большие желтые. Дети каждый день отмечали что-то новое.

Сколько неожиданного таит окружающий мир, сколько нового и интересного узнает ребенок каждый день общаясь с природой.

Как хорошо себя чувствуем, когда много красивых цветов, на них приятно смотреть, дети разговаривают с ними, как красив зимний сказочный лес, будто и мы очутились в сказке, играя дети познают что-то новое, делают выводы, открытия.

Игра помогает воспитывать интерес детей к природе. Дошкольное детство- это период игры. Игра преобладает над всеми другими делами ребенка. Психолог Л. С. Выготский назвал ее ведущей деятельностью дошкольного детства.

Игра оказывает на ребенка развивающее воздействие. В подвижных играх совершенствуются координация движений, развивается сила, выносливость.

В сюжетно-ролевых играх ребенок приобщает себя к социальному миру взрослых.

Дидактические игры содержат умственную задачу, требуют от ребенка умение строить взаимоотношения, подчиняться установленным правилам. Игры бывают на разные темы и сюжеты.

Немалое место в жизни ребенка занимают игры с природным содержанием. Если активно приобщать ребенка к природе через наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи, то заинтересованность ребенка, несомненно, найдет отражение в его играх.

Яркие впечатления от посещения зоопарка дети могут трансформировать в игру. Дети строят из кубиков клетки, заселяют игрушечными животными. Взрослый может как бы ненароком включиться в игру и сделать ее глубже, содержательнее. Например, ребенок задумывается над тем, как «изготовить» продукты питания (мясо, овощи, фрукты, из чего их можно изготовить?

Можно слепить из пластилина, глины, соленого теста или нарисовать и вырезать из картона, бумаги, поролона. Такая совместная работа подталкивает ребенка на самостоятельный поиск приемов, расширяет содержание игровой деятельности.

Сюжетно- ролевая игра с природным содержанием может быть развернута после посещения ребенком : цирка, поездки во время отпуска с родителями на юг, в гости.

Во всех случаях игра может быть тактично поддержана взрослым, который найдет способ углубления знаний и интересов ребенка.

В каждой группе в детском саду, в каждой семье дома найдутся настольные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото». Эти игры помогают запомнить названия растений, животных, вспомнить где видели такие растения, животных, поговорить об их образе жизни, среде обитания, повадках, чем питаются, как заботятся о детенышах.

Детям очень интересны разрезные картинки, пазлы, где изображены: цветы, грибы, овощи, фрукты, ягоды. Взрослый учит малыша, как правильно собрать картинку, назвать изображение предметов. Эта игра воспитывает в ребенке выдержку, упорство в достижении цели. Ребенок тренирует свое восприятие, умение анализировать, сопоставлять.

Все это -важные умственные и нравственные качества развивающейся личности ребенка.

В домашних условиях можно играть в словесные- дидактические игры. Можно изготовить игры своими руками из бросового материала: «С какого дерева лист», «Бабочки», «Оденем куклу на прогулку», «Кто где живет?», «Чей домик» и другие. Во время приготовления пищи с ребенком можно поиграть в словесную игру, где мама или бабушка загадывает ребенку загадки :

Растет на грядке, в огороде,

Сидит в земле долго;

Сама с хвостиком, круглая,

твердая, цветом темно- красная.

Что это?

(свекла)

Что можно приготовить из свеклы? (салат, винегрет, сварить борщ).

Мама помогает если ребенок затрудняется.

Предложить ребенку самому придумать загадку, загадать ее вечером папе, дедушке, бабушке.

Детям очень интересно узнать сумеет ли папа догадаться, о чем идет речь, им и не в домек, что мама учит их искусству рассказывать. Перед ребенком стоит задача выделить отдельные качества продукта, его признаки, особенности и что из него можно приготовить?

Во время прогулки в осеннем лесу предметом игры становятся опавшие листья, грибы, деревья.

Летом на лугу, на участке- цветы, насекомые, птицы, в доме комнатные растения, овощи, фрукты.

Словесные дидактические игры учат детей умению анализировать, описывать, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории.

Вот игра: «Когда это бывает?»

- Идет снег….зимой;

- Радуга на небе…летом;

- Желтые и красные листья…. осенью.

- Что бывает круглое в природе? (солнце, яблоко, луна, снеговик)

- одуванчик, осенние листья, кувшинка- в природе желтые.

Или: «Что это такое?»

- Воробей- птица,

- Елка- дерево,

- Яблоко- фрукт и другие.

Хорошо влияет на гибкость мышления ребенка ситуация, когда один и тот же материал используется перекрестно- в разных объединениях, например, игра : «Назови одним словом»

- Тигр, крокодил, лев….хищники,

- Собака, овца, корова…. домашние животные,

- Олень, волк, заяц…лесные, дикие животные.

С детьми дидактические игры целесообразно совмещать с движениями. Гуляя в лесу, показать лист и предложить найти такой же, а затем указать дерево, с которого упали эти листья, назвать его.

Игра доставляет ребенку удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему сведениях. В этом случае у него развивается быстрота реакции, ориентировка в пространстве, способность использовать багаж имеющихся знаний.

Гуляя в лесу, дети с удовольствием соберут шишки, желуди, веточки, семена клена, репейник. Все это – материал для поделок. Из шишек и желудей можно сделать разных человечков, животных, соединяя пластилином. Ценно не только изготовление, но и обыгрывание поделок. С помощью фигурок с ребенком можно разыграть знакомые сказки: «Колобок», «Лиса, заяц и петух» и другие, придумать свои новые.

Такие занятия развивают у детей творческие способности.

Ежедневная работа по экологическому воспитанию дает хорошие результаты: дети становятся добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться, обладают навыками ухода за животными и растениями.

Умеют видеть вокруг себя интересное в природе, наблюдать за животными и растениями и делать простейшие умозаключения, различать живые и не живые объекты природы, понимать их взаимосвязь.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Приобщение ребенка к труду взрослых Консультация на тему: Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. От того, как человек относится к труду,.

Опыт работы воспитателя «Приобщение ребенка к книге» Приобщение ребенка к книге Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина.

Консультация для родителей «Приобщение ребенка к физкультуре и спорту» «С какого возраста, и каким видам спорта можно обучать детей дошкольного возраста?» - с таким вопросом часто обращаются к тренерам родители.

Консультация для родителей «Приобщение детей к природе» Как приобщить ребенка к природе? Научить ценить, уважать и любить ее? Ведь это так необходимо, чтоб малыш вырос отзывчивым и добрым человеком.

Консультация для родителей «Приобщение ребенка к природе» Как приобщить ребенка к природе? Научить ценить, уважать и любить ее? Ведь это так необходимо, чтоб малыш вырос отзывчивым и добрым человеком.

Консультация для родителей «Приобщение ребенка к труду дома» Трудовое воспитание детей не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования.

Консультация для родителей «Приобщение ребенка к зимним видам спорта» Консультация для родителей «Приобщение ребенка к зимним видам спорта» То, что спорт полезен для здоровья, ни у кого не вызывает.

Приобщение дошкольников к художественной литературе Книга сопровождает человека с первых дней его жизни. В дошкольном возрасте мы закладываем фундамент, на него должен будет опираться все.

Консультация «Приобщение к природе при ознакомлении с растительным миром» Интеллектуальное развитие детей при ознакомлении с растительным миром. «Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода.

Родительское собрание «Здоровье ребенка — важная задача в воспитании ребенка» Протокол №5 родительского собрания в младшей группе №4 МБДОУ детский сад №8 от 25.01.2017г. Тема: «Здоровье ребенка – важная задача.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение ребенка к природе
Опубликовано: 20 января 2019 в 13:09
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД