Приобщения детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре через театрализованные игры

Людмила Казагашева
Приобщения детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре через театрализованные игры

Авторы: Л. В. Казагашева, О. Н. Омуралиева, О. А. Шван

Приобщения детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре через театрализованные игры

Аннотация: Актуальность данной проблемы заключается в том, что она направлена на всестороннее развитие личности ребенка, его национальная индивидуальность и неповторимость, свой взгляд на вещи, своя манера понимать и действовать. Театрализованные игры и развлечения позволяют приобщать детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.Цель статьи: изучить возможности театрализованных игр как средства приобщения детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре.

Ключевые слова: театрализованная игра, средний дошкольный возраст, русская народная культура, приобщение, народная сказка.

Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе понимания им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. [4, с. 22].

Эти игры берут свое начало из народной педагогики - начиная с ранних лет, ребенок воспитывался на ярких красочных народных игрушках, прибаутках, потешках, играх-забавах.

Через театральные игры дети знакомятся с жизнью народа (с бытом, с посудой, с костюмами, с праздниками, обычаями и традициями) [2, с. 66].

Театрализованные игры и развлечения повышают интерес, терпеливые отношения друг к другу, уважительное отношение к взрослым, формируют знания о своей культуре.

Театрализованные игры позволяют формировать и умение управлять своими взаимоотношениями с другими людьми, так как каждое литературное произведение русской народной культуры (сказка, басня, рассказ и т. д.) для детей среднего дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, мужество и смелость). Благодаря театрализации, ребенок познает мир, пропуская все через свое сердце, выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре своего народа [1, с. 53].

«Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей»,- считали Л. B. Артемова, Л. В. Ворошнина, Л. С Фурмина и др. Можно игрыразделить на две основные группы: драматизация и режиссерские игры (причем, каждая из них подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок самостоятельно создает образ, который он сам себе придумал, с помощью средств вербальной и невербальной выразительности, исполняя роль «артиста».Видами драматизации являются: 1) игры-имитации образов людей, животных, литературных персонажей; 2) ролевые диалоги на основе текста; инсценировки потешек, небольших сказок, песен; 3) постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; 4) игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки [5, с. 20].

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, управляет «артистами», организуя деятельность как «сценарист и режиссер». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

Виды режиссерских игр определяются в соответствии с множеством театров,используемых в детском саду: настольный, теневой, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

Театрализованнаяигра рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: - как разновидность художественной деятельности,включающая в себя такие виды деятельности: литературный, музыкальный и изобразительный; - как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка [3, с. 11].

В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания, чувства определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа.Для этого надо понять: каков персонаж, почему он так поступает, представить себе его состояние, настроение, чувства, уметь анализировать и оценивать его поступки.Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить и фантазировать. Принимая участие в театрализованных играх, ребенок берет на себя определенные роли, образы различных игровых персонажей, что дает ощущение эмоционального единства с ними.

Театрализованные игры в среднем дошкольном возрасте основаны на разыгрывании сказок - способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своей любовью ко всему живому, добротой, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому. Ребенок получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа.

В сказках отражены различные явления окружающей жизни, быт и национальные черты русского народа (труд людей, их взаимоотношения и т. п. Также дают возможность приобщиться к русской народной культуре и несложные тексты потешек, простые и выразительные произведения, написанные в форме краткого диалога [7, с. 138].

Таким образом, театрализованные игры приобщают детей среднего дошкольного возраста к народному, устному и песенному творчеству, традициям, обрядам, поскольку ребенок находится в естественной речевой обстановке, которой для него является родной язык.

Мы полагаем, что театрализованные игры являются эффективным средством приобщения детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре,если:

- сюжеты театрализованных игр будут связаны с образами и традициями русской народной культуры;

- будет создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая знакомство с народной культурой через театрализованные игры.

Список использованной литературы:

1. Ватаман, В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры: учебно–метод. пособие / В. П. Ватаман. –Волгоград: Учитель, 2008. – 181 с.

2. Давыдов, В. Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям / В. Г. Давыдов // Театр и образование: Сб. научных трудов. – М.: Диалог, 2012. – 155 с.

3. Любимова, Л. В. Педагогические условия использования народной культуры в процессе гражданского воспитания дошкольников / Л. В. Любимова. – М.: Знание, 2016. – 99 с.

4. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду / Е. В. Мигунова. –Киев: ТЦ Сфера, 2009. – 163 с.

5. Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду / Т. И. Петрова. – М.: Аспект-Пресс, 2010. – 144 с.

6. Штока, А. В. Актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к ценностям русской народной культуры / А. В. Штока //Профессиональная компетентность педагога в русле современных тенденций развития образования: сб. науч. статей. –Калининград: Балтийский федеральный ун-т, 2013. – С. 137-143.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе приобщения к русской народной культуре Приобщение детей-дошкольников к традициям русской народной культуры способствует становлению человека, который впоследствии станет порядочным.

Занятие по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре «Русская народная игрушка. Кукла» Конспект занятия творческой мастерской по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Тема: «Русская.

Консультация для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения.

Консультация «Фольклор как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Консультация: "Фольклор как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры" Детство - период.

Обобщение опыта работы «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре» «Все начинается с детства» Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Идея патриотизма.

Духовно-нравственное воспитание через приобщение детей среднего дошкольного возраста к традиционной культуре русского народа Отчет по самообразованию на 2017–2018 учебный год В 2017 – 2018 учебном году мною была выбрана тема для самообразования: «Духовно-нравственное.

Педагогический проект «Народная игрушка» для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуреПедагогический проект «Народная игрушка» для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «НАРОДНАЯ ИГРУШКА» Программное содержание: приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с русской народной.

Презентация «Роль подвижной русской народной игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста 5–6 лет» Тип проекта: Творчески – информационный. По содержанию: обучающий. По числу участников проекта: групповой (15-25 человек, По времени.

Приобщение детей к русской народной культуре и традициям посредством игры ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ, ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ. РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОЗРОЖДЕНИИ ИСОХРАНЕНИИ ФОЛЬКЛОРА.

Рабочая программа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре «Русская изба» Нормативные документы Рабочая программа по реализации образовательного содержания ОПДОУ в условиях ФГОС. Рабочая программа - это комплексная.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Приобщения детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре через театрализованные игры
Опубликовано: 18 декабря 2018 в 07:54
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 мая. День народной куклы на МААМ

Очередной тематический день посвящен игрушкам, которые дошли до нас из глубины веков. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с видами народных  кукол и сделать для...

14 мая. День радуги на МААМ

После весеннего дождя так приятно увидеть в небе радугу – чудесное явление природы, в котором семь цветов плавно переходят друг в друга через множество промежуточных оттенков. Очередной тематический день...


Горячие темочки