Приоритетное направление «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»

Оксана Владимировна Ясинская
Приоритетное направление «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»

Актуальность

Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества. В дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется формированию у дошкольников навыков безопасного поведения.

Многие меры по обеспечению безопасности, продиктованные здравым смыслом, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения.

Защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.

Фактор безопасности складывается из нескольких составляющих.Вот некоторые из них:

• оберегать жизнь и здоровье (биологическая безопасность);

• сохранять целостность недвижимого имущества (материальная безопасность);

• сохранять нравственное, морально-психологическое благополучие и формировать уверенность и защищенность человека (социальная психологическая безопасность).

Говоря о безопасности ребенка дошкольного возраста,необходимо учитывать следующее его особенности:

• стремление ребенка к самостоятельности («я сам») и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;

• недостаточный опыт (или его отсутствие) поведения в сложных ситуациях, неумение использовать правила безопасности и др.

Цель: Совершенствование системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста через активное использование игровых форм и приёмов.

Задачи:

1. Использовать игровые средства для формирования основ безопасности у детей младшего дошкольного возраста.

2. Формировать у дошкольников опыт безопасной жизнедеятельности, воспитывать ответственное отношение к личной и общественной безопасности.

3. Повысить компетенцию родителей в вопросах безопасности детей - дошкольников.

4. Расширить возможности предметно-развивающей среды группы для организации работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности.

План работы по приоритетному направлению

месяц Содержание работы Форма проведения

СЕНТЯБРЬ 1 – ая неделя

Тема: «Правила безопасности»

Цель: Выявление навыков формирования у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности. Опросник

2 – ая неделя

Тема: «Ребенок на улице»

Цель: Формировать навыки дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Беседа

3 – ая неделя

Тема: «Наш друг светофор»

Цель: Обогащение знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Лепка

4 –ая неделя Тема: «Улица»

Цель: Формировать представления о машинах, улице, дороге. Знакомить с некоторыми видами транспортных средств. Сюжетно-ролевая игра

месяц Содержание работы Форма проведения

ОКТЯБРЬ 1 – ая неделя

Тема: «Правила поведения на дороге»

Цель: Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Беседа

2 – ая неделя

Тема: «Дорожное домино»

Цель: Закрепления знания о дорожных знаках, улице, дороге. Дидактические игра

3 – ая неделя

Тема: «Велосипед и дорога»

Цель: Закреплять знания правил езды на велосипеде по городу. Ситуативная беседа

4 –ая неделя Тема: «Безопасное поведение на дороге»

Цель: Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар, о движении транспорта, о работе светофора. Просмотр презентации

месяц Содержание работы Форма проведения

НОЯБРЬ 1 – ая неделя

Тема: «Можно-нельзя»

Цель: Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека. Дидактическая игра

2 – ая неделя

Тема: «Твое здоровье в твоих руках»

Цель: Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности. Беседа

3 – ая неделя

Тема: «Найди опасные предметы»

Цель: Расширять знания об источниках опасности в быту. Дидактическая игра

4 –ая неделя Тема: «Правила личной гигиены»

Цель: Формировать у детей навыки личной гигиены. Моделирование ситуаций

месяц Содержание работы Форма проведения

ДЕКАБРЬ 1 – ая неделя

Тема: «Что может привести к пожару?»

Цель: Учить осторожному обращению с огнем в быту.

Беседа

2 – ая неделя

Тема: Чтение пословиц и поговорок о пожаре.

Цель: Соблюдать правила пожарной безопасности. Чтение художественной литературы, пословиц, поговорок по теме «Пожар», обсуждение

3 – ая неделя

Тема: «Поведении при пожаре»

Цель: Закреплять правила пожарной безопасности и меры предосторожности. Совершенствовать знания номеров телефонов служб спасения. Дидактическая игра

4 –ая неделя Тема: С. Маршака «Кошкин дом»

Цель: Закрепить знания о возникновении пожара, его опасности. Развивать память, внимание. Воспитывать уважение к профессии пожарника Чтение художественной литературы, пословиц, поговорок по теме «Пожар», обсуждение поступков героев

месяц Содержание работы Форма проведения

ЯНВАРЬ 1 – ая неделя

Тема: «Дорожные знаки»

Цель: Продолжать знакомить с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными. Дидактическая игра

2 – ая неделя

Тема: «Мы пассажиры»

Цель: Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте. Беседа

3 – ая неделя

Тема: «Пассажиры и водители»

Цель: Знакомить воспитанников с опасными ситуациями в общественном транспорте. Сюжетно-ролевая игра

4 –ая неделя Тема: «В автобусе»

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного и культурного поведения в общественном транспорте. Моделирование ситуации

месяц Содержание работы Форма проведения

ФЕВРАЛЬ 1 – ая неделя

Тема: «Таблетки, не конфетки»

Цель: Закрепление знаний об опасности лекарственных средств для обеспечения безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Моделирование ситуации

2 – ая неделя

Тема: «Что надо делать, чтобы не простудиться»

Цель: Воспитывать бережное отношение к здоровью. Беседа

3 – ая неделя

Тема: «Больница»

Цель: Формировать умение обращаться за помощью к взрослым. Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон Сюжетно – ролевая игра

4 –ая неделя Тема: «Овощи и фрукты - полезные продукты»

Цель: Закреплять о правильном питании и соблюдении режима. Дидактическая игра

месяц Содержание работы Форма проведения

МАРТ 1 – ая неделя

Тема: «Собери картинку»

Цель: Формирование навыков безопасного поведения в нестандартных ситуациях. Дидактическая игра

2 – ая неделя

Тема: «Правила поведение с незнакомыми людьми»

Цель: Предостеречь от неприятностей, связанных с контактами с незнакомыми людьми; развивать осторожность, осмотрительность; учить правильно вести себя в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого. Беседа

3 – ая неделя

Тема: Дидактическая игра «Раньше и теперь».

Цель: Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным. Дидактическая игра

4 –ая неделя Тема: «На проулке»

Цель: Закрепить знания детей об опасностях, которые ждут их на улице. Сюжетно-ролевая игра

месяц Содержание работы Форма проведения

АПРЕЛЬ 1 – ая неделя

Тема: «Во дворе»

Цель: Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы. Рисование

2 – ая неделя

Тема: «Правила поведения с незнакомыми животными»

Цель: формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира); Беседа

3 – ая неделя

Тема: Ю. Яковлев. «Кто о чем поет?»

Цель: Формирование знаний у детей основ безопасности собственной жизни посредством художественной литературы.

Чтение художественной литературы и обсуждение поступков героев

4 –ая неделя Тема: «Встреча с незнакомым животным»

Цель: Знакомить воспитанников с опасными ситуациями при встрече с бездомными и незнакомыми животным. Моделирование ситуации

месяц Содержание работы Форма проведения

МАЙ 1 – ая неделя

Тема: «Если старшие дети зовут на крышу, в подвал»

Цель: Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы. Моделирование ситуаций

2 – ая неделя

Тема: «Опасно-безопасно»

Цель: Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них Дидактическая игра

3 – ая неделя

Тема: «Чтобы не было беды»

Цель: Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения Минутка безопасности

4 –ая неделя Тема: «Вот моя улица, вот мой дом» (на материале фотографий, рисунков)

Цель: Воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной деятельности детьми и взрослыми. Коллаж

Методическая литература

1. Абаскалова, Н. П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности//Абаскалова Н. П.-Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008

2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2007.

3. Андреева, Н. А. Оптимизация взаимодействия дошкольногообразовательного учреждения и семьи: учено-методическое пособие// Н. А.Андреева - Шадринск: Издательство ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2008.

4. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников; Мозаика -Синтез 2015г.

5. Билибенко Г. Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития. М.: ТЦ Сфера, 2005 год

6. Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные// Дошкольное воспитание. 2000. №7.

7. Боровлева А. Пожарная безопасность// Дошкольное воспитание. 2007.№4.

8. Веракса Н. Е., Камарова Т. С., Васильева М. А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы -- М.: Мозайка-Синтез, 2016.

9. Извекова Н. А. и др. Занятия по правилам дорожного движения. – М.: Сфера, 2008.

10. Лукина Л. И Безопасность дошкольного образовательного учреждения. Управление ДОУ, Москва, 2007

11. Малюшкина. Е. А. Занятия по правилам дорожного движения / Под ред. Романовой, А. Б. - М. ,2009.

12. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

13. Саулина Т. Ф.Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольниковс правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. - М. ,2008.

14. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук – М.: ТЦ Сфера, 2008.

15. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

16. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице – М.: Центр педагогического образования, 2007.

17. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. - М. ,2009.

18. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения дошкольникам. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

Публикации по теме:

«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности Здравствуйте, друзья и гости странички. Спешу поделиться с Вами очередной публикацией из опыта работы. Недавно у нас в группе прошла «Неделя.

Формирование основ безопасности во второй младшей группе.Формирование основ безопасности во второй младшей группе. Создание условий для социально-коммуникативного развития воспитанников по разделу «Формирование основ безопасности» во второй младшей группе.

Формирование у детей с ОВЗ основ противодействия терроризму и экстремизму в рамках недели безопасности. ФотоотчетФормирование у детей с ОВЗ основ противодействия терроризму и экстремизму в рамках недели безопасности. Фотоотчет Доброго времени суток, уважаемые коллеги. В рамках недели безопасности в нашем детском саду прошло мероприятие по формированию у детей основ.

Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группеФормирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе №2 «Бусинки» Особенно часто дети травмируются и погибают во время пожаров,.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Картотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возрастаКартотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возраста "Как вырасти здоровым" Цель:Упражнять в правильном использовании обощающих слов,воспитывать сообразительность,быстроту реакции. Играют.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Приоритетное направление «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 сентября 2020 в 19:31
+58Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 февраля. День клякс на МААМ

Случайным пятнам, которые раньше осложняли школьникам жизнь, а сейчас используются в изобразительном искусстве, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой специальных игр и...

28 февраля. День сказочных домиков на МААМ

Вполне естественно, что сказочные персонажи живут в необыкновенных волшебных дворцах и сказочных домиках. Под впечатлением приключений любимых сказочных и мультипликационных героев, дети охотно рисуют,...

Фото отчёт «Домики из спичек» — увлечение моего папы
Ещё 30 лет тому назад, мой папа увлёкся изготовлением поделок из спичек. Когда он дежурил ночами оператором в котельной, тогда и начал коротать время за...
Детский мастер-класс по изготовлению открытки на 8 марта из бумаги
Мастер – класс рассчитан на детей от 3 лет, будет полезен воспитателям, неравнодушным родителям. Назначение: подарок. Цель: создание открытки к...
План проведения тематической недели «Мир экономики» в старшей группе
Для решения задач учебной программы дошкольного образования Республики Беларусь по образовательной области «Ребенок и общество» ( образовательный компонент...