Получи документы

Природоведческая экскурсия в детском саду

Татьяна Пахмутова
Природоведческая экскурсия в детском саду

Природоведческая экскурсия в детском саду

1. Значение экскурсий.

2. Виды экскурсий. Условия эффективности экскурсий :

3. Этапы проведения экскурсии

4. Методика проведения природоведческих познавательных экскурсий.

5. Подготовка воспитателя и детей

Публикация «Природоведческая экскурсия в детском саду» размещена в разделах

1. Экскурсии - особая форма организованной образовательной деятельности, её преимущество над другими видами образовательной деятельности в том, что они позволяют детям в естественной обстановке познавать объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека.

Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дошкольники получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения заданий игрового или практического характера. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Основное значение экскурсий для детей старшего дошкольного возраста в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.

2. По содержанию экскурсии делятся на следующие виды:

природоведческие познавательные экскурсии;

экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых;

экскурсия с целью воспитания эстетических чувств (в музей, на выставку);

• ознакомительная экскурсия (целевая прогулка) по улице.

Начиная со второй младшей группы, проводятся целевые прогулки по участку и территории ДОУ. Экскурсии вне территории ДОУ проводятся с детьми начиная со средней группы. Чтобы работа по познавательному развитию была плодотворной, экскурсии рекомендуется проводить не реже 1 раза в месяц.

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.

Условия эффективности экскурсий :

учет возрастных особенностей детей;

благоприятное время для проведения, когда дети дошкольного возраста наиболее энергичны (утренние часы)

непосредственное участие взрослых и детей, искренний интерес к объекту знакомства, наблюдения, изучения.

естественная для ребенка среда жизнедеятельности, ознакомление с ближайшим окружением - «малой родиной», удовлетворение познавательного интереса детей, касающихся социальной и природной сферы микрорайона, отдельных страниц истории и культуры города

продвижение от опыта к знанию.

обязательное соблюдение мер безопасности.

3. Этапы проведения экскурсии

Первый этап – подготовительный.

Воспитательно-образовательная работа в этот период направлена на то, чтобы организовать детей, выявить их опыт, поставить перед ними цель предстоящего наблюдения, создать эмоциональный настрой, возбудить интерес. Подготовительная работа начинается за несколько дней до экскурсии, а завершается непосредственно перед ее началом, когда педагог напоминает воспитанникам о правилах поведения.

Второй этап - организация познавательной и практической деятельности детей.

Его результативность зависит от методов и приемов воспитания и обучения, которые использует воспитатель. Один из основных методов - это наблюдение объектов и явлений природы, сопровождаемое пояснениями и направляемое вопросами воспитателя, которые условно можно разделить на три типа:

- нацеливающие на вниманиеи требующие констатации фактов (название предмета, его частей, качеств, свойств, действий);

- активизирующие, требующие сравнения, сопоставления, различения, обобщения;

- стимулирующие творческое воображение, побуждающие к самостоятельным выводам, рассуждениям.

Вопросы первого типа преобладают на экскурсиях, обеспечивающих первоначальное ознакомление с явлениями, объектами природы, так как они помогают детям уточнить свои представления, выразить свои знания в слове. Например, на первой экскурсии на луг (старшая группа) воспитатель задает вопросы: какие луговые растения вы знаете? У каких растений желтые (белые, синие) цветы? Какие цветы имеют сильный запах? Каких насекомых вы знаете? Как называется бабочка с желтыми крыльями? Как называются насекомые, похожие на бабочек, но меньшего размера?

Широко используются и вопросы второго типа, активизирующие познавательную деятельность детей и способствующие формированию у них умственных действий. Удельный вес этих вопросов возрастает на повторных экскурсиях, когда объектом наблюдения становятся знакомые предметы и явления, приобретшие лишь новые свойства и качества. Поэтому педагог часто ставит вопросы, требующие установления связей, отношений, сравнения прошлого состояния объекта, явления с настоящим. Так, на повторной экскурсии в лес (средняя группа) воспитатель предлагает детям сначала вспомнить, что они видели в лесу в прошлый раз, затем рассказать, каким лес стал теперь, что в нем изменилось.

Вопросы, развивающие творческое воображение, используются в основном в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Зимой, в лиственном лесу, воспитатель может задать детям вопрос: «Как вы думаете, в каком лесу сейчас светлее? (в лиственном или хвойном) Почему?

Значительное место занимает в ходе экскурсии в природу выполнение детьми разнообразных практических заданий, которые вытекают из ее содержания и обеспечивают действенное познание тех предметов, явлений, которые дети наблюдали ранее. Чаще всего это сбор природного материала, предназначенного для дальнейших наблюдений в уголке природы, для поделок, оснащения занятий (например, шишки для занятий по математике).

В конце экскурсии целесообразно организовать дидактические игры, которые в занимательной форме закрепляют усвоенные знания. Так, в лесу проводится игра «Найди дерево по листу» (старшая группа, после знакомства с огородными культурами - игра «Узнай по описанию» (средняя группа).

На сельскохозяйственных объектах организуются наблюдения трудовых операций, знакомство с материалами, инструментами, техникой и машинами. С детьми беседуют взрослые. Воспитатель заранее готовит такую беседу, определяет ее содержание. Например, на ферме доярка рассказывает о коровах и телятах, за которыми она ухаживает, о технике, облегчающей труд.

Третий этап экскурсии - заключительный.

Он охватывает всю после экскурсионную воспитательно-образовательную работу, направленную на углубление, систематизацию и обобщение знаний, приобретенных детьми, на упрочение и дальнейшее развитие их интересов, формирование творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных от общения с родной природой.

4. Методика проведения природоведческих познавательных экскурсий.

Природоведческая экскурсия включает в себя :

- вводную беседу,

- коллективное наблюдение,

- индивидуальное самостоятельное наблюдение детей,

- сбор природоведческого материала,

- игры детей с собранным материалом.

Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии.

Необходимо обращать внимание не только на отдельные природные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая этажи» парка и водоема, определяя обусловленное взаимодействие между ними, строить логические цепочки связей и зависимостей.

Дидактические игры, проводимые во время экскурсий, необходимо ориентировать на предоставление дошкольникам возможности проявить активную, экологически грамотную позицию по отношению к объектам природы. Темы могут быть следующие: «Помоги дереву», «Осторожно, муравей», «Птицы любят тишину», «Доброе утро» и др.

Важное место отводится на экскурсиях вопросам-заданиям, проведению исследовательской деятельности, что способствует установлению связей между различными явлениями и объектами, совершению детьми «открытий». При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств.

По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии педагога.

Во время отдыха детей проводятся игры и игровые упражнения. Дети закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами мнение о качестве предмета, запоминают название растений («Угадай по запаху», «Узнай по описанию», «С какой ветки детки?»).

В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.

Главная цель заключительного этапа - подведение итогов экскурсионной работы. Творческие задания позволят ребенку выразить свои впечатления, показать отношение к увиденному.

5. Подготовка воспитателя и детей заключается прежде всего в определении цели экскурсии и её содержании. Намечая экскурсию, воспитатель ориентируется на особенностей окружающей местности (природного объекта) или технологического процесса экскурсионного объекта.

Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.

План и маршрут согласовываются с заведующим, старшим воспитателем и медработником. Взрослые сопровождающие детей во время экскурсии должны хорошо знать и соблюдать правила безопасности (дорожного движения, на производстве).

При посещении производственного объекта необходимо получить разрешение на проведение экскурсии и обговорить ход экскурсии с ответственным представителем, определить содержание беседы рабочих с детьми.

Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до нее осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений и объектов, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.

Своеобразие экскурсий по ознакомлению с трудом взрослых состоит в том, что дети наблюдают трудовую деятельность человека и технологический процесс. В основной части экскурсии необходимо показать детям, что и для какой цели делают люди, какие машины используются, как относятся к труду, как заботятся о хороших результатах труда.

Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Педагог напоминает детям о правилах поведения на улице, в природе или на производственном объекте, в общественных местах.

При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. В системе подготовительной работы активно используются игры-тренинги, предполагающие включение элементов психогимнастики в различные виды детской деятельности и направленные на формирование адекватной самооценки и навыков конструктивного общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает ребенка.

К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение. При организации природоведческой экскурсии воспитателю необходимо тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует развитию у них интереса к предстоящей экскурсии.

Литература:

1. Татьяна Александровна Серебрякова. Экологическое образование в дошкольном возрасте. Стр. 130

2. Шварева Н. В., Третьякова Н. И. Особенности экскурсий как формы обучения дошкольников в детском саду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 434–438. – URL : https://e-koncept.ru/2016/76560.htm.

Публикации по теме:

Игростудия в детском садуИгростудия в детском саду Для ребенка основным видом деятельности, является Игра. Для развития этого вида деятельности дошкольников создаются специальные условия,.

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Мультстудия в детском садуМультстудия в детском саду В октябре я приняла участие во второй Международной образовательной научно-практической он-лайн конференции «Новая школа: мой маршрут».

Наши экскурсия по детскому саду  (фотоотчет)Наши экскурсия по детскому саду  (фотоотчет) В этом учебном году мы с моей коллегой отметили восемнадцатилетие совместной работы. И надо сказать, что за эти годы мы научились прекрасно.

Скалодром в детском садуСкалодром в детском саду Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Городок, в котором мы живём, лежит среди лесов и гор. Природа сама подсказывает, чем.

Туризм в детском садуТуризм в детском саду От души поздравляю с Днём России всех, кто ко мне заглянул! Пусть цветёт наша Родина! Пусть под мирным голубым небом растут наши дети!.

Выпускной бал в детском садуВыпускной бал в детском саду Вот и подошёл к концу год. По традиции в нашем учреждении в конце учебного года мы провели выпускной. Выпускной бал - это трогательные.

Экскурсия по нашему детскому саду (часть 5). Кабинет педагога ИЗОЭкскурсия по нашему детскому саду (часть 5). Кабинет педагога ИЗО Экскурсия по нашему детскому саду (часть 5). Кабинет педагога ИЗО. В заключение нашей экскурсии хочу представить вам свой кабинет. С.

Экскурсия в медицинский кабинет в детском садуЭкскурсия в медицинский кабинет в детском саду Цель: раскрыть смысл деятельности медицинского персонала в детском саду. Задачи: 1. Вызвать у детей интерес к профессии врача. 2. Развивать.

Экскурсия в музей краеведения в детском садуЭкскурсия в музей краеведения в детском саду Цель экскурсии Дать детям элементарные знания о крае, в котором они живут. Познакомить детей с жизнью, бытом, обычаями и традициями казаков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Природоведческая экскурсия в детском саду
Опубликовано: 26 февраля 2021 в 08:23
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД