Ольга Николаевна Захарова
Консультация «Про дофаминовую зависимость или мне скучно»
▼ Скачать + Заказать документы
Про дофаминовую зависимость или Мне скучно!
Всё чаще и чаще можно услышать от детей такую фразу: «Мне скучно!» и начать плакать. Родители чтобы как можно быстрее прекратить плач и начинающуюся истерику ребенка дают ему телефон. Ребенок успокаивается и пропадает из поля видимости родителей на несколько часов. Тишина. Но что же кроется за этой тишиной? Давайте попробуем разобраться. Давая ребенку телефон, многие родители думают, что спасли своего ребенка от скуки и возможно избавили себя от его плача и необходимости самим поиграть с ним. Современным детям сложно придумать игру для того чтобы развлечь себя и занять своё свободное время. Они могут долго сидеть и думать, но в голову не приходит, ни одна идея, что можно что-то сделать из бумаги, полепить из пластилина или просто порисовать красками. Даже если родители или кто-то и предложат им какую-то альтернативу телефону – для них это все равно будет скучно, потому что игра будет проходить НЕ онлайн. Так как мозг ребенка пластичен и очень восприимчив, то у него легко и быстро формируется интернет/игровая зависимость. Во многих онлайн играх картинки быстро меняются, за прохождение уровня ребенок получает награду, различные поощрения, т. е. он выиграл и получил удовольствие от игры. Также в интернете достаточно много не нужной и не полезной информации для детей, за которой родители в силу своей занятости не всегда могут проследить. И поэтому, когда ребенок в реальной жизни сталкивается с какими-то жизненными трудностями, он все больше времени хочет проводить в виртуальной реальности, где интересно и спокойно. Дети начинают жить в красивом, но искусственном мире, где только ложным способом удовлетворяются их потребности. А с настоящим реальным миром становится все меньше соприкосновений – общения мало, друзей тоже, учиться не хочется, многое становиться не интересно и вновь стало «скучно». И чтобы стало хорошо и весело, ребенку хочется получить так называемую дозу «телефон в руки». Ради этого дети без напоминания наводят порядок в своей комнате, делают сами уроки и готовы сделать, что угодно только чтобы родители разрешили взять телефон. Причина всего этого проста. Полученный опыт жизни в онлайн играх и в интернете создает определенные изменения в окончательно несформировавшемся детском мозге, формируются нейронные связи ГДЕ и КАК можно получить удовлетворение своих потребностей. Играя долгое время в компьютерные игры, или просто сидя в онлайн пластичный мозг ребенка получает большую дозу дофамина – гормона радости. В реальной жизни невозможно получить такую дозу, только лишь принимая наркотики. Современные дети могут «пропадать» в онлайне от 3 до 5 часов, а иногда и больше и доза дофамина становится настолько сильной, что у детей пропадает интерес ко всему, что раньше для них имело смысл. Реальность становится мрачной и скучной – и вновь появляется желание убежать от неё. Дофамин – это гормон, который отвечает за поощрение от какой-либо деятельности. Организм получает награду в виде дофамина каждый раз, когда ребёнок набирает уровень в игре. Гормон дофамин относится к широкому классу гормонов под названием «катехоламины», он повышает внимательность, создает хорошее настроение, появляется привязанность и когда этого гормона много, то часто приводит к переутомлению. И ребенок играя – устает, как от физической нагрузки и поэтому потом не хватает сил, чтобы делать уроки. Когда ребенок большую часть своей жизни проводит в Интернете (игры, различные социальные сети, мозг, который ещё находится в стадии формирования, настолько пресыщается дофамином, что иногда ребёнок не может правильно определить, что хорошо и полезно, а где плохо и небезопасно. Мозгу становится все тяжелее переключаться с впечатлений виртуального мира на реальный и получать удовольствия, которые предлагают родители и окружающий мир. Таким образом, ребенок становится «дофаминовым наркоманом». Ему нужна «доза», а родители не дают и поэтому порой на этой почве случаются конфликты. Но всего этого можно избежать, так как дофамин можно получать небольшими порциями радуясь жизни, общаясь с реальными друзьями, наслаждаться природой, интересным хобби и многое другое. Родителям нужно постараться уменьшить пребывание ребёнка в Интернете и создать ему интересную жизнь не в онлайн, а в офлайн. Создавать такие условия, где этот гормон будет вырабатываться здоровым способом. И не спешите спасать сами ребёнка от скуки, предлагая ему варианты проведения свободного времени. Пусть ребёнок сам придумает что-то своё, свою реальную игру, пригласит друзей и они весело и интересно проведут время. Не родители для ребенка – аниматоры, а он сам себя развлечет. Важно: - компьютерную игру можно давать играть только на 30 минут в день (чтобы не сформировалась зависимость). Объясните ребёнку, почему ставятся ограничения. Важно, чтобы он понял. -30-40 минут любимого тик-тока, ютуба или социальных сетей в день (не больше). Заботимся о мозге наших детей. Все ограничения делаются с любовью и уважением к личности ребенка. - за час до сна полезно убрать все гаджеты из комнаты ребёнка - золотое время для укладывания ребенка спать с 21.00 до 22.00, максимум до 23.00 (в исключительных случаях). - усиливать семейные традиции: играть в игры по вечерам всей семьей, совместные ужины без гаджетов, прогулки на свежем воздухе, активный отдых всей семьей. - дать возможность самому выбрать кружки по интересам (формируется ценность того, что я могу). - при занятиях спортом у ребенка формируется стрессоустойчивость, поэтому спорт в помощь. - для того чтобы, мозг питался кислородом – прогулки на улице от 2 до 4 часов в день. - попробовать сформировать в семье культуру объятий (от 8 раз в день, таким образом формируется здоровая привязанность к близким. - говорить приятные слова друг другу (формируется ценность себя). - родителям быть примером свободного человека от гаджетов. Только ограничения должны быть без крайностей. Не стоит полностью лишать ребенка телефона. Каждый родитель в процессе воспитания вынужден делать определенные ограничения для своих детей. Это неизбежно. Все родителя хотят, чтобы их дети были счастливыми и иногда, когда как нам кажется, ребенок невыносимо страдает от скуки, то хочется его от неё спасти, помочь. Но, если мы по-настоящему любим своих детей и желаем им только хорошего, то нужно найти в себе силы уменьшить свой дискомфорт, который ощущаем, когда ставим ограничения. Иногда сказать «НЕТ» - это лучшее, что мы можем сделать для наших детей. Осмысленные ограничения создают безопасность для детей.