Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Зульфия Шагиева
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Второй ваш дом.

Детки в садике живут, Здесь играют и поют, Здесь друзей себе находят, На прогулку с ними ходят.

Вместе спорят и мечтают, Незаметно подрастают. Детский сад- второй ваш дом, Как тепло, уютно в нём! Вы его любите, дети, Самый добрый дом на свете! Г. Шалаева.

Полюбить детям «второй дом» должны помочь родители и педагоги. У малыша начинается новая жизнь. Маленький человечик должен войти в новую для него среду и приспосабливаться к её условиям, т. е к условиям детского сада. Это называется адаптация. Проблема адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению является актуальной в современном обществе. И это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). Каждому, кто работает в дошкольном учреждении,известно: начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Период привыкания детей – очень сложный процесс. Новые условия требуют определенных усилий и умений со стороны ребенка. От того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода.

С каждым годом количество детей в ясельных группах увеличивается. Родители в большинстве случаев не готовят своих детей к детскому саду, целиком и полностью полагаясь на педагогов. К сожалению, они глубоко заблуждаются, тем самым усложняя адаптацию своих малышей.

В этот, нелегкий для них период, особенно важно создать атмосферу доброжелательного взаимообщения, обеспечить каждому ребенку эмоциональный комфорт.

У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.

Хочется дать несколько советов молодым родителям с целью облегчения адаптации детей.

Если малыш осенью должен пойти в детский сад, то постарайтесь за оставшееся время подготовить его и себя к этому событию.

1. Перестаньте волноваться. Не проецируйте свою тревогу на своего ребёнка, не обсуждайте при нем возможных осложнений. Ваше волнение передается ребенку и увеличивает его тревогу! Спокойна мама – спокоен малыш!

2. Обратите внимание на режим дня ребенка. За лето он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад. Режим ребенка должен быть максимально приближен к режиму детского сада и в рабочие, и в выходные дни!

3. Приучайте ребенка к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания. Если на момент поступления в детский сад ваш малыш будет уметь сам надевать сандалии, садиться на горшок, он будет чувствовать себя в группе более уверенно. Если вы знаете, что в скором времени ребенок начнет посещать детский сад, снимите с него памперс (пусть даже на первых порах вам придется носить с собой запасную одежду и постоянно вытирать лужи). Приучайте малыша к горшку (унитазу) — обычно в ясельках есть и то, и другое. Нужно, чтобы он, по крайней мере, спокойно относился к высаживанию.

4. Играйте с ребенком в «детский сад», рассказывайте ему о детском садике. О том, что если мама и папа работают, то они отводят своих деток в детский сад, туда, где много других ребят, где есть интересные игрушки, веселые занятия. Расскажите, что в садике дети едят и спят, там у каждого есть кроватка, шкафчик, полотенце. Пусть ваши игрушки станут «детками», которых привели в садик, а ваш малыш как заботливая воспитательница будет кормить их обедом и укладывать спать. Если вы будете регулярно говорить о садике и играть в него — больше вероятность того, что малыш начнет ходить туда с радостью, и конечно он уже будет знать, что это за место и чем там занимаются.

5. Учите малыша играть! К сожалению, современные дети все меньше умеют заниматься этой естественной для них деятельностью. Они не умеют играть самостоятельно, строить игровой сюжет, и вся их игровая деятельность сводится к простым манипуляциям с игрушками (постучать, покидать, поломать). Ребенку, умеющему занять себя игрой проще влиться в коллектив детского сада, найти себе друзей. Вовлекайте ребенка в совместные сюжетно-ролевые игры (куклы, домики, больница и т. д., они учат ребенка общению, развивают эмоции, знакомят с окружающим миром.

6. Придумайте ритуал, который каждый раз будет настраивать ребенка на расставание с мамой. По дороге в детский сад расскажите ему, что он сейчас идет к детям, будет играть, гулять, кушать, а потом он поспит, и за ним придет мама.

7. Играйте с ребенком в «прятки». В игре в прятки мама «пропадает», «теряется», но, в конечном итоге, находится. Так малыш получает опыт удаления-приближения матери. Играя в эту игру, вы поможете ребенку легче переносить расставание с мамой.

8. Особенно тяжело вливаются в коллектив детского сада застенчивые, пугливые дети. Если ваш ребенок сторонится незнакомых людей, на детской площадке боится отпустить вас, подойти к другим детям, даже самая хорошая воспитательница не спасет его от дезадаптации, ведь для таких детишек стресс от посещения детского садика будет во много раз усиливаться раз от раза. Постарайтесь расширить круг общения ребенка — чаще ходите с ним в гости, обсуждайте, что делают и как ведут себя дети на детской площадке, поощряйте и поддерживайте его инициативу в общении с окружающими. Учите ребенка общаться! Если вы пришли на детскую площадку, покажите малышу, как можно попросить игрушку, предложить поменяться, пригласить другого ребенка в игру или спросить разрешения поиграть вместе.

9. В период начала посещения детского сада родителям нужно постараться ограничить нагрузку на нервную систему ребенка — свести к минимуму просмотр телевизора, избегать шумных мероприятий, и, наоборот, как можно больше времени проводить с ним в спокойных играх, за чтением книг. Старайтесь чаще обнимать и целовать кроху — телесный контакт с родителями поможет снять психоэмоциональное напряжение и успокоиться. Ни в коем случае не ругайте его за то, что он стал хуже себя вести — отнеситесь к этому с пониманием.

10. Образ детского сада и воспитателей должен быть исключительно положительным в глазах ребенка.Ни в коем случаем нельзя ребенку говорить: «Раз ты плохо сейчас ведешь себя, то я отведу тебя в детский сад». Так ребенок будет думать, что пребывание в детском саду это наказание для него.

11. Если у ребенка трудности с укладыванием на сон, договоритесь с воспитателем о том, чтобы она разрешила брать с собой любимую игрушку для засыпания.

12. Но иногда бывает так, что состояние ребенка с течением времени не нормализуется, а появляются все новые психоэмоциональное проблемы (страхи, истерики, возможно появление нервных привычек, которых раньше не было, агрессия или тревожность, пугливость). И если прошло уже несколько месяцев, а малыш по-прежнему сильно кричит, постоянно плачет в группе, не идет на контакт с детьми или воспитателем, то это все говорит о том, что адаптация проходит для него очень тяжело. В таком случае вам обязательно следует обратиться к психологу, который поможет разобраться в причинах дезадаптации.

Выполнение этих задач обеспечит путь к решению проблемы. Главной целью является то, чтобы дети с удовольствием ходили в детский сад, а разлука с родителями не была столь болезненной. Также важно обратить внимание на то, что ребёнка нельзя с первых же дней надолго оставлять в детском саду без родителей. Начинать нужно, по возможности, с небольших интервалов, постепенно увеличивая их. Это также поможет ребёнку привыкать к новой обстановке не столь болезненно.

Таким образом, можно сказать, что проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения вполне решаема. И главным ключом к её решению является взаимодействие, сотрудничество и согласованность, как родителей, так и дошкольного образовательного учреждения. Если с каждой стороны ребёнку будут помогать, то есть соблюдать все рекомендации, то процесс адаптации приведёт к позитивному результату.

Желаем Вам терпения, сил и радостных минут гордости за успехи достижения своих детей!

Публикации по теме:

Адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения В каком бы возрасте ребенок ни пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Это.

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения Понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация.

Опыт работы «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» Подготовила воспитатель раннего возраста: Анатурдыева Светлана Николаевна Аннотация. Для успешной адаптации ребенка к ДОУ важно чтобы переход.

Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения Сегодня мы поговорим об особенностях воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в.

Консультация для педагогов «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения» Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. В условиях семьи ребенок с первых дней привыкает к определённому режиму,.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» Адаптация (приспособление к новым условиям) — процесс сложный и длительный. В лучшем случае продолжительность его составляет один-полтора.

Отчет о периоде адаптации детей первой младшей группы к условиям дошкольного учреждения С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни. Отрыв от дома, близких, общение со сверстниками, взрослыми, чужими.

План по самообразованию «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» План реализации самообразования на 2018-2019 гг. Ф. И. О. : Коновалова Анастасия Николаевна Тема: Адаптация детей раннего возраста к условиям.

Презентация «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения» Презентация для родителей 1-ой младшей группы "Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения" В настоящее время много.

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Опубликовано: 12 октября 2019 в 19:41
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. День открыток к 9 мая на МААМ

Очередной тематический день посвящен подготовке к великому для нашей страны дню — Празднику Победы. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми поздравить ветеранов и подать...

8 мая. День голубя мира на МААМ

Голуби – это птицы, самые известные горожанам. Они совсем не боятся людей и очень часто берут корм с ладони человека. В старину люди приучали их доставлять почту, а в наше время белые голуби стали...


Горячие темочки