Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

ольга козловская
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Проблема адаптации ребёнка раннего возраста достаточно широко представлена в психологических и педагогических исследованиях отечественных и зарубежных учёных: Н. И Аксариной, Р. В. Тонковой-Ямпольской, Н. Д. Ватутиной, А. А Солнцева, М. Руттера, А. И. Баркана, где вопрос адаптации рассматривается как один из важнейших аспектов развития личности на начальном этапе её становления. Эта проблема активно разрабатывается в психологических иследованиях, однако вопрос педагогического воздействия на положительный результат адаптации, проблема методов, средств, содержания и педагогических условий представлены недостаточно, а следовательно, затруднена их реализация в воспитательно-образовательном процессе.

Тенденция, существующая в теоретических разработках авторов относительно предадаптационного периода и собственно адаптационного периодов детей раннего возраста к дошкольному учреждению, сводится к следующим основным положениям:

Фазы адаптационного процесса:

• Острая фаза, сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым

респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии и длится примерно 1 месяц.

Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

- легкая адаптация. Поведение ребёнка нормализуется в течении 10-15 дней. К двадцатому дню пребывания в саду у ребёнка стабилизируется сон и малыш начинает нормально есть. Настроение бодрое, есть заинтересованность, которая между тем не отменяет утреннего плача: "НЕ ХОЧУ В САД!" Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребёнок, достаточно легко прощается с родителями, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к происходящему восстанавливается в течении двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребёнок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Возникает не более одного лёгкого заболевания, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется.

- адаптация средней тяжести. Негативные изменения в поведении нормализуются в течении месяца. Нарушения в общем состоянии ребёнка выражены ярче. Сон нормализуется лишь через 20-40 дней. Аппетит восстанавливается примерно в эти же сроки. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость проявляется в течение всего дня. поведенческие реакции востанавливаются к концу первого месяца пребывания в детском саду. Отношение ребёнка к близким - эмоционально возбуждённое (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется в качестве инструмента общения, либо речевая активность замедляется. В игре ребёнок не пользуется приобретёнными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым и детям избирательное. Лёгкие заболевание - до двух раз, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается, могут наблюдаться такие проявления, как бледность, тени под глазами,

пылающие щёчки, шелушение кожи, длится в течение полутора-двух недель.

- тяжёлая адаптация. Тяжёлая адаптация длится от двух до шести месяцев. Ребёнок плохо засыпает (сон непродолжительный, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, могут возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребёнок много плачет, поведенческие реакции нормализуются к концу второго месяца пребывания в саду. Отношение к близким взрослым - эмоционально-возбуждённое. Отношение к детям - отторжение или агрессия, ребёнок отказывается от участия в совместной деятельности. Речью в качестве инструмента общения не пользуется, или имеет место задержка речевого развития. Игра ситуативная, кратковременная. Могут наблюдаться такие проявления и состояния, как рвота, дрожание подбородка, пальчиков, неуправляемое поведение, стремление спрятаться от взрослых, истерические реакции.

• Подострая фаза, характеризуется адекватным поведением ребёнка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами и длится примерно 3-5 месяцев.

• Фаза компенсации, характеризуется убыстрением темпа развития, в результате, к концу учебного года преодолевается указанная выше задержка темпа развития.

Для формирования адаптационных механизмов и следовательно сглаживания стрессовых переживаний необходимо, с одной

стороны, сочетание определенных стереотипов, которые лежат в основе

поведенческих реакций, а с другой - насыщенность жизни ребенка в

эмоциональной, познавательной, социальной сферах, где особенно важно развитие инициативности, самостоятельности.

Адаптационный период считается законченным, если: ребенок приходит в

детский сад с хорошим настроением, спокойно прощается с родителями; не стоит у окна и не ждет, когда за ним придут; не вспоминает в течение дня о

маме; принимает участие и проявляет заинтересованность к какой-либо

деятельности; не плачет; засыпает и спит спокойно; ест с аппетитом;

отсутствуют отрицательные эмоции (гнев, страх, отвращение и т. п.).

Практические решения проблемы адаптации как одной из ведущих в дошкольном образовании, а также возможных подходов к ней чрезвычайно актуальны в настоящее время.

Как показывают исследования, контролируемый, правильно организованный адаптационный процесс на ранних стадиях развития ребёнка правильно подготавливает к стрессовым ситуациям жизни, повышает "потолок" сопротивляемости патологиям.

В результате научных исследований последних десятилетий в области педагогики, педиатрии и психологии раннего возраста таких учёных, как С. Ю. Мещерякова, Л. Н. Галигузова, Н. Е. Веракса и др. была создана чёткая система вхождения ребёнка в социум, своеобразная лесенка по которой поднимаются двое - Взрослый и Ребёнок.

I ступень - ребёнок и мама

II ступень - ребёнок, мама и другие взрослые

III ступень - ребёнок и ближайшее окружение (взрослые дошкольного

учреждения)

IV ступень - ребёнок и другие дети

Первая и вторая супень преодолевается в семье, а третья и четёртая в дошкольном учреждении.

Чем полнее и разнообразнее деятельность ребёнка, тем успешнее пойдёт его развитие.

Л. С. Выгодский в работе "Игра и её роль в психическом развитие ребёнка" писал: "В дошкольном возрасте ребёнок очень восприимчив и открыт окружающему миру. Чем он младше, тем больше влияния можно оказать на его поведение и чувства. Ребёнок, играя, адаптируется к внешнему миру. Игра - путь обретения взаимопонимания взрослого и ребёнка. "

Игровая деятельность - это наиболее близкий для малышей вид деятельности.

Выбрав такой вид обучения, как игра, мы даём ребёнку возможность на всю жизнь запомнить, что обучение - это захватывающее, жизнерадостное приключение.

Ещё одна группа причин, когда оказываются разными варианты прохождения острого периода адаптации, касается возможностей детского сада, особенностей программы, а также особенностей личности воспитателя. Это зависимость от характера и структуры деятельности педагогического коллектива.

Все проблемы, которые возникают в период адаптации ребенка к детскому учреждению, необходимо решать посредством совместных усилий воспитателей, педагогов, родителей и психолога.

Таким образом, необходима целенаправленная организация жизни ребенка раннего возраста в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению организма к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения со взрослыми и детьми.

Публикации по теме:

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Я хочу в ясли!»Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Я хочу в ясли!» Проект Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Я хочу в ясли!» «От пятилетнего ребенка до меня только.

Работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ Сообщение на тему: «Работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ». Основными принципами дошкольного образования.

Игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада С поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня,.

Конспект совместной деятельности педагогов и родителей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ Тип деятельности: развлечение. Тема: «Осень в детском саду». Участники: дети первой младшей группы и их родители Количество участников:.

Консультация «Успешная адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям детского дошкольного учреждения» «Успешная адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям детского дошкольного учреждения» Процесс перехода ребенка из семьи в детское.

Презентация «Методы и приемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» Подготовила воспитатель: Зайкова Анна ВалерьевнаМетоды и приемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ Адаптация- процесс вхождения.

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ Участники проекта: Воспитатели младших групп Музыкальный.

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, малыш!» муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №38» Проект по адаптации детей раннего.

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, малыш!» «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
Опубликовано: 23 января 2019 в 10:42
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября День рождения первого в истории Музея игрушек

17 октября 1918 года в Москве был основан первый в истории государственный Музей игрушки. Своему появлению он обязан не столько государству, сколько одному-единственному человеку: художнику, искусствоведу...

17 октября. Выставка чайных домиков на МААМ

Чай появился в русской кухне относительно недавно, но быстро завоевал популярность и стал любимым напитком. В России он не только обязательный элемент повседневного и праздничного застолья, но и отдельная...

Фотоотчёт об экскурсии в детскую школу искусств
15 октября мы с ребятами старшей, и подготовительной групп - побывали в детской школе искусств. Дети с нетерпение ждали, когда мы пойдём в ДШИ. Многим...
Сценарий развлечения в средней группе «Новоселье в новой группе»
СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «НОВОСЕЛЬЕ В НОВОЙ ГРУППЕ» Воспитатель МКДОУ №37 п. Сельцо: Прытова Валентина Ивановна Цель: развитие...
Консультация для родителей «Плохие слова»
Консультация для родителей на тему: «Плохие слова». - Недавно мой Вовочка пошел в сад. Господи, каких он там только гадостей не набрался. Ругается,...