Проблема адаптации детей в детском саду

Наталья Прокопенко
Проблема адаптации детей в детском саду

Одной из основных и сложных профессиональных задач, возникающих перед воспитателем детского сада является адаптация детей, которые впервые начинают посещать дошкольное учреждение.

Сложности возникают у всех участников адаптации. Для родителей трудно видеть, что их ребенок несчастен в незнакомой обстановке. Для педагогических работников нет возможности нормально уделить внимание всем детям, потому что новенькие дети плачут, просятся на руки, не общаются со сверстниками, не едет, не спят и т. д. Кроме того, поведение одного ребенка провоцирует других и может привести к коллективной истерике. Однако, наибольшие трудности возникают у самих детей, которые привыкают к детскому саду. Они тяжело переносят разлуку с мамой и приходят в отчаяние в незнакомой обстановке. Поэтому адаптация детей к детскому саду всегда является сложной проблемой, а задача взрослых – максимально облегчить детям период привыкания к жизни в коллективе и по правилам общества.

Адаптация (от лат. adaptare - приспособлять) - в широком смысле — приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта – биологический и психологический.

Биологический аспект адаптации заключается в приспособлении организма человека к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды. Это может быть изменение температуры, атмосферного давления, влажности, освещенности и др. Психологический аспект адаптации представляет собой приспособление человека, как индивидуума, к существованию в обществе или определенных условиях в обществе.

Понятно, что, несмотря на некоторое присутствие биологического аспекта, основным в процессе адаптации детей в детском саду является психологический аспект адаптации. Особенную сложность вызывает тот факт, что, как правило, данная адаптация является первой адаптацией конкретного ребенка в жизни. До начала посещения дошкольного учреждения ребенок пребывает в одинаковых условиях дома, с определенным режимом, привычным внешним миром и знакомыми окружающими. Поэтому начальный период посещения детского сада является крайне сложным для ребенка и задача взрослых – обеспечить максимально безболезненное и быстрое прохождение данного периода.

При адаптации могут наблюдаться следующие негативные проявления в поведении ребенка:

- ребенок активно выражает свое нежелание идти в детский сад – плачет, не хочет одеваться, упирается, кричит;

- ребенок нормально идет в детский сад, но проблемы начинаются тогда, когда родитель собирается уходить, оставляя ребенка;

-пропадает аппетит или ребенок ничего не ест в детском саду;

- нарушается режим дня, в том числе режим сна;

- появляются признаки агрессии, нервозности, апатии или другие негативные изменения поведения;

- снижается иммунитет и повышается заболеваемость.

Выделяют три типа адаптации – легкая, нормальная (средняя) и тяжелая (затяжная) .

В случае легкой адаптации дети почти с самого начала пребывания в детском саду чувствуют себя хорошо, ведут себя активно и не очень-то хотят уходить домой. Отрицательное эмоциональное состояние у ребенка длится не очень долго, как правило, не более месяца. В этот период времени могут наблюдаться нарушение сна, потеря аппетита или отказ от приема пищи в детском саду. Кроме того, ребенок может не очень охотно играть с другими детьми. При легкой адаптации ребенок не болеет и постоянно посещает детский сад. Необходимо отметить, что легкая адаптация практически не встречается в ясельном возрасте и характерна скорее для детей старше 3,5 лет. Это обусловлено тем, что они лучше осваиваются в коллективе и уже умеют играть со сверстниками.

Нормальная адаптация характерна для большинства детей и ее длительность составляет от одного до трех месяцев времени посещения дошкольного учреждения. Одного месяца посещения детского сада при правильно выстроенном механизме адаптации достаточно, чтобы ребенок освоился и начал нормально ходить в детский сад. Конечно, за месяц ребенок пройдет только первый этап адаптации. Он привыкнет посещать детский сад, научится там оставаться, однако по-прежнему будет тосковать и плакать за мамой и не всегда нормально идти с утра в дошкольное учреждение. При нормальной адаптации возможно заболевание ребенка в течении первого месяца острыми респираторными инфекциями на период до 10 дней без осложнений. Это протест организма на новые условия существования.

Тяжелая адаптация может протекать от трех месяцев до года. Данный вид адаптации может сопровождаться несколькими заболеваниями, в том числе с осложнениями. У ребенка будут наблюдаться стойкие нарушения поведения. Таким образом организм и психика ребенка подсознательно протестуют против посещения детского сада. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.

Встречаются случаи, когда попытки приучить ребенка к детскому саду заканчивались неудачей. В результате родители вынуждены были делать паузу и проходить период адаптации повторно на более старшем возрасте ребенка – спустя полгода или год.

Не всегда негативные проявления заметны сразу. Внешне ребенок может вести себя достаточно адекватно, однако внутренне он активно протестует против посещения детского сада. Как верно отмечают С. П. Ситникова и Л. Н. Егорова «Если ребенок не плачет, то это вовсе не означает, что все нормально. Он переживает не меньше плачущего, и его ответной реакцией может быть скорое заболевание» .

Адаптация может быть связана с большим количеством негативных изменений в детском организме на разных уровнях. Причем внешние проявления являются, как правило, наиболее безболезненными для ребенка. Гораздо хуже то, что у ребенка в процессе адаптации в голове крутится одна мысль «Где моя мама и зачем я здесь?». Эта мысль и душевные переживания, связанные с невозможностью дать адекватный ответ на этот вопрос приводят ребенка в состояние нервно-психического напряжения, которое может перейти в стресс. В свою очередь это состояние ребенка может приводить ко всем остальным негативным проявлениям, которые мы перечислили выше.

Н. Г. Иванова отмечает, что характер адаптации зависит от нескольких факторов :

- возраста - самый трудный возраст для адаптации от 1 года до 2 лет;

- состояния здоровья ребенка - здоровый ребенок значительно легче проходит адаптацию, в случае каких-либо отклонений в состоянии здоровья адаптация, как правило, является тяжелой;

- уровня развития ребенка – ребенок, развивающийся соответственно своему возрасту быстрее осваивается в компании сверстников, чем ребенок, отстающий в развитии;

- биологического анамнеза – могут оказывать свое влияние характер протекания беременности матери, наличие осложнений при родах, заболевания в течение первых трех месяцев жизни;

- социальных условий, обеспеченных ребенку после рождения – наличие режима дня, питания, участие ребенка в развивающих играх;

- психологического климата в семье – если в семьях наличествуют доброжелательные отношения, то такие дети проходят адаптацию легче.

По нашему мнению в данный список также необходимо включить:

- наличие опыта общения со сверстниками и взрослыми – в случае, когда круг общения ребенка не ограничивается семьей, а включает других взрослых и детей вырабатывается навык общения значительно облегчающий адаптацию;

- наличие опыта самостоятельной или коллективной предметной деятельности – если ребенок в состоянии самостоятельно играть, а еще лучше имеет навык игры с другими детьми, то адаптационный период пройдет достаточно легко.

Окончание адаптации характеризуется тем, что у ребенка восстанавливаются глубокий сон, хороший аппетит, положительное эмоциональное состояние, активное поведение и наблюдается приобретение новых привычек и навыков, а также соответствующая возрасту прибавка в весе.

Полностью прошедшим период адаптации ребенка можно будет считать после того, как пребывание в детском саду превратится для него из обязанности в удовольствие. Когда ребенок будет с желанием идти в детский сад и хотеть общаться со своими товарищами по группе.

Использованная литература:

1. Кондаков И. М. Психологический словарь. СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с. : ил.

2. Родакер Н. М. Адаптация детей в детском саду // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 41. С. 64-68.

3. Ситникова С. П., Егорова Л. Н. Адаптация детей в детском саду // Вестник научных конференций. 2016. № 1-5 (5). С. 176-177.

4. Иванова Н. Г. Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/02/osobennosti-raboty-vospitatelya-v-period-adaptatsii-detey-k-detskomu (дата обращения 10.07.2016).

Статья опубликована:

Прокопенко Н. Н. Проблема адаптации детей в детском саду // Педагогическое мастерство и педагогические технологии:материалы VIII Междунар. науч. -практ. конф. (Чебоксары, 17 июля 2016 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др. ]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - №2 (8). - С. 219-222.

Публикации по теме:

«Здравствуй, детский сад!» Сказка для адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях введения ФГОС Челышева С. Б., воспитатель ГБОУ Школа № 1494 д/с №864, г. Москва Важным событием последних лет стало принятие Федерального государственного.

Адаптация для ребёнка и родителей в детском саду. Причины тяжёлой адаптации к условиям ДОУ Что нужно сделать обязательно до посещения ребенком детского сада: Режим дня дома должен быть похож на режим дня детского сада. -Желательно.

Дипломная работа на тему «Создание социально-педагогических условий для адаптации детей в детском саду». Краткое содержание Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно.

Инфографика по адаптации в детском садуИнфографика по адаптации в детском саду Все родители, впервые приводящие своих малышей в детский сад, сталкиваются с вопросом как помочь ребенку более уверенно и спокойно перешагнуть.

Консультация для родителей «Как правильно расставаться со своим ребенком в детском саду в период адаптации» Расставание с мамой-для всех животрепещущий вопрос. Очень многие дети плачут при расставании. Их приходиться долго уговаривать и отвлекать. Узнайте,как.

Памятка родителям по адаптации ребенка в детском саду 1. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях,.

Помощь в адаптации детей к детскому саду Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребёнка к новым жизненным условиям. I этап адаптации.

Проблема одаренности в детском возрасте Содержание: Историческая справка Сущность основных понятий одаренности Одаренность Виды одаренности Способности Талант Склонность Особенности.

Рекомендации педагогам по организации жизни ребёнка в детском саду в период адаптации Оптимально осуществлять прием новых детей в группу с интервалом не менее 5 дней. Когда мама придет в группу, необходимо выйти к ней навстречу,.

Значение художественно-продуктивной деятельности детей раннего возраста для адаптации ребенка в детском садуЗначение художественно-продуктивной деятельности детей раннего возраста для адаптации ребенка в детском саду оступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму,.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Проблема адаптации детей в детском саду
Опубликовано: 16 октября 2016 в 14:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «17 января — День детских изобретений» в средней группе.
Фотоотчет " 17 января – День детских изобретений" в средней группе. Сегодня 17 января отмечается День детских изобретений. Как известно, что все дети -...
Мороз не велик да стоять не велит
Морозным субботним утром на территорию детского сада № 16 «Тополёк» спешили воспитатели и родители с детьми. Вооружившись лопатами, собрались они здесь не...
Зимние прогулки
Ах, сколько на свете веселых затей! Мы лепим из снега фигурки зверей: Пингвин, колобок, медвежонок, лиса… Как весело всем! Мы творим чудеса!...
Лепка «Птичья столовая».
Цель: Создание птиц: воробья, синицы и снегиря из пластилина. -Учить детей лепить птиц: воробья, синицы, снегиря. Передавать их строение: туловище, голова,...
Фотоотчет новогоднего утренника в 1 младший группе
В нашем детском саду прошел самый первый новогодний утренник для детей 1 младшей группы! Наши малыши были такие нарядные, такие удивительные! Малыши...