Папки-передвижки

Проблема левшества в современных школах

Надежда Шаврина
Проблема левшества в современных школах
▼ Скачать + Заказать документы

Леворукий ребенок в праворуком мире

Я работаю учителем начальных классов в Кемеровской области г. Полысаево и столкнулась с тем что в моем классе учатся 27 человек первоклашек из которых 6 ребят левши. Так как у меня у самой сын левша, то я решила досконально изучить проблему леворукости.

Я считаю что проблема леворукости сейчас в наше время является актуальной, так как в нашем мире сейчас большой процент левшей. Если раньше это считалось не нормой, а скорее всего аномалией, то сейчас к этому относятся вполне нормально и самое главное в процессе образования таких деток наконец-то перестали переучивать. Ученые, педагоги и психологи с давних времен занимались проблемой леворукости.

Публикация «Проблема левшества в современных школах» размещена в разделах

У родителей таких деток, как зачастую возникает множество вопросов, связанных с особенностями их малышей. Почему ребенок гиперактивен? Почему он постоянно теряется, плохо ориентируется? Почему не хочет рисовать и писать? Почему читает слова с середины или с конца, иногда и вовсе в противоположном направлении? Почему наш малыш не такой, как другие дети? Может ему не хватает нашего внимания или мы не умеем воспитывать? Что нам делать дальше, как ему помочь? Как подготовить его к обучению? Когда лучше отдать его в школу, с одногодками или подождать годики дать ему возможность подрасти, повзрослеть, окрепнуть, стать серьезнее? Стоит ли его переучивать на правую руку? С некоторыми из этих вопросов столкнулась и я в воспитании своего сына и воспитании и обучении детей своего класса.

Для маленького левши характерен особый тип поведения: он не может усидеть на маминых руках, попав в новое помещение, он начинает тщательно обследовать все вокруг, рассматривая содержимое шкафов, коробок и т. д. Потому что у большинства левшей более развита зрительная оценка информации, они в первую очередь реагируют на внешний вид предмета (его форму и цвет, для них недостаточно его словесное описание. Именно из-за того что зрительные впечатления преобладают над слуховыми объясняется и некоторое их отставание в усвоении программы в детском саду и тем что им необходимо несколько раз повторять требования, поручения, просьбы, инструкции. Исходя из этого можно сделать вывод, что родители не напрасно тревожатся по поводу недостаточной подготовленности леворукого ребенка к школьному обучению. Такому ребенку требуется специальная подготовка, направленная на выработку навыков, адаптирующих его к праворукой среде, в наше время существуют предметы для леворуких (линейка, ручка, ножницы) для лучшей адаптации их к социуму, но даже с этими вещами леворукому трудно приспособиться к нашему миру. Такие детки путаются в механических часах. Ученые психологи выделили четыре группы леворукости в зависимости от причины ее возникнокения: генетические, патологические, переученные (с левой руки на правую) и имеющие вынужденную леворукость (вследствие повреждения или утраты правой руки – «компенсаторные возможности»).

Анализ деятельности леворуких детей, которые имеют трудности в обучении чтению и письму, показал, что в основном это дети с патологическим происхождением леворукости. Генетически они являются правшами, но из-за того что у них поражен левый или оба полушария, возникшие в пренатальном или постнатальном периоде, они становятся леворукими и поэтому используют для письма и других действий левую руку. Такие дети часто путают где право и где лево, нарушено зрительное восприятие. Специалисты считают, что именно таких детей категорически нельзя переучивать на правую руку. Потому что правая рука связана с организацией деятельности левого полушария, которое. Изучая сведения о развитии детей в классе, в их медицинской карте есть записи о наличии у матери патологии беременности и родов, а у некоторых детей нарушение развития на ранних этапах жизни. Если досконально рассмотреть рождение моего ребенка то как раз я здесь могу сделать вывод о том что он как раз относится к таким деткам, так как на раннем этапе развития, когда детки в норме начинают в 1-2 месяца держать голову, то мой ребенок начал держать голову только лишь в 5 месяцев после лечения, которое нам назначил врач невропатолог. А уж позже выяснилось что он левша, так как скорее всего у него произошли какие-то изменения в левом полушарии мозга то тут я могу сделать вывод что на фоне этого он в 4 года плохо говорит. Исходя из этого я пришла к выводу что наш ребенок относится к группе "компенсаторное" левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще - его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Именно поэтому, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме. Так как левое полушарие головного мозга отвечает за речь, то у ребенка с нарушениями деятельности левого полушария головного мозга скорее всего будут отклонения в развитии речи, моторики и такой ребенок скорее всего позже начнет говорить. Следует отметить, что леворукость в этом случае нельзя рассматривать как причину этих отклонений. Они, как и леворукость, являются следствием одних и тех же причин. По всей видимости из-за каких-то нарушений у нашего ребенка и страдает речь, начал поздно говорить и в 4 года плохо говорит для его возрастной группы. Проводимые УЗИ головного мозга показали что мозг в целости и никаких нарушений нет. Поэтому мы очень тщательно над ним наблюдаем, некоторые действия он может спокойно выполнять правой рукой, но вот основные работы, такие как: писать, рисовать и кушать – это он все делает левой рукой. Но вот ножницы он лучше держит в правой руке.

По методике рука-ухо-глаз наши результаты ЛЛЛ. Мною было решено ни в коем случае не переучивать ребенка, чтоб не ломать ему мозг.

У леворуких детей наблюдаются следующие трудности:

они плохо воспринимают и запоминают сложное сочетание букв при чтении и поэтому у них медленный темп;

ребенок путает сходные по внешним признакам буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр;

заменяет сходные по форме геометрические фигуры (на овал може сказать круг, на ромб может сказать квадрат и т. п. ;

ему трудно переписать или переписать также как на образце;

не аккуратное написание, легкое дрожание;

зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;

очень медленный темп письма.

Но проанализировав детей в классе, я пришла к выводу, что большая часть левшей в моем классе это успешные ученики, у которых хорошо сформирован подчерк и которые активно работают на уроке. В дальнейшем я планирую разработать рекомендации по работе с леворукими ребятишками на уроках и во внеурочное время.

Публикации по теме:

Мои награды за работу, которую я люблю!Мои награды за работу, которую я люблю! Я с детства мечтала быть учителем начальных классов. Поступив в институт на факультет начальных классов, весь наш курс неожиданно для себя.

Эссе «Учитель — это призвание» Данное эссе я писала в апреле 2010 когда училась на учителя начальных классов, не ожидая того, что все таки стану воспитателем. Учитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема левшества в современных школах
Опубликовано: 24 февраля 2015 в 14:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема левшества в современных школах» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Шаврина (УИ 318083) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД