Татьяна Шульженко
Проблема нравственно-патриотического воспитания детей и подростков
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема нравственно - патриотического воспитания детей и подростков не нова, но по-прежнему актуальна. Наш современник, академик Д. С. Лихачёв, отличал, что чувство любви Родине нужно заботливо взращивать, прививая «Духовную оседлость» т. к без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати поле.
Публикация «Проблема нравственно-патриотического воспитания детей и подростков» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному посёлку (городу) т родной стране.
Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к стране, родному городу (посёлку, родной улице.
Потенциал дошкольного возраста как период формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаше всего не удаётся. А ведь именно от того, как ребёнок воспримет окружающий мир в детстве в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному (посёлку) городу у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, улицей. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения, жительства, определённому кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, (посёлка) города, работниками образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве ч местными достопримечательностями.
Я предлагаю свой опыт роботы по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание» (Слайд № 5)
Работу веду по двум направлениям: (Слайд № 6)
- Работа с детьми
- Работа с родителями
Соответственно целью является: (Слайд № 7)
- Повышения уровня нравственно – патриотической культуры родителей
- Формирование основ нравственно – патриотического сознания дошкольников.
(Слайд № 8)
Мне пришлось изучить ряд педагогической, методической литературы, я посетила семинары, тренинги организованные в нашем детском саду, участвовала в работе педагогической мастерской и в разработке обще садовской программы и проекта по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников. (Передать программу)
Сделала выборку материала из фондов архива Асиновского района о создание в городе Мемориального комплекса «Родина мать», из фондов краеведческого музея была получила историческая справка о создании в нашем городе кинотеатра «Восток» в данное время Районный Дом Культуры. Данный материал наиболее значим и понятен детям и родителям моих воспитанников.
В начале остановлюсь на работе, которую проводила с детьми в течении четырёх лет.
Были поставлены следующие задачи: (Слайд № 9).
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
- формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду людей;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о России, её столице;
- знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
- формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Эти задачи решаются во всех видах деятельности, на занятиях, в играх, в труде и т. д.
Так – как воспитывает в ребё нке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
(Слайд № 10) Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимы:
- создание благоприятных материально-технических и социальных условий;
- обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
- последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;
- тесный контакт по данной проблеме с семьёй, опора на её традиции и опыт.
Таким образом система и последовательность работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей может быть предствленна следующим образом (слайд 11)
Семья
Детский сад
Родная улица, район
Родной город
Страна, её столица, символика
Права и обязанности - Конституция
Работу начала проводить со второй младшей группы.
Целью работы поставила:
- Ознакомить ребёнка с его родным домом
- Привить чувство родства с семьёй
- Заложить основы тёплого чувства и привязанности к своей семье.
Предложила детям вместе с родителями сделать семейные альбомы, подготовила и провела праздник «Наша дружная семья», был организован конкурс рисунков «Наша семья».
В средней группе был следующий этап «Детский сад» соответственно были поставлены цели:
- Ввести ребёнка в первую общественную среду – детский сад
- заложить основы искренней благодарности сотрудникам детского сада за их добрые сердца и теплоту души.
Сформировать понятия : Я – воспитанник детского сада. Мой дом – мой детский сад.
В старшей группе я знакомила детей с их малой Родиной – городом, краем формировала любовь к ней.
Сформировала понятие Я – житель края, города, посёлка.
Вместе с детьми посетили Асиновский краеведческий музей, выставку «Асиновская старина», были экскурсии по улицам родного города.
В подготовительной группе развивала потребность к ознакомлению с большой Родиной – Россией, Формировала любовь к Отчизне, сформировала понятие: Я – Россиянин. Мой дом – моя большая Родине – Россия.
Приступая к работе по данной теме, я отдавала себе отчёт в том, что я смогу получить эффект в том случае, если эта работа будет поддержана родителями.
Сотрудничество с родителями основной аспект в моей работе по нравственно патриотическому воспитанию (слайд № 12)
Задачи:
1- Приобщение родителей, воспитанников к сотрудничеству по проблеме нравственно – патриотического воспитания.
2- Формирования у них понимания значимости проводимой в ДОУ работы.
В беседе с родителями, я поняла, что в современных условиях жизни на первый план ставится материальное благополучие, наличие компьютеров, телевизоров, сотовых телефонов и т. д. Нравственно-патриотические ценности у людей часто уходят на задний план. Всё чаще наблюдаем людское равнодушие друг к другу, детям, пожилым людям. Дети, да и многие взрослые не знают свои «корни», многие не знают важнейшие исторические события, знаменательных дат и т. д.
Для просвещения родителей запланировала следующие мероприятия:
1. Консультации:
- «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка».
- «Формирование любви к Родине, на основе любви к природе родного края»
- «Воспитание нравственно-патриотических чувств детей к родному городу» 2. Оформление стендов:
- «Природа крайнего севера»
- «Писатели – детям»
- «Дом, в котором я живу»
3. Лекция:
- «Роль русской народной сказки воспитания дошкольников»
4. Родительское собрание «Семейные традиции или Талантливые семьи»
5. Совместные праздники:
- «Наша дружная семья»
- «Папа, мама, я – спортивная семья»
- «День матери»
- «Полоса препятствий»
-Взрослые детям. Сценарий спектакля «Вежливые слова»
6. Выставка рисунков:
- «А мы войны такой не знали»
- «Наш любимый уголок природы»
Мне удалось заинтересовать родителей этой темой в конце учебного года в подготовительной группе в беседе с родителями, в анкетировании были выявлены изменения, которые произошли в сознании родителей о значимости нравственно патриотического воспитания, как в семье, так и в детском саду.
Дополнительно я использую свою программу по театральной деятельности, она помогает мне осуществлять работу по нравственно патриотическому воспитанию так как эмоциональное насыщение, содержательное общение, взрослого с ребёнком и детей друг с другом по поводу художественного образа создаёт благоприятные условия для развития у детей умения прислушиваться к своим переживаниям, понимать своё эмоциональное состояние и даже предвидеть его.
Театрализованная деятельность – мощнейшая сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки.
Благодаря этой деятельности, дети становятся более самостоятельными у них развивается речь, познавательные процессы, произвольность поведения, совершенствуются практические навыки, необходимые в быту и в дальнейшем в школе.
Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло. Воспитывают любовь к Родине уже потому что они творчество народа. Рассказывайте сказки детям ведь они предназначены для детей и тогда мы сможем воспитать истинных патриотов своей Родины.
Вывод: Но не какие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, - писал К. Ушинский, - потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Не какие уставы и программы, не какой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания»