Надежда Рыжова
Проблема раннего формирования культуры здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема раннего формирования культуры здоровья
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физ. культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического развития. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. На этом этапе нам необходимо сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Публикация «Проблема раннего формирования культуры здоровья» размещена в разделах
Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся : гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия, и др. Движение необходимо ребенку, т. к. способствует развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темы и характер нормального функционирования растущего организма.
Современные дети в большинстве своем испытывают «Двигательный дефицит», т. е. количество движений, производимых ими в течение дня ниже возрастной нормы. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть проводят в сташеечном положении. Это увеличивает сташеечную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает и утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Дети, поступившие в нашу группу, имеют отклонения в здоровье – нарушение осанки, плоскостопие. Вся наша работа непосредственно направлена на приобщение детей к нормам здорового образа жизни, на обогащение представлений о здоровье, об организме, его потребностях, о способах предупреждения травматизма, о закаливании, на беседы и пояснении о пользе и влиянии на организм физических упражнений.
В нашей группе созданы следующие условия для оздоровительно-коррекционной работой с детьми, а именно:
• Имеется мини-центр для подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий с детьми, который оборудован необходимым инвентарем: резиновыми и массажными ковриками, массажерами для стоп, нестандартным оборудованием для игровых дорожек, мячами, обручами, мешочками с песком, кеглями, лентами и т. д.
• Имеется картотека для развития основных движений, картотека физкультурных минуток и пальчиковых игр, дыхательных гимнастик, гимнастики для глаз, психомоторных упражнений.
Наш рабочий день в детском саду начинается с корригирующей гимнастики, которая проводится по подгруппам из 8 детей. В упражнения, которые меняются каждый квартал, включены упражнения на согласованность работы правой и левой половин тела (перекрестные движения – касание в ходьбе с высоким подниманием бедра правой и левой стороны тела противоположной рукой, на согласованность работы верхней и нижней части тела (растягивание икроножной мышцы, на согласованность работы передней и задней части тела (наклоны головы вперед, назад, наклоняясь, при наклоне назад должны достать пятку правой ноги левой рукой и наоборот.) Эти упражнения помогают детям работать на преодоление тяжести своего тела, сочетать работу правой и левой рук, ног, уметь производить движение с сопротивлением, координировать работу передней и задней половин тела.
В основной части включены упражнения для опорно-двигательного аппарата, развивающие силу мышц спины, силу мышц брюшного пресса, мышцы рук и ног.
В заключительной части комплекса используются различные виды ходьбы, бега и, конечно же, веселые игры, упражнения на расслабление мышц и снятие мышечных блоков.
В течение дня мы стараемся использовать каждую свободную минутку, где только можно использовать различные элементы здоровьесберегающих технологий :
• Физ. минутки на всех занятиях с использованием мышечного расслабления.
• Музыкальной терапии, сказкотерапия используется нами для нормализации эмоционального состояния и других методов психокорекции.
• Всевозможные пальчиковые гимнастики с проговариванием стихов, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж рук, лица, головы.
• Смехотерапия и аутотренинг для расслабления мышечных блоков.
• В группе имеется уголок «уединения», где ребенок может побыть сам с собой, отдохнуть, помечтать и т. д.
• Элементы пантомимы для создания эмоционального образа при показе характеров людей и животных.
Наша работа по коррекции нарушения осанки продолжается на прогулке, где мы имеем возможность позаниматься с детьми индивидуально. Кроме основных движений мы упражняем детей в равновесии, в ползании, предлагаем детям выполнять некоторые упражнения с закрытыми глазами, используя при этом различное физ. оборудование, продолжаем обучение правильному дыханию. Где, как не на прогулке, есть возможность обучать детей различным приемам лазания, прыжкам, различным видам бега. В процессе множества подвижных игр дети с легкостью усваивают эти движения.
После дневного сна дети с удовольствием выполняют гимнастику по профилактике плоскостопия, которая проводится в игровой форме с использованием различных атрибутов. Гимнастика проводится в комплексе с дыхательной гимнастикой, упражнениями на расслабление мышечных блоков и моментов закаливания.
Множество различных развлечений, дней здоровья, где активное участие принимают родители, спартакиады, спортивные игры, эстафеты – все это очень благотворно влияет на физическое здоровье наших воспитанников.
Неотъемлемой частью нашей работы по этому вопросу является конечно же работа с родителями. На первом родительском собрании мы познакомили родителей с планом нашей оздоровительно-коррекционной работы, предложили им комплексы лечебных упражнений, как для профилактики нарушения осанки, так и плоскостопия, нацелили их на продолжение этой работы в выходные дни. Каждый родитель получил индивидуальный совет, касающийся их ребенка.
В течение трех месяцев все родители посетили открытые уроки, посмотрели как занимаются их дети, побеседовали с инструктором ЛФК.
И в заключении хочется сказать: Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему всем миром – семья, МБДОУ, общественность.
Мозг шестилетнего ребенка незрел, и поэтому его восприятие, мышление, память, эмоции организуются по другим законам, иначе чем у взрослых. Мы по-разному чувствуем, видим, слышим, осязаем. Многие сравнивают ребенка с собой. Мы (воспитатели, родители) говорим ребенку:»Вот когда мне было 6 лет», но ведь это Вы, а не он, а ребенок особенный, совсем другой (и тем более имеющий отклонение в здоровье) и с этим нужно считаться. Да и мир изменился вокруг нас: он скоростной, больше информации – телевидение, радио, интернет. Как же ребенку приспособиться к такому потоку информации?
Ребенку очень нужно, чтобы воспитатели и родители его любили, понимали, защищали. Мы, воспитатели, видим с какой любовью родители провожают детей в детский сад, а дети в ответ машут родителям в окно, посылают воздушные поцелуи, и родители спокойно идут на работу зная, что детям уютно и комфортно в нашей группе, что здесь их тоже любят. это важно для их здоровья, и физического, и психического.