Мингалиева Марина
Проблема развития диалогической речи у дошкольников в психолого-педагогической литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно М. М. Бахтину, диалог в своем универсальном философском значении может быть понят как формат познания и существования, в котором постигается человек и его бытие [4]. По мнению философа: «. Там, где нет слов и нет языка, не может быть никаких диалогических отношений; они не могут существовать среди объектов и логических величин (понятий, суждений и т. д.). Диалогические отношения предполагают язык.».
Публикация «Проблема развития диалогической речи у дошкольников в психолого-педагогической литературе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Диалог - это понимание и обучение. Диалогическая речь- речь поддерживаемая, имеющая собеседника. Она более простая, свернутая, в ней могут присутствовать интонация, жесты, паузы, ударения. Поэтому, А. Г. Арушанова, А. Г. Рузская и другие исследователи считают, что обучение детей диалогу нужно начинать тогда, когда у детей отсутствуют элементарные умения, затруднено общение со сверстниками и взрослыми, нарушен процесс общения в целом.
Первые исследования вопросов изучения диалогического общения дошкольников появились на рубеже XX и XXI веков. Исследованием проблемы занимались отечественные педагоги и представители логопедии: М. М. Алексеева, В. И. Яшина [53], А. Г. Арушанова [3], В. К. Воробьева [9], М. Г. Кучинский [28], Ф. А. Сохин [51], Т. Б. Филичева [58], Г. В. Чиркина [60], А. В. Чулкова [61] а также психологи и лингвисты : Л. Ф. Артеменкова [1], М. М. Бахтин [4], О. М. Вершина [8], Л. С. Выготский [10], В. П. Глухов [14], О. Я. Гойхман [16], А. В. Запорожец[22], А. К. Маркова [34], С. Я. Рубинштейн [47], А. Г. Рузская [48], А. А. Соколова [50], Л. В. Щерба [62], Д. Б. Эльконин [63], Л. П. Якубинский [64] и другие.
A. Г. Рузская, О. В. Трошин, Л. В. Щерба, Л. П. Якубинский и ряд других исследователей считают диалог первичной, естественной, классической формой речевого общения.
«Диалогическая (диалог) - первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребностям непосредственного живого общения» - отмечает
B. П. Глухов.
В большом энциклопедическом словаре диалог, или диалогическая речь определяется как «форма (тип) речи, состоящая в обмене высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта. Для диалогической речи типично содержательная (вопрос - ответ, согласие, возражение) и конструктивная связь реплик».
Среди всех видов работы с дошкольниками применяются разговор (вопрос - ответ) и беседа. Разговоры воспитателя с детьми рассматриваются как основные методические приемы при решении вопросов по развитию диалогической речи. Недостатком этого метода является обеднение структуры диалога, который сводится к речи двух или нескольких говорящих, осуществляемый при помощи вопросов и ответов. При таком, подходе, вряд ли, можно говорить о полноценном развитии диалога. Ведь, педагог всегда находится в роли «спрашивающего», а ребенок - «отвечающего». Диалог получается, как бы, навязанный необходимостью общения.
По мнению Я. А. Коменского, детей до 3-х лет следует учить, правильно произносить слова, а после трех лет - уже ставить вопросы, отвечать на них, объяснять причины изучаемых явлений.
Е. А. Флерина полагает, что к четырем годам ребенка нужно учить умению формулировать вопросы и простые ответы, сообщать об увиденном, учить средствам речевого этикета.
А. А. Соколова в методике обучения диалогу предлагает формирование у детей умений сообщить, узнать, спросить, уточнить, побудить, согласиться, опровергнуть чье-либо мнение и так далее.
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение различных сторон связной речи является необходимым условием развития диалогической речи, и, в то же время, развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Полноценное развитие диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого.
М. И. Лисина, проведя исследования по изучению особенностей развития связной речи в зависимости от условий общения, пришла к выводу, что диалогическая речь ребенка является исходной, первичной, ситуативной и примитивной формой речи на этапах ее становления.
Одно из таких условий раскрывает Г. М. Кучинский. Он связывает развитие диалогической речи ребенка в раннем возрасте с активным вмешательством взрослых, которые, систематически, обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, тем самым побуждают ребенка откликаться и поддерживать общение.
Е. И. Тихеева придавала огромную заслугу семьи в части формирования у детей диалогической речи. По ее мнению, в семье ребенок постоянно вовлекается в общение с взрослыми, играет с ними, обменивается мыслями, чувствами, переживаниями, знакомится с окружающим миром.
В данном случае, Л. П. Якубинский делает замечание, что для диалога типично использование шаблонов, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и, как бы, прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора. Речевые клише, по мнению автора, облегчают ведение диалога.
Л. Ф. Спирова считает важнейшим условием для развития диалогической речи у детей организацию ведущей деятельности. В качестве альтернативы ею была предложена игровая деятельность.
Другие исследователи, развивая тему, отмечают, что неполноценность речевого общения с ребенком на ранней стадии его развития приводит, в дальнейшем, к чрезвычайной скудности связной речи и недоразвитию психических процессов. Ими установлено, что у детей с общим недоразвитием речи без специального обучения не возникает речевой активности, не складываются и начальные проявления общения с окружающими, не развивается предметная деятельность, создаются дополнительные трудности для налаживания межличностных отношений.
Так, по мнению Д. Б. Эльконина, у детей с речевой патологией чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность речевого общения.
Необходимость в общении с окружающими диктуется, как правило, физиологическими потребностями. Согласно утверждению А. К. Марковой, дети с общим недоразвитием речи с большим желанием относятся к игре, нежели к совместной деятельности с взрослыми. Это говорит о том, что у этих детей очень низкий уровень потребности в общении с окружающими людьми. Слабое развитие потребностей социального характера приводит к тому, что и к концу дошкольного периода дети с большими трудностями овладевают средствами речевого общения.
А. Г. Рузская уверена, что развитие диалогической речи в дошкольном возрасте является наиболее социально значимой, так как отсутствие, либо дефицит диалогического общения приведет к искажениям личностного развития, к проблемам во взаимодействии с окружающими людьми, к появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Таким образом, диалогическая речь - речь поддерживаемая, имеющая собеседника. В ней могут присутствовать интонация, жесты, паузы, ударения. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к искажениям личностного развития различного рода, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.