МААМ-картинки

Проблема развития диалогической речи у дошкольников в психолого-педагогической литературе

Мингалиева Марина
Проблема развития диалогической речи у дошкольников в психолого-педагогической литературе
▼ Скачать + Заказать документы

Согласно М. М. Бахтину, диалог в своем универсальном философском значении может быть понят как формат познания и существования, в котором постигается человек и его бытие [4]. По мнению философа: «. Там, где нет слов и нет языка, не может быть никаких диалогических отношений; они не могут существовать среди объектов и логических величин (понятий, суждений и т. д.). Диалогические отношения предполагают язык.».

Публикация «Проблема развития диалогической речи у дошкольников в психолого-педагогической литературе» размещена в разделах

Диалог - это понимание и обучение. Диалогическая речь- речь поддерживаемая, имеющая собеседника. Она более простая, свернутая, в ней могут присутствовать интонация, жесты, паузы, ударения. Поэтому, А. Г. Арушанова, А. Г. Рузская и другие исследователи считают, что обучение детей диалогу нужно начинать тогда, когда у детей отсутствуют элементарные умения, затруднено общение со сверстниками и взрослыми, нарушен процесс общения в целом.

Первые исследования вопросов изучения диалогического общения дошкольников появились на рубеже XX и XXI веков. Исследованием проблемы занимались отечественные педагоги и представители логопедии: М. М. Алексеева, В. И. Яшина [53], А. Г. Арушанова [3], В. К. Воробьева [9], М. Г. Кучинский [28], Ф. А. Сохин [51], Т. Б. Филичева [58], Г. В. Чиркина [60], А. В. Чулкова [61] а также психологи и лингвисты : Л. Ф. Артеменкова [1], М. М. Бахтин [4], О. М. Вершина [8], Л. С. Выготский [10], В. П. Глухов [14], О. Я. Гойхман [16], А. В. Запорожец[22], А. К. Маркова [34], С. Я. Рубинштейн [47], А. Г. Рузская [48], А. А. Соколова [50], Л. В. Щерба [62], Д. Б. Эльконин [63], Л. П. Якубинский [64] и другие.

A. Г. Рузская, О. В. Трошин, Л. В. Щерба, Л. П. Якубинский и ряд других исследователей считают диалог первичной, естественной, классической формой речевого общения.

«Диалогическая (диалог) - первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребностям непосредственного живого общения» - отмечает

B. П. Глухов.

В большом энциклопедическом словаре диалог, или диалогическая речь определяется как «форма (тип) речи, состоящая в обмене высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта. Для диалогической речи типично содержательная (вопрос - ответ, согласие, возражение) и конструктивная связь реплик».

Среди всех видов работы с дошкольниками применяются разговор (вопрос - ответ) и беседа. Разговоры воспитателя с детьми рассматриваются как основные методические приемы при решении вопросов по развитию диалогической речи. Недостатком этого метода является обеднение структуры диалога, который сводится к речи двух или нескольких говорящих, осуществляемый при помощи вопросов и ответов. При таком, подходе, вряд ли, можно говорить о полноценном развитии диалога. Ведь, педагог всегда находится в роли «спрашивающего», а ребенок - «отвечающего». Диалог получается, как бы, навязанный необходимостью общения.

По мнению Я. А. Коменского, детей до 3-х лет следует учить, правильно произносить слова, а после трех лет - уже ставить вопросы, отвечать на них, объяснять причины изучаемых явлений.

Е. А. Флерина полагает, что к четырем годам ребенка нужно учить умению формулировать вопросы и простые ответы, сообщать об увиденном, учить средствам речевого этикета.

А. А. Соколова в методике обучения диалогу предлагает формирование у детей умений сообщить, узнать, спросить, уточнить, побудить, согласиться, опровергнуть чье-либо мнение и так далее.

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение различных сторон связной речи является необходимым условием развития диалогической речи, и, в то же время, развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Полноценное развитие диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого.

М. И. Лисина, проведя исследования по изучению особенностей развития связной речи в зависимости от условий общения, пришла к выводу, что диалогическая речь ребенка является исходной, первичной, ситуативной и примитивной формой речи на этапах ее становления.

Одно из таких условий раскрывает Г. М. Кучинский. Он связывает развитие диалогической речи ребенка в раннем возрасте с активным вмешательством взрослых, которые, систематически, обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, тем самым побуждают ребенка откликаться и поддерживать общение.

Е. И. Тихеева придавала огромную заслугу семьи в части формирования у детей диалогической речи. По ее мнению, в семье ребенок постоянно вовлекается в общение с взрослыми, играет с ними, обменивается мыслями, чувствами, переживаниями, знакомится с окружающим миром.

В данном случае, Л. П. Якубинский делает замечание, что для диалога типично использование шаблонов, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и, как бы, прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора. Речевые клише, по мнению автора, облегчают ведение диалога.

Л. Ф. Спирова считает важнейшим условием для развития диалогической речи у детей организацию ведущей деятельности. В качестве альтернативы ею была предложена игровая деятельность.

Другие исследователи, развивая тему, отмечают, что неполноценность речевого общения с ребенком на ранней стадии его развития приводит, в дальнейшем, к чрезвычайной скудности связной речи и недоразвитию психических процессов. Ими установлено, что у детей с общим недоразвитием речи без специального обучения не возникает речевой активности, не складываются и начальные проявления общения с окружающими, не развивается предметная деятельность, создаются дополнительные трудности для налаживания межличностных отношений.

Так, по мнению Д. Б. Эльконина, у детей с речевой патологией чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность речевого общения.

Необходимость в общении с окружающими диктуется, как правило, физиологическими потребностями. Согласно утверждению А. К. Марковой, дети с общим недоразвитием речи с большим желанием относятся к игре, нежели к совместной деятельности с взрослыми. Это говорит о том, что у этих детей очень низкий уровень потребности в общении с окружающими людьми. Слабое развитие потребностей социального характера приводит к тому, что и к концу дошкольного периода дети с большими трудностями овладевают средствами речевого общения.

А. Г. Рузская уверена, что развитие диалогической речи в дошкольном возрасте является наиболее социально значимой, так как отсутствие, либо дефицит диалогического общения приведет к искажениям личностного развития, к проблемам во взаимодействии с окружающими людьми, к появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Таким образом, диалогическая речь - речь поддерживаемая, имеющая собеседника. В ней могут присутствовать интонация, жесты, паузы, ударения. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к искажениям личностного развития различного рода, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Публикации по теме:

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речиСюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речи . Авторы Рублева Г. Л, Ишкинина Р. Ф Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников, несомненно, велика. Ребенок в ней «проживает» взрослую.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема развития диалогической речи у дошкольников в психолого-педагогической литературе
Опубликовано: 28 июня 2020 в 21:09
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема развития диалогической речи у дошкольников в психолого-педагогической литературе» (включая файлы) размещена пользователем Мингалиева Марина (УИ 2371508) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД