Статья «Проблема саморегуляции педагогов»

Мария Сергеева
Статья «Проблема саморегуляции педагогов»

В настоящее время все более ускоряется темп развития российского государства и общества, на ряду, с этим возрастают и требования к способностям человека. В современном мире человек должен быть образованный – обладать высоким уровнем интеллекта, мобильным, коммуникабельным, конкурентоспособным. Но при активном росте интеллектуальных способностей, человек не испытывает достаточного объема физической нагрузки, которая бы уравновешивала психоэмоциональную сферу личности. При таком дисбалансе и активном жизненном темпе часто возникаю психические расстройства, которые в последствия могут стать причиной нарушений функционирования организма, а так же.

Важный фактор, влияющий на психологическое здоровье человека – его профессиональная деятельность. Профессия педагога сложна – ее публичность, высокая степень ответственности за здоровье, воспитание, обучение и развитие детей (тем более в условиях реализации ФГОС) часто обусловливает эмоциональную напряженность специалиста, тревогу и беспокойство, появление у него состояний, деструктивно влияющих на личность и характер профессиональной деятельности. Во избежание, нарушений в психоэмоциональной деятельности педагога существуют разнообразные способы саморегуляции.

Проблема изучения закономерностей формирования саморегуляции, управления человеком собственным поведением является в психологии одной из наиболее фундаментальных задач. В современной психологической науке ее разработка ведется во многих теоретико-прикладных направлениях. К. А. Абульхановой- Славской, В. А. Иванникова, О. А. Конопкина, В. И. Моросановой, А. Н. Леонтьева, В. Д. Шадрикова, Я. А. Пономарева и др.

Формирование знаний о способах самостоятельного регулирования педагога является профессионально значимой задачей. Информировать о приемах саморегулирования должны при профессиональной подготовке кадров. Психолого-педагогические исследования (Лосавио О. В., Прохоров А. О., Хохлов С. И., Чебыкин А. И. и др.) показывают, что значительная часть педагогов не владеет приемами саморегуляции. Особенно незнание способов саморегуляции характерно для молодых педагогов. По данным А. Я. Чебыкина, около 50% специалистов испытывают трудности в регуляции собственных состояний. [1]

Существуют разнообразные способы саморегуляци для педагогов, которые способствую улучшению настроения, а вместе с тем состояния здоровья,так же созданию благоприятного климата в коллективе:

1. Способы, основанные на волевом регулировании состояний, действий, поступков субъекта. К ним относят – метод создания установки, самовнушение, самоприказ, самоутешение, переключение, отключение, самоанализ, приемы логики, рассуждения, рационализации, речевая разрядка и другие.

2. Игровые способы, состоящие в проигрывании педагогом в позиции другого субъекта разных условий и ситуаций профессиональной деятельности;

3. Физическая нагрузка (спортивные игры, упражнения и др.)[1.]

4. Аутогенные тренировки - Методика аутогенной тренировки (аутотренинга, АТ) основана на применении мышечной релаксации, самовнушении и аутодидактике (самовоспитании). [3]

5. Саморегуляция по средством внешних проявлений (мимика, жесты, речь, дыхание, движения).

Данные способы саморегулирования могут применяться как самостоятельные, так и в различных сочетаниях. Для успешной реализации саморегуляции необходимы сознательность и активность овладения, уверенность в эффективности применяемых приемов и своих способностях, готовность к постоянному самосовершенствованию и самоконтролю.

Литература:

1. Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека. / В. И. Моросанова; Ин-т психологии РАН; Психологический ин-т РАО. — М.: Наука, 2010. — 519 с.

2. Учитель, владей собой!Формирование психологической установки профессиональной деятельности учителя как одной из характеристик человеческого фактора: Метод. рекоменд. / Сост. Р. И. Хмелюк и др. - Одесса, 1986.

3. http://ru.wikipedia.org

Публикации по теме:

«Проблема физического наказания детей». Протокол родительского собрания Протокол №3 группового родительского собрания в старшей группе №09 от 12 марта 2015года. Тема: «Проблема физического наказания детей».

Упражнения для снятия психоэмоционального напряжения и саморегуляции состояния Консультация для родителей и педагогов ДОУ «Упражнения для снятия психоэмоционального напряжения и саморегуляции состояния» Автор- составитель.

Формирование эмоциональной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста «Приключения в сказочном лесу» Тема занятия: «Приключения в сказочном лесу». Подготовила: Марасанова Наталья Робертовна, МБУ детский сад № 135 "Рябинка" г. о. Тольятти,.

Консультация для педагогов на тему: «Сущность понятия «трудолюбия» и проблема воспитания у дошкольников». Труд всегда был и остается одним из главных факторов жизнедеятельности людей, источником материальных и духовных богатств общества. Результат.

Проблема левшества в современных школах Леворукий ребенок в праворуком мире Я работаю учителем начальных классов в Кемеровской области г. Полысаево и столкнулась с тем что в моем.

Консультация «Проблема раннего выявления семейного неблагополучия» Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьей по защите.

Проблема трудового воспитания в дошкольных учреждениях В энциклопедии понятие «труд» формулируется как «целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление.

Проблема воспитания гендерной культуры у дошкольников в современном ДОУ Проблема воспитания гендерной культуры у дошкольников в совреиенном ДОУ. Бизимова Е. В. ,педагог-психолог высшей категории МБДОУ г. Иркутска.

Проблема этнической толерантности в жизни российской молодежи В настоящий момент, в обществе наблюдается тенденция, ведущая к потере в сознании молодежи традиционных духовно-нравственных ценностей,.

Занятие для детей первой младшей группы «Проблема игрушек»Занятие для детей первой младшей группы «Проблема игрушек» Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Дидактические игры для детей
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Статья «Проблема саморегуляции педагогов»
Опубликовано: 25 октября 2015 в 22:49
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 августа. День пазлов на МААМ

Полезному развлечению для детей и взрослых посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь этой подборкой игр и занятий, чтобы увлечь ребенка пазлами и провести семейный турнир по их собиранию.

14 августа. День мёда на МААМ

Медовый спас, который из дня в день празднуют 14 августа, называют ещё Первым спасом (Вторым будет Яблочный, а Третьим – Ореховый). В этот тематический день вспоминаем обычаи этого старинного народного...

Мастер-класс по аппликации из кругов цветной бумаги «Любимая бабушка»
Мастер-класс по аппликации из кругов цветной бумаги "Любимая бабушка" Аппликация из геометрических фигур – это не только увлекательное занятие....
«Пчела». Мастер-класс по художественному конструированию из бумаги в технике «оригами»
Мастер-класс по художественному конструированию из бумаги в технике оригами: "Пчела" ко дню мёда на МААМе. Автор: Седова Наталья Владимировна,...
«Филимоновская игрушка — козлик». Конспект занятия по рисованию в старшей группе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 119 "Поморочка" г. Архангельск. Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной...