Статья «Проблема саморегуляции педагогов»

Мария Сергеева
Статья «Проблема саморегуляции педагогов»

В настоящее время все более ускоряется темп развития российского государства и общества, на ряду, с этим возрастают и требования к способностям человека. В современном мире человек должен быть образованный – обладать высоким уровнем интеллекта, мобильным, коммуникабельным, конкурентоспособным. Но при активном росте интеллектуальных способностей, человек не испытывает достаточного объема физической нагрузки, которая бы уравновешивала психоэмоциональную сферу личности. При таком дисбалансе и активном жизненном темпе часто возникаю психические расстройства, которые в последствия могут стать причиной нарушений функционирования организма, а так же.

Важный фактор, влияющий на психологическое здоровье человека – его профессиональная деятельность. Профессия педагога сложна – ее публичность, высокая степень ответственности за здоровье, воспитание, обучение и развитие детей (тем более в условиях реализации ФГОС) часто обусловливает эмоциональную напряженность специалиста, тревогу и беспокойство, появление у него состояний, деструктивно влияющих на личность и характер профессиональной деятельности. Во избежание, нарушений в психоэмоциональной деятельности педагога существуют разнообразные способы саморегуляции.

Проблема изучения закономерностей формирования саморегуляции, управления человеком собственным поведением является в психологии одной из наиболее фундаментальных задач. В современной психологической науке ее разработка ведется во многих теоретико-прикладных направлениях. К. А. Абульхановой- Славской, В. А. Иванникова, О. А. Конопкина, В. И. Моросановой, А. Н. Леонтьева, В. Д. Шадрикова, Я. А. Пономарева и др.

Формирование знаний о способах самостоятельного регулирования педагога является профессионально значимой задачей. Информировать о приемах саморегулирования должны при профессиональной подготовке кадров. Психолого-педагогические исследования (Лосавио О. В., Прохоров А. О., Хохлов С. И., Чебыкин А. И. и др.) показывают, что значительная часть педагогов не владеет приемами саморегуляции. Особенно незнание способов саморегуляции характерно для молодых педагогов. По данным А. Я. Чебыкина, около 50% специалистов испытывают трудности в регуляции собственных состояний. [1]

Существуют разнообразные способы саморегуляци для педагогов, которые способствую улучшению настроения, а вместе с тем состояния здоровья, так же созданию благоприятного климата в коллективе:

1. Способы, основанные на волевом регулировании состояний, действий, поступков субъекта. К ним относят – метод создания установки, самовнушение, самоприказ, самоутешение, переключение, отключение, самоанализ, приемы логики, рассуждения, рационализации, речевая разрядка и другие.

2. Игровые способы, состоящие в проигрывании педагогом в позиции другого субъекта разных условий и ситуаций профессиональной деятельности;

3. Физическая нагрузка (спортивные игры, упражнения и др.)[1.]

4. Аутогенные тренировки - Методика аутогенной тренировки (аутотренинга, АТ) основана на применении мышечной релаксации, самовнушении и аутодидактике (самовоспитании). [3]

5. Саморегуляция по средством внешних проявлений (мимика, жесты, речь, дыхание, движения).

Данные способы саморегулирования могут применяться как самостоятельные, так и в различных сочетаниях. Для успешной реализации саморегуляции необходимы сознательность и активность овладения, уверенность в эффективности применяемых приемов и своих способностях, готовность к постоянному самосовершенствованию и самоконтролю.

Литература:

1. Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека. / В. И. Моросанова; Ин-т психологии РАН; Психологический ин-т РАО. — М.: Наука, 2010. — 519 с.

2. Учитель, владей собой! Формирование психологической установки профессиональной деятельности учителя как одной из характеристик человеческого фактора: Метод. рекоменд. / Сост. Р. И. Хмелюк и др. - Одесса, 1986.

3. http://ru.wikipedia.org

Публикации по теме:

«Проблема физического наказания детей». Протокол родительского собрания Протокол №3 группового родительского собрания в старшей группе №09 от 12 марта 2015года. Тема: «Проблема физического наказания детей».

Упражнения для снятия психоэмоционального напряжения и саморегуляции состояния Консультация для родителей и педагогов ДОУ «Упражнения для снятия психоэмоционального напряжения и саморегуляции состояния» Автор- составитель.

Формирование эмоциональной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста «Приключения в сказочном лесу» Тема занятия: «Приключения в сказочном лесу». Подготовила: Марасанова Наталья Робертовна, МБУ детский сад № 135 "Рябинка" г. о. Тольятти,.

Консультация для педагогов на тему: «Сущность понятия «трудолюбия» и проблема воспитания у дошкольников». Труд всегда был и остается одним из главных факторов жизнедеятельности людей, источником материальных и духовных богатств общества. Результат.

Проблема левшества в современных школах Леворукий ребенок в праворуком мире Я работаю учителем начальных классов в Кемеровской области г. Полысаево и столкнулась с тем что в моем.

Консультация «Проблема раннего выявления семейного неблагополучия» Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьей по защите.

Проблема трудового воспитания в дошкольных учреждениях В энциклопедии понятие «труд» формулируется как «целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление.

Проблема воспитания гендерной культуры у дошкольников в современном ДОУ Проблема воспитания гендерной культуры у дошкольников в совреиенном ДОУ. Бизимова Е. В. ,педагог-психолог высшей категории МБДОУ г. Иркутска.

Проблема этнической толерантности в жизни российской молодежи В настоящий момент, в обществе наблюдается тенденция, ведущая к потере в сознании молодежи традиционных духовно-нравственных ценностей,.

Занятие для детей первой младшей группы «Проблема игрушек»Занятие для детей первой младшей группы «Проблема игрушек» Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Наша армия
Автор публикации:
Статья «Проблема саморегуляции педагогов»
Опубликовано: 25 октября 2015 в 22:49
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Творческий конкурс по ПДД для воспитанников ДОО «Вежливые пешеходы»
конспект "Вежливые пешеходы" Врачи, физиологи, педагоги утверждают, что наше физическое здоровье зависит от наших эмоций. Ребенок, погруженный в...
Конспект урока по русскому языку «Наречие» в 4 классе УМК Школа России
Тема: «Наречие». Цели: обобщение и систематизация знаний о наречии как части речи. Задачи: Образовательные: • научить находить наречие среди других...
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Весна пришла — весне дорогу»
Интеграция ОО: "Социально-коммуникативное развитие", " Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие". Задачи:...
Сценарий спортивного массового досугового мероприятия «Зимние забавы» для среднего и...
Сценарий разработан в форме командной игры «open-air» и рассчитан на детей среднего и старшего школьного возраста с возможным участием родителей....
Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АППЛИКАЦИИ ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: Подснежник. Цели: - Расширять представление детей о весне, об изменениях происходящих...