Проблема формирования самостоятельного мышления ­у подростков

Роман Коршунов
Проблема формирования самостоятельного мышления ­у подростков

В романе Стругацких «Гадкие лебеди» есть такие строчки: «…потому что волчица говорит своим волчатам:“Кусайте как я”, и этого достаточно, и зайчиха учит зайчат: “Удирайте как я”, и этого тоже достаточно, но человек-то учит детёныша: “Думай как я”, а это уже преступление…»

Проблема в том, что самостоятельное мышление ­часто воспринимается близкими как предательство. «Ты с ума сошёл! Что ты такое говоришь! Мы тебя не так воспитывали!» — говорят родители подростку и искренне переживают, считая, что потеряли своего мальчика (девочку) в дебрях свободомыслия.

Неважно, что говорит молодой человек: что он не ­верит в бога, не хочет получать высшее образование, не соби­рается регистрировать брак, влюбляется в людей ­того же пола или планирует создать свою политическую партию — инструменты для того, чтобы нейтрализовать его неподходящие взгляды, универсальны и разно­образны одновременно.

Например, обесценивание и высмеивание: «А ­слышали, наш-то как бесится? Придумал, что бога нет / семья себя изжила / бывает какая-то ориентация кроме обычной / что может заниматься политикой — ахаха! Ну, возраст, гормоны. Ничего-ничего». И всё это снисходительным тоном психиатра, убеждающего не придавать значения бредовым высказываниям. Работает это так: человеку разрешают говорить всё что угодно, потому что всё, что он говорит, не имеет никакого значения из-за его «временного помешательства». Другой приём: сообщить тихим серьёзным голосом, что мать (бабушка, двоюродная тётя со слабым сердцем) не переживут ЭТОГО. Можно заломить руки и попросить «не травмировать». Второй вариант — попросить «не позорить». Механизм такой: на человека перекладывают ответственность за то, что другие могут испытывать разные чувства по причине несогласия с чужой точкой зрения. Подаётся под соусом «раз они переживают из-за тебя, их переживания принадлежат тебе, сделай так, ­чтобы они успокоились». Если вольнодумец не кремень, то очень скоро перестанет отличать свои переживания от тётиных и бабушкиных и начнёт страдать за всю семью, засунув свои идеи куда-нибудь поглубже.

Можно попробовать заклеймить и навесить ярлык — это лишит человека возможности высказывать и отстаивать свою точку зрения. Потому что с ним и так всё ясно. Он безбожник / неуч / позор семьи / весь в дядю Васю — тот был таким же идиотом и спился к сорока годам. Работает примерно так же, как первый приём: всё, что говорит человек-с-ярлыком, лишается смысла в результате обесценивания самой личности вольнодумца.

Можно брать измором, игнорировать, стыдить, насме­хаться, скандалить, унижать, шантажировать ­своим здоровьем и близкими отношениями. И никогда не вступать в разговор на равных, не интересоваться, как развивается мысль, что в ней ценного для человека, что для него самого всё это означает. Потому что смысл всегда один и тот же: «Думай как я. Мне безопасно и понятно, когда ты думаешь так же».

Многим подросткам приходится так яростно воевать за право думать самостоятельно, что за этой войной не остаётся времени думать. Уже лысея, они всё ещё отстаивают себя, забыв про содержание. А другие никогда никому не говорят, о чём думают на самом деле. Даже себе. Только псориаз, головные боли и злоупотребление алкоголем выдают задавленную в детстве потребность формулировать собственные мы

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Так сложилось, что мы с вами живем в эпоху глобального развития новейших компьютерных технологий. Поэтому в современном мире возникает необходимость.

Проблема психолого-педагогических условий формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста Проблема психолого-педагогических условий формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возрастата. Здравствуйте, меня зовут.

Круглый стол с родителями «Проблема формирования экологической культуры ребёнка» Цели: обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребёнка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей.

Проблема формирования социально-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая.

Логическая игра как эффективное средство развития процессов самостоятельного мышления старших дошкольников Обобщение педагогического опыта. «Многознание уму не научает», хотя и «много знать должны любители мудрости». Эти слова, сказанные две.

Особенности формирования образного мышления у дошкольников с помощью средств сказкотерапии Особенности формирования образного мышления у дошкольников с помощью средств сказкотерапии Большинство исследователей детский психологии.

Педагогические технологии для формирования предпосылок развития инженерного мышления у дошкольников Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному.

Проблема формирования представлений о частях суток у детей дошкольного возраста Корнилова Ю. А. Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь Научный руководитель: Хохрякова Ю. М., канд. пед.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проблема формирования самостоятельного мышления ­у подростков
Опубликовано: 21 марта 2018 в 00:48
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект валеологического занятия «Сказка о доброте»
Рекомендации: занятие проводится в старшей группе, как итоговое недели "Дарите добро". Роль Доброты выполняет воспитатель, ребятишки-плохиши из...
Фото отчет «Репка»
Стимулом для творческой деятельности ребенка служит театрализованная игра, доступная с самого раннего возраста. Необходимость систематизировать её в едином...
Подвижная игра «Цыплята и наседка» для детей младшего дошкольного возраста
Цель игры. Учить детей свободно бегать по комнате, быстро реагировать на сигнал и возвращаться на свое место. Материал. Игрушка – курочка с...
«Осенний вернисаж»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я предлагаю вашему вниманию фотоотчёт "Осенний вернисаж». Автор: Людмила Селюкова Открыла осень вернисаж В густых лесах и...
ТРИЗ-игра «Умный горох» ТРИЗ-игра «Почему мы вместе?»
Цель игры: способствовать развитию аналитических способностей, логического мышления, сообразительности, сформировать у ребенка понятие о том, что наши органы...