Проблематика теоретических основ инклюзивного образования

Анна Сергеева
Проблематика теоретических основ инклюзивного образования

Аннотация: в статье раскрываются основные противоречия и проблемы теории инклюзивного образования, в контексте его практической реализации. Обращается внимание на восприятие опыта инклюзивного опыта заинтересованными сторонами.

Ключевые слова: образование, инклюзивное образование, инклюзивная практика.

Problems of theoretical foundations of inclusive education

Sergeeva A.A., student,

SCFU, g. Stavropol

sergeevaanna007@mail.ru

Abstract: the article reveals the main contradictions and problems of the theory of inclusive education in the context of its practical implementation. Attention is drawn to the perception of the experience of inclusive experience by stakeholders.

Key words: education, inclusive education, inclusive practice.

Необходимо признать, что стремление общественности к обновлению образования на современном этапе носит революционизирующий характер, выражающийся в уходе от модели устоявшихся содержания и форм коррекционно-развивающего обучения и коррекционно-компенсаторного развития личности с ограниченными возможностями здоровья. На текущий момент времени, основным направлением обновления выступает инклюзивное образование, однако фундамент данных трансформаций достаточно шаткий, поскольку опыт отечественной дефектологии и функционирования специальных школ малоприменим для инклюзивного образования, как концепции, поскольку методологический и теоретический базис слишком сильно отличается [1].

Поверхностные объединения, ведущие к разрушению традиционного специального образования, обусловлены тем, что педагогическая общественность общеобразовательных школ и детских садов не имеют практически никаких знаний о теории и практике коррекционно-развивающего обучения лиц с ОВЗ, а в школах не обеспечен учебно-воспитательный процесс и не созданы условия для пребывания в школе данной категории учащихся. Этот факт отмечается даже спустя несколько дел после введения инклюзии [2].

Значимость объединения общего и специального образования подчеркнула важностью обновления научных взглядов в реорганизации и реконструкции сфер дефектологических знаний и деятельности коррекционных специальных учреждений в сторону формирования социальной компетентности и социальной защищенности лиц с ОВЗ, его дееспособности и жизни в обществе [3, с. 54]. Однако, несмотря на появившийся теоретический базис и ряд экспериментальных исследований, в области внедрения инклюзивной практики, теоретические основы инклюзивного образования все еще разработаны недостаточно.

Все это высвечивает наличие противоречий между необходимостью практического изменения существующей системы специального образования, включая и профессиональную подготовку специалистов-дефектологов, и отсутствием научно-обоснованных концепций, отражающих как позитивные, так и негативные стороны существующего содержания и форм обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Именно данные противоречия диктуют основные направления развития инклюзии.

Важно отметить, что данные противоречия выражаются прежде всего в том, что на текущий момент специалистов, которые могли бы стать опорой инклюзивного образования в рамках общеобразовательных школ крайне мало, у них отсутствуют систематические знания по вопросам образования детей с ОВЗ, при этом подготовка новых специалистов существенно затруднена, в силу того, что сущность и алгоритмы их обучения еще недостаточно отработаны.

Еще одной значимой проблемой является содержание методик обучения по отдельным направлениям для лиц с ОВЗ, которые на текущий момент разработаны недостаточно, в то время как имеющийся опыт специальной педагогики малоприменим для современных реалий, как из-за недостаточной подготовки специалистов, так и из-за проблем с самим содержанием методик.

Можно сделать вывод о том, что проблематика теоретических основ инклюзивного образования, прежде всего,фокусируется вокруг двух аспектов:

– недостаточной подготовленности кадров, что оказывает влияние как на реализацию инклюзивного образования, так и выработку опыта его реализации, на котором базируются теоретические разработки;

- малоприменимостью имеющегося опыта специальной педагогики и психологии для текущий реалий.

Литература:

1. Кутепова Е. Н., Сунцова А. С. Теоретический анализ проблемы инклюзивного образования в современных научных исследованиях // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. №2 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-analiz-problemy-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-sovremennyh-nauchnyh-issledovaniyah (дата обращения: 06.11.2018).

2.Оценка планируемых результатов в начальной школе: Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 / М. Ю. Демидова [и др. ]. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с.

3. Педагогика и психология инклюзивного образования: учеб. пособие / Д. З. Ахметова, З. Г. Нигматов, Т. А. Челнокова, Г. В. Юсупова и др. –Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 256 с.

Публикации по теме:

Формирование основ безопасности во второй младшей группе.Формирование основ безопасности во второй младшей группе. Создание условий для социально-коммуникативного развития воспитанников по разделу «Формирование основ безопасности» во второй младшей группе.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Картотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возрастаКартотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возраста "Как вырасти здоровым" Цель:Упражнять в правильном использовании обощающих слов,воспитывать сообразительность,быстроту реакции. Играют.

Межведомственные связи в работе с детьми по изучению основ ПДДМежведомственные связи в работе с детьми по изучению основ ПДД Участие представителя ГИБДД - Аржникова А. Л. в проведении досугов по профилактике дорожно-транспортного травматизма с дошкольниками.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Овощи
  • Овощи
Автор публикации:
Проблематика теоретических основ инклюзивного образования
Опубликовано: 4 декабря 2020 в 21:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
25 января. День мезенской росписи

Народные умельцы при создании мезенской росписи использовали всего два цвета: красный и чёрный, однако их работы получались очень красивыми. А главное – самобытными. На занятиях очередного тематического...

25 января. День рождения И. Шишкина

Очередной тематический день посвящен «лесному богатырю» и «царю леса» — именно так называли художника И. Шишкина его товарищи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать...

Сотрудничество музыкального руководителя с воспитателями средней группы
Сотрудничество музыкального руководителя с воспитателями средней группы Цель. Способствовать созданию благоприятных условий для решения задач...
Фотоотчёт занятия по нетрадиционному рисованию «Рисуем мыльными пузырями» в младшей...
Цель : познакомить детей с новым видом рисования в нетрадиционной технике мыльными пузырями. Задачи: -учить выдувать воздух через трубочку,...
Сценарий спортивного развлечения «День рождения снеговика» для детей ДОУ
Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной деятельности. Задачи: обобщить знания детей о зиме, как о...