Елена Исупова
Проблемно-игровая образовательная ситуация «Поможем Буратино» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемно-игровая образовательная ситуация
«Поможем Буратино»
Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Физическая культура» и «Музыка»
Программное содержание:
Публикация «Проблемно-игровая образовательная ситуация „Поможем Буратино“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Игровые проблемные ситуации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- «Буратино»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Развивать умение детей отгадывать знакомые сказки по графическим символам. Закреплять умение делить слова на слоги. Вовлекать детей в содержательное общение с взрослым: рассуждать, отвечать на вопросы. Учить подбирать заместители по заданному признаку (цвету).
Учить детей правильно отвечать на вопросы. Активизировать речь детей; развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук. Обогатить словарь детей словами кирпичный, соломенный.
Развивать логическое мышление, воображение, фантазию на основе cтактильных ощущений.
Воспитывать в детях чувство сопереживания, вызвать желание помочь.
Материалы и оборудование:
Размытое письмо от Буратино, графические символы к сказкам «Доктор Айболит», «Три поросенка», «Теремок», «Красная Шапочка»; кружочки – заместители к сказке «Теремок». Картинки с изображением животных; варежки для развития тактильных ощущений; логический экран, сухой бассейн, сундучок, ключи по количеству детей, «золотые монеты», солома, ветки, кирпич.
Ход игровой ситуации:
Организационный момент:
Воспитатель: «Встаньте дети, встаньте в круг, справа друг и слева друг». Давайте поздороваемся друг с другом, называя имена ласково.
Артикуляционная гимнастика (дети сидят на подушечках) :
Предлагаю детям послушать сказку «Сказка о веселом Язычке» :
Жил на свете Язычок (дети показывают язык)
Нужен был ему толчок, (надувают щеки и кулачками рук их сдувают)
Чтобы детям помогать
Научиться все читать. (двигают язычок справа налево)
Он понравился лягушкам – тянем губы прямо к ушкам!
Потяну - и перестану, но нисколько не устану!
Зубы крепче зажимайте,
Язычок не выпускайте!
А теперь приоткрывайте,
Всё приятно расслабляйте…
Кончик язычка внизу, язык горкой подниму,
Спинка языка тотчас, станет горочкой у нас!
Я растаять ей велю – напряженья не люблю.
А теперь закроем ротик,
На железный - на замочек,
Язычок готов работать - так спокойно и приятно.
Говорим – и всем понятно!
Физ. минутка (идем вместе с детьми как петух, размахивая руками, поднимая вверх колени)
Шел по берегу петух,
Поскользнулся в речку бух…
Будет знать петух, что впредь,
Надо под ноги смотреть.
Находим с детьми письмо, рассматриваем его. Письмо размыто водой (слезами).
Воспитатель: Как вы думаете, почему в письме размыты буквы? ( предположения детей: намокло попало под дождь)
Воспитатель предлагает детям прочитать, что написано в письме. Читаем письмо (в письме Буратино просит о помощи; он хочет купить азбуку, но свои пять золотых монет он растерял, когда путешествовал по сказкам). Дети хотят помочь Буратино и отправляются на поиски монет.
Проблемная ситуация :
Воспитатель: На чем можно отправиться в сказку? ( ответы детей: на ковре самолете, на сапогах скороходах, на волшебном автобусе и др.)
Воображаемая ситуация : Под музыкальное сопровождение дети усаживаются на воображаемый ковер – самолет и отправляются в путь.
Ковер – самолет приземлился, и воспитатель обращает внимание на новую местность, в которой оказались дети.
Воспитатель: «Дети, посмотрите, где мы оказались. Как здесь красиво, мы на волшебной поляне. Мы попали в страну сказок.
Остановка 1. Сказка «Доктор Айболит».
Перед детьми схема с изображением (графическими символами) сказки «Доктор Айболит». По графическим символам воспитатель предлагает детям отгадать название сказки.
Воспитатель: Почему вы думаете, что это сказка про доктора Айболита? Воспитатель обращает внимание детей, на то, что звери поссорились, они никак не могут решить, кто же первый пойдет к врачу. Нужно им помочь.
Воспитатель предлагает детям выполнить задание: На нижнюю ступеньку надо поставить картинки с теми животными, названия которых состоят из одного слога. А на верхнюю ступеньку – из двух слогов (дети выполняют; правильность выполнения проверяем хлопками).
Воспитатель находит (заранее спрятанную) золотую монету. И отправляются дальше в путь по стране сказок, преодолевая воображаемые препятствия.
Остановка 2. Сказка «Три поросенка».
Перед детьми снова графические символы и предметы, по которым надо отгадать сказку, которую они встретили.
Воспитатель обращает внимание детей на предметы, рассматривают их: солома, веточки, кирпич.
Проблемные вопросы (ТРИЗ) :
- Для чего нужны эти предметы в сказке?
- Как можно назвать домик из соломы? Из кирпича?
- Что произошло с домиками в сказке? Почему?
- Какой домик оказался прочный? Почему? (дети проверяют, дуют на солому и на кирпич)
- А что будет с домиком, если….
Физ. минутка.
Молоточком я стучу,
Дом построить я хочу.
Строю я высокий дом,
Буду жить я в доме том.
Воспитатель находит (заранее спрятанную) вторую золотую монету. И отправляются дальше в путь по стране сказок, преодолевая воображаемые препятствия.
Остановка 3. Сказка «Теремок».
Дети стараются отгадать сказку по графическим символам.
Воспитатель предлагает детям перечислить героев сказки, используя кружочки – заместители.
Воспитатель находит (заранее спрятанную) третью золотую монету. И отправляются дальше в путь по стране сказок, преодолевая воображаемые препятствия.
Проблемная ситуация (ТРИЗ)
Воспитатель: Перед нами широкая река. Как нам перебраться на другой берег? ( ответы детей: перепрыгнуть, построить мост, переплыть и др.)
Строим мост через реку: Проводится словесная игра «Без чего не бывает.» (дерева, стола, ботинок, самолёта, детей, реки). Таким образом дети за каждый ответ кладут бревнышки через мост. Перебираются на другой берег реки.
Остановка 4. Сказка «Красная Шапочка».
Их встречает новая сказка, которую надо отгадать по графическим символам.
Воспитатель предлагает вспомнить сказку: куда пошла девочка, кого встретила в лесу?
Работа с тактильными дощечками: воспитатель каждому ребенку раздает варежки, внутри которых находятся разные предметы (мех, вата, колючий шарик, кожа, веточки) и предлагает на ощупь определить, что или кого еще могла увидеть Красная Шапочка в лесу.
Воспитатель находит (заранее спрятанную) четвертую золотую монету. И отправляются дальше в путь.
Закрепление пройденного материала.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним в каких сказках мы сегодня побывали? (ответы детей)
Проводится развивающая игра с использованием «Игровизора» (соединить линией сказочного героя с предметом, который его характеризует).
Сюрпризный момент: Воспитатель с детьми находят волшебный сундучок (спрятанный в группе заранее). Он закрыт на замок.
Воспитатель: Как же нам его открыть, что для этого надо? (ответы детей)
Дети ищут ключ в «сухом бассейне» (сделан из крышек от пластиковых бутылок). Каждый ребенок находит по одному ключу.
Рассматривают ключи, определяют, какой может подойти. Открывают нужным ключом замок. В волшебном сундучке находится пятая – последняя монета для Буратино! Воспитатель достают последнюю монету. И обращает внимание детей на то, что монет в сундучке не одна, а много (на каждого ребенка).
Воспитатель: Я думаю, что Буратино будет не против, если я раздам оставшиеся монеты вам.
Возвращение в детский сад: Релаксация. На ковре – самолете (звучит волшебная музыка) дети и воспитатель возвращаются обратно.
Монеты запечатывают в конверт, чтоб отправить Буратино.