Лучший педагог года

Проблемы формирования компетентности будущих учителей начальной школы

Ольга Галеева
Проблемы формирования компетентности будущих учителей начальной школы

Проблема формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов,как элемента гуманизации педагогического образования, безусловно, актуальна в настоящее время и обусловлена объективной потребностью общества в подготовке конкурентоспособных работников сферы образования, эффективно осуществляющих свою профессиональную деятельность в условиях развития высоких технологий. Кардинальные преобразования в социально-экономической сфере актуализируют формирование у детей стремления к учебной и научно- познавательной деятельности, к активному образу жизни, способствуют систематическому включению современного поколения в инновационную деятельность, их приобщение к увеличению творческого компонента. В целях повышения уровня образования, деятельность самих учащихся должна оставаться ядром современной образовательной системы в условиях ее гуманистически направленного преобразования, реформирования и демократизации.

Публикация «Проблемы формирования компетентности будущих учителей начальной школы» размещена в разделах

Однако, вопреки объективной необходимости учета социально-экономической ситуации в стране, сегодня констатируется негативная тенденция занижения роли начального воспитательного, обучающего, развивающего потенциала образования детей. А недостаточная подготовка современного поколения к учебной деятельности, способствует проявлению многих негативных качеств личности ученика.

Содержание профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов показывает, что наблюдается разрыв между сложившейся традиционной системой подготовки будущего учителя и необходимостью гуманизации данного процесса на основе системного, междисциплинарного и личностно ориентированного подходов. Поиски решения данной проблемы являются актуальными для педагогического образования в целом и учителей начальных классов в частности, что связано с выраженным междисциплинарным характером их профессионально-педагогической подготовки, высоким уровнем профессиональной деятельности учителя,повышенным уровнем их ответственности за здоровье детей, а так- же физическую и психологическую безопасность обучающихся.

Совершенствование подготовки, базирующееся на углубленном изучении теоретико-методологических основ начального обучения, духовно-нравственного и трудового воспитания, становится объективной необходимостью в условиях модернизации высшего педагогического образования. Развитие данных технологий всегда оказывало влияние на состояние общества и взаимоотношения людей, и в конечном итоге на статус государства. Однако именно сегодня этот фактор приобретает основополагающее значение: высокий уровень обучения и развития ребёнка, несомненно будет способствовать продвижению,как ребёнка, так и всего государства в целом к тем целям, которые приняты обществом и провозглашены в Конституции РФ.

Безусловно, одним из главных факторов, влияющих на высокий уровень развития общества, совместно с экономическими и политическими, является образовательно- воспитательный фактор. Следовательно, приоритетной задачей государства становится реализация стратегии целенаправленного образовательного и воспитательного развития общества, а формирование потребности учащихся к систематической учебной деятельности должно стать приоритетным направлением в условиях модернизации образования.

Между тем, в последнее время,наблюдается недооценка воспитательного и развивающего потенциала учебной деятельности детей начальной школе. В общественном сознании наблюдается обесценивание и самой роли учителя. Оно обычно сводится к выработке у учащихся умений и навыков. Недостаточная обеспеченность школ, приводит к преобладанию малосодержательной, примитивной умственной деятельности и, как следствие, к формированию у детей негативного отношения к ней,что не представляет интересов страны в целом.

В условиях современного рынка подвергается изменениям и система ценностей общества. Личностные установки и ориентации большинства людей под внешним влиянием средств массовой информации искусственно направляются в область бизнеса: личное финансовое благополучие, ориентация на материальные блага препятствуют проявлению духовных, культурных ценностей, вытесняют из сознания современного поколения роль и значение научных знаний, без владения которыми невозможно развитие экономики, образования и науки. Отсутствие должных знаний и навыков, приводит к замене их активной жизненной позиции узкопрагматическими целями и желаниями и, как следствие, формирование таких негативных качеств личности, как ленивость, невежество, алчность, потребительское отношение к окружающей действительности. Наблюдается снижение интеллектуального развития, духовности, культуры и сужение общего мировоззрения в целом.

Недостаточная подготовка учителя начальных классов в настоящее время обусловлена низким уровнем межкафедрального взаимодействия в педагогических вузах, отсутствием органа компетентного управления данным процессом, игнорированием междисциплинарных подходов в обучении, что в значительной степени снижает потенциал предметных дисциплин для улучшения подготовки учителя. Так-же в образовательном процессе не уделяется особого внимания реализации практико-ориентированных технологий подготовки учителя начальных классов на должном уровне забывая, учитель должен владеть научными, профессиональными знаниямии и быть вооружен современными гуманистическими и педагогическими компетенциями. Следовательно, проблема личности учителя обретает сегодня особую значимость. Обновление школы и системы воспитания в целом зависит от того, какую позицию займет учитель, от его умения проектировать комфортные и психологически безопасные условия для субъектов образовательного процесса, от его отношения к профессии, внутреннего состояния и личностного облика.

Определяя теоретические основы формирования профессионально-педагогических компетенций будущих учителей,нужно выделить этапы, в ходе которых эти компетенции системно развиваются и совершенствуются. Важным средством формирования педагогической компетентности студентов является междисциплинарная интеграция, связанная с целенаправленным построением логических взаимосвязей единого смыслового пространства педагогической деятельности и способствующая решению задач с использованием комплекса осваиваемых студентами компетенций. Первый этап – изучение курсов педагогики и философии. Второй – обеспечение профессиональной направленности личности студентов, т. е. готовности студентов применять философские знания в учебно-воспитательной работе, что происходит в результате движения анализа педагогических понятий от их философской основы к педагогической интерпретации. Наконец, третья ступень-обеспечение межпредметных связей педагогики с основополагающими в подготовке учителя дисциплинами – психологией и философией. Следует отметить необходимость широкого использования в преподавании педагогики и психологии, а так- же технологий обучения проектировочной деятельности, в частности проектирования психологически безопасной образовательной среды. Педагог, владеющий технологиями проектирования комфортных и психологически безопасных условий, будет способен эффективно организовывать развитие и обучение учащихся и сопровождать их психологическое овладение конкретными технологиями.

Анализ представленных выше подходов к проблеме формирования профессиональных компетенций будущих учителей в процессе педагогического образования, позволяет рассматривать их сформированность как результат овладения: необходимыми мыслительными качествами; системой специальных характеристик профессионального мышления; мыслительными операциями, сопровождающимися осознанным оперированием понятийным аппаратом педагогики.

Сформированность профессиональной компетентности будущего учителя я понимаю,как единство овладения следующими компонентами профессионализма : высокая степень освоения понятийного педагогического аппарата; высокое качество решения учебных и профессиональных педагогических задач; высокая степень результативности и обязательность использования при решении задач понятий и категорий педагогики, т. е. осуществление функционирования понятийного аппарата в режиме осознанного, активного и творческого применения. Если рассматривать сформированность педагогической компетенции именно таким образом, то легко дифференцируются критерии сформированности и обеспечивается надежность диагностики, что представляется немаловажным аспектом с точки зрения практики педагогического образования.

Высокая степень усвоения понятийного педагогического аппарата означает осознание логических характеристик понятия, причем не на формальном, а на творческом уровне. Студент уверенно ориентируется в иерархии понятий, способен дифференцировать близкие по смыслу понятия; способен анализировать понятия как в контексте, так и в обособленном виде; умеет выделять существенные признаки и способен абстрагироваться от несущественных; понимает изменения, привносимые практикой образования в содержание традиционных понятий; в зависимости от собственной позиции и опыта умеет выразить личное понимание того или иного понятия.

Одной из составляющих сформированности у студентов профессиональной направленности мышления является высокое качество решения педагогических задач. В психолого-педагогической литературе выделяется два типа задач: учебная и профессиональная, или реальная, возникающая в процессе практической деятельности педагога. Педагогическая задача представляет собой одно из средств развития педагогических умений, а в конечном счете – это средство совершенствования профессиональных компетенций будущего учителя. Если в реальной задаче педагог ориентирован на изменение какого-то исходного состояния (ситуации, объектов его деятельности, то при решении учебной студент гораздо в большей степени занят анализом собственных рассуждений, оценкой обоснованности своей позиции и позиций своих коллег. В решении реальной задачи практическое мышление становится составной частью профессиональной деятельности. Неотрывность мышления от исполнения кардинально изменяет сам процесс мышления, происходит поиск оптимальных и единственно реализуемых в определенных условиях средств и способов решения реальной задачи. К специфическим особенностям профессиональных задач относятся также: сложность условий по связям и их многообразие по содержанию, трудная обозримость, малая степень достоверности, противоречивость, изменчивость и неполнота условий.

Таким образом, констатируется прямая противоположность характерных признаков учебных и профессиональных задач: одномерность – многомерность, статичность – динамичность, обратимость – необратимость и т. д., что невозможно не учитывать при конструировании учебных задач и при обучении студентов их решению по определенным алгоритмам. Однако понимание задачи как цели, заданной в определенных условиях, должно быть принято студентом и реализовано с учетом целей образования и воспитания, выдвигаемых обществом, и собственных позиций, установок. Качество решения профессиональных задач будет напрямую зависеть от следующих факторов: насколько учитываются все заданные условия; насколько индивидуально данное решение; как соотносится решение с долгосрочными программными целями; способен ли студент обоснованно дополнить недостающую информацию и спрогнозировать возможные последствия.

Выделю некоторые процессуальные особенности третьего компонента сформированности профессиональных компетенций направленности мышления: восстановление предметной ситуации в ее существенных для решения частях; схематизация предметной ситуации с целью доступного переноса сначала в речевой, а затем в умственный план; разделение этапа материализованного действия на две последовательные части: обычного изображения и изображения схемы; изменение хода анализа задачи: от вопроса задачи к системе понятий; от системы понятий к восстановлению предметной ситуации и схематизации, выделению ее существенных черт; затем к выполнению элементов данной схемы, основываясь на конкретные данные задачи; и наконец, к решению самой задачи.

Анализ процесса формирования профессиональной компетентности будущего учителя позволил выявить следующие тенденции: необходимость обогащения вариативных образовательных программ содержанием гуманитарных знаний на основе системного, междисциплинарного и личностно ориентированного подходов; расширение методов и технологий подготовки будущих учителей начальной школы с целью становления и развития профессионального мышления и рефлексивной и субъективной позиции. Выявленные тенденции свидетельствуют о том, что процесс формирования профессионализма учителя многомерен и может иметь соответствующую планируемую направленность в образовательном процессе. Таким образом, гуманитарная составляющая профессиональной подготовки будущего учителя выступает не только в свойстве показателя качества педагогического образования, но и духовно-нравственной культуры, профессионально-психологического потенциала и мотивационно-ценностной направленности.

Публикации по теме:

Современные подходы к преемственности ДОУ и начальной школы Эпоха человеческого развития, именуемая «детством», считается наиболее сложным переходным периодом от дошкольного к школьному. И не случайно.

Современный дошкольник: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации Доклад "Современный дошкольник: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации" «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся.

Классный час для учащихся начальной школы «Не смейте забывать учителей» Беседа в мини-центре «Не смейте забывать учителей» Цель: сформировать у учащихся представление о профессии учителя. Повысить престиж профессии.

Оформление портфолио ученика начальной школыОформление портфолио ученика начальной школы Все мы знаем, что каждому нужно портфолио. Портфолио – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются.

Особенности формирования поликультурной компетентности дошкольников в процессе организации тематической недели Особенности формирования поликультурной компетентности дошкольников в процессе организации тематической недели «Феодор Ушаков – защитник.

Фотоотчет об акции учащихся начальной школы «Посылка солдату»Фотоотчет об акции учащихся начальной школы «Посылка солдату» В преддверии мужского праздника - День Защитника Отечества, который традиционно празднуется 23 февраля - в образовательных учреждениях.

Праздник к 23 февраля для учащихся начальной школы №1 Песня «катюша» Ведущие: Дорогие ребята! Мы собрались все вместе сегодня. Настроение у нас радостное и приподнятое. Ведь сегодня мы отмечаем.

Праздник последнего звонка в выпускном классе начальной школы .

Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС: проблемы и формы реализации Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС: проблемы и формы реализацииВоспитатель МДОУ «Детский сад №17 с. Пушкарное Белгородского.

Реализация преемственности в обучении дошкольников и детей начальной школы РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ И УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 2.1. ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБРАЗОВАНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы формирования компетентности будущих учителей начальной школы
Опубликовано: 15 апреля 2019 в 08:40
+119Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД