Лучший педагог года

Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Белозёрова Анна
Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время одной из дискуссионных и актуальных проблем современного образования является образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Многочисленные ограничения, связанные с социальным неравенством инвалидов, являются препятствиями к получению детьми качественного образования.

Основная задача инклюзивного образования – создание необходимых условий для постижения успеха, а так же обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования всеми детьми независимо от учебных заведений, индивидуальных особенностей, родного языка, социального статуса, культуры, физических и психических возможностей.

Публикация «Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо начинать с самых ранних лет, так как именно в этом возрасте формируются основные навыки социального взаимодействия и общения.

Важным условием успешности инклюзивного обучения является совместная деятельность специалистов различного уровня: логопедов, дефектологов, психологов, работа которых полностью сосредоточена на потребностях детей.

Для решения проблем инклюзивного образования необходимо создать специальные условия, включающие в себя наличие развивающей среды, использование специальных учебников, учебных пособий, образовательных программ и методов обучения, а так же проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий.

В последнее время основное внимание сосредоточено на разработке инновационных подходов к взаимоадаптации детей с ограниченными возможностями и детей без ограничений здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья значительно чаще подвергаются воздействию ближайшего окружения. Отклонения, возникающие в развитии личности ребенка, вызывают нарушения в области коммуникации и познания, что может привести к образованию патологических форм поведения и активности.

У детей с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдаются проявления таких эмоциональных состояний, как чувство страха, стыда и обиды, затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения, возникают трудности в достижении своих целей.

Сегодня стало понятно, что учреждение само должно измениться для того, чтобы стать инклюзивным, ориентированным на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений.

Готовность учреждения и педагогов к инклюзивному образованию детей – условие успешного осуществления инклюзивного образования детей любого возраста, динамическое, интегративное профессионально – личностное образование, характеризующееся наличием установки, предполагающей активную предрасположенность и потребность педагога в осуществлении инклюзивного образования детей, проявляющееся в наличии и мобилизации специальных знаний, умений и навыков.

В настоящее время лишь незначительное количество учреждений готово к переосмыслению учебных программ, перепланировке учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей независимо от состояния здоровья.

Безусловно, рассматривая вопрос об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, необходимо обеспечить методическую помощь педагогам, которые осуществляют педагогическую работу с этими детьми.

Одной из актуальнейших проблем является отсутствие на сегодняшний день правового, организационного и программно – методического обеспечения инклюзивного образования : нормативных документов, регламентирующих деятельность как учреждений инклюзивной направленности, так и окружных ресурсных центров по развитию инклюзивного образования.

Значительная часть трудностей в обучении и воспитании детей -

инвалидов связана с острым дефицитом квалифицированных кадров, способных осуществлять инклюзивное образование, поэтому, безусловно,

требуется введение дополнительных специальных дисциплин при подготовке педагогов, осуществляющих работу с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Таким образом, осведомленность о категориях детей с ограниченными возможностями, так и о преимущества инклюзивного образования невелика. В настоящее время можно признать, что сомнения и опасения вполне оправданы; концепция инклюзивного образования требует принципиальных изменений во всей системе образования. Международный опыт показывает, что развитие системы инклюзивного образования является одним из решающих шагов в содействии изменению дискриминационных воззрений в создании инклюзивного общества.

Конечно, развивая систему инклюзивного образования, мы способствуем развитию инклюзивного общества - общества для всех и для каждого. В этом и заключается значение инклюзивного образования.

Литература

1. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупов. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

2. Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011.

3. Ярская-Смирнова Е. Р., Лошакова И. И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. - 2003.- № 5.

Публикации по теме:

Инклюзивное образование в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья Инклюзивное образование – прогрессивный шаг в развитии образования детей с ограниченными возможностями здоровья и становится широко распространенной.

Программа коррекционной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Часть 2 2. Содержание логопедической работы 2.1. Система работы учителя-логопеда Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей.

Программа коррекционной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Часть 3 3. Планируемые результаты освоения программы Педагогические ориентиры • Преодолеть речевой и неречевой негативизм у детей, формировать.

Методические рекомендации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Об инклюзивном обучении сейчас много говориться, и пишется, казалось бы, информации много, но как оказалось на практике, педагогам не хватает.

Методическое пособие для физического развития детей с ограниченными возможностями здоровьяМетодическое пособие для физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья Методическое пособие для физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Данное пособие сможет вам облегчить работу,.

Модель системы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями в дошкольной образовательной организации Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Это подтверждают.

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья Из опыта работы Козиковой Елены Васильевны, воспитателя I категории СП «Детский сад Солнышко «ГБОУ СОШ им. А. М. Шулайкина с Старый Аманак.

Специфика психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Под термином «задержка психоречевого развития» понимаются синдромы временного отставания развития моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых.

Проблемы инклюзивного образования в детском саду Статья Степанишина Ирина Павловна ГБДОУ ЦРР детский сад№23 г. Санкт-Петербург Проблемы инклюзивного образования в детском саду Проблема.

Взаимодействие с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и пути их решения Каждый ребенок, каким бы он ни был - прежде всего уникальная личность, и, не смотря на особенности развития, он имеет равные с другими права.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 20 ноября 2016 в 13:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД