Елена Некрасова
Часто встречающиеся проблемы в детском хоровом исполнительстве. Методические рекомендации
▼ Скачать + Заказать документы
Вокально-хоровая работа -это очень сложная трудоемкая работа, для которой в специальных учреждениях выделяется много часов. Туда входит хор, вокал, ансамбль итд.
Музыкальные занятия в дошкольных учреждениях очень насыщенные. На них мы с детьми распеваемся, слушаем музыку, знакомимся с композиторами, с музыкальными инструментами, работаем над ритмом, поем, танцуем, играем в музыкальные игры, готовимся к утренникам и музыкальный руководитель старшей и подготовительной группы должен уложиться в максимум 25- 30 минут. И из за этого не всегда получается качественно поработать над произведением и над вокалом.
Публикация «Часто встречающиеся проблемы в детском хоровом исполнительстве, Методические рекомендации» размещена в разделах
Обычно приобретение детьми вокально-хоровых навыков происходит с помощью вокальных упражнений.
Хоровая звучность-результат сложного взаимодействия всех элементов, из которых она слагается: хоровой строй, хоровой ансамбль, динамика, ритм, темп, дикция, артикуляция, звуковедение, звукообразование, выразительность итд. Работа над качеством звука имеет решающее значение для строя и ансамбля.
Можно выделить следующие проблемы, наиболее часто встречающиеся в детском хоровом исполнительстве:
1)Вокально неподготовленные дети при пении неровно дышат, они захлебываются, приподнимая плечи. Для детей характерно ключичное дыхание, но оно вредно, ведет к напряжению мышц шеи.
Путь решения: Советуют сосредоточить внимание детей на диафрагме.
Диафрагма- непарная мышца, разделяющая грудную и брюшную полости, служащая для расширения легких. Она похожа на парашют, который то поднимается, то опускается. Условно ее границу можно провести по нижнему краю ребер. (взять дыхание в пояс, при этом плечи не поднимать.
Дыхание- одно из основных факторов голосообразования. Если в повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, то певческое дыхание требует волевых усилий. Оно состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха.
«Упражнение на активную работу диафрагмы» На каждый звук «у» энергично работают мышцы живота. На верхний звук активно поднимается вверх диафрагма.
«Самурай на тренировке» (освобождает от мышечных зажимов на уровне груди и живота) Сделать полный глубокий вдох. Выдох производится в 3этапа: Первая порция выдоха с ударом руками в грудь; 2) Вторая порция выдоха с ударом руками в грудь; 3) третья порция выдоха с ударом руками в живот. На выдохе желательно открывать рот и высовывать язык, на 3-й фазе выдоха- слегка наклоняться вперед.
2)- Подражая взрослым, дети часто стараются петь громко.
Путь решения: Нельзя разрешать детям кричать. Надо научить их петь «на опоре»- это значит после вдоха и задержки –выдох производится максимально плавно, нижние ребра спадают не сразу, а постепенно» «воздух выпускается не сразу, а истекает из легких постепенно и при фонации превращается в звук». Звук должен быть ровным, непрерывным, нужно тянуть дольше, без напряжения. Для тренировки голоса существуют вокальные упражнения, отвечающие возрастным возможностям детей.
«Дыхание под музыку» (на развитие динамического слуха и равномерного вдоха и выдоха) Упражнение выполняется под звучание любого вальса). На усиление звучания дети должны почувствовать, как на вдохе живот «идет вперед», а на выдохе возвращается в и. п
3)Тусклое звучание без тембра возникает от неумения пользоваться дыханием, резонаторами, а также от пассивного тонуса поющего.
Решение: Путь преодоления данной проблемы заключается в хорошо усвоенном навыке дыхания, заключающемся в пении с опорой на диафрагму, а также в выработанном умении находить головной резонатор.
Резонаторы – часть голосового аппарата, которые усиливают звук. Певческий звук появляется в тот момент, когда воздух,выдыхаемый из легких, прорывается через закрытую голосовую щель, и связки начинают колебаться.
1) Вибрации в грудном резонаторе придают голосу полноту и обьемность звучания
2) Головной- это все полости, которые находятся выше голосовых связок: верхний отдел гортани, глотка, ротовая и носовая полости. Для того, чтобы головные резонаторы работали правильно, нужно чтобы звуковой поток не выходил изо рта горизонтальной струей, а был направлен вверх, в резонирующие полости головы. К. С. Станиславский предложил прием овладения головным резонатором- «тихое мычание», или «едва слышный стон». Этот прием, по существу, есть дыхание, посылающее звук вертикально вверх. Наиболее резонирующими гласными считаются «и, у, е» с которых нужно начинать поиск верного звукообразования. Когда идет работа над резонированием, надо мысленно собирать звуки «пучком», в одну точку.
«Мычание»- звук отправляем вертикально вверх. Только вертикальная подача звука придаст голосу полет, при которой даже самый тихий звук всегда будет слышен в последнем ряду самой большой аудитории.
Для выравнивания звука рекомендуется следующая схема упражнений на гласных звуках: 1) А-э-и; и-э-а; 2)А-о-у; У-о-а; 3)А+о; у+о; Э+и
3) Форсированное, напряженное звучание. Дети поют громко, резко, грубо. Сила достигается не резонированием, а выталкиванием звука. Образуется сильный «нажим» на голосовые связки. Такое пение некрасиво и неприятно на слух и даже вредно, -форсирование звука ведет к детонированию.
Путь решения данной проблемы : лежит в разьяснении детям, что красивое и полноценное звучание хора зависит от умения пользоваться резонаторами для образования нужной силы тембра звука. Надо помочь им найти точку головного резонирования при пении закрытым ртом в высокой позиции, при пении на цепном дыхании и других видах филирования звука. Необходимо ввести упражнения на выработку кантиленного звучания.
Помимо этого необходимо формировать эмоциональное отношение певца к произведению, воспитывая любовь к красивому звучанию.
4. Плоский, мягкий «белый звук». Следует «снять» пение на горле и перенести его на диафрагму. Развивать навык «зевка», округления в точке головного резонировния.
Зевок- расширенное состояние глотки и приподнятое мягкое небо. Легкий «зевок» нужно ощутить при вдохе, зафиксировать положение глотки, сохранить его на протяжении всего процесса.
Путь решения: Полезны упражнения с гласными «е», «ю», «у» и выдержанными звуками «ми», «мэ», «ма»,«мо», «му».
«Упражнение на активную работу диафрагмы» На каждый звук «у» энергично работают мышцы живота. На верхний звук активно поднимается вверх диафрагма.
«Попевки с использованием дыхательных упражнений» используются в качестве распевок. Они помогают закрепить навыки певческого дыхания и подготовить голос к дальнейшей работе. (стр22 «Паравоз», «Ветер» М. Ю Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду»)
5.При «пестром» звучании отсутствует единая манера пения формирования гласных, т. е «открытые» гласные звуки звучат светло и открыто, а «приоткрытые» более собранно. Пестрота возникает от неумения сохранять «зевок» в мягком небе.
Путь решения: Чтобы преодолеть ее, следует исполнять вокальные упражнения в единой манере, т. е формировать все гласные способом округления. «Е» поем через «И», «И» поем через «Ю», «А» поем через «О».
Именно при помощи подобных упражнений достигается единая манера в пении.
6.Глубокое «задавленное звучание» возникает из за чрезмерного перекрытия звука, когда «зевок» делается очень глубоко. Получается глухое, задавленное пение.
Чтобы решить эту проблему, следует облегчить «зевок», приблизить звучание с близкими гласными- «зи», «ми», «ни», «ди», «ли», «ле». Также можно ввести в репертуар произведения со светлым прозрачным звучанием и со стакатто.
Все перечисленные недостатки можно устранить при помощи вокально- хоровых упражнений. Нужно доходчиво обьяснять цель и механизм исполнения, четко знать и ставить конкретную задачу в каждом упражнении.
Также при распевании и пении не забывать в самом начале напомнить о Певческой установке- положение, которое должен принять вокалист перед началом пения. Чтобы голос звучал свободно, нужно сесть или встать прямо, голову высоко не поднимать, ноги поставить ровно. При ознакомлении с певческой постановкой корпуса можно использовать песню «Петь приятно и удобно» Л. Абелян :
1)Если хочешь сидя петь,
Не садись ты как медведь,
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей.
Припев: Раз! Вдох! И запел.
Птицей звук полетел.
Руки, плечи все свободны,
Петь приятно и удобно.
2) Если хочешь стоя петь
Головою не вертеть,
Встань красиво, подтянись,
И спокойно улыбнись»