Получи документы

Проблемы процессов адаптации младших дошкольников

Раиса Гаспарян
Проблемы процессов адаптации младших дошкольников

Проблемы процессов адаптации.

(младших дошкольников в ДОУ)

Данная статья посвящена проблеме управления адаптационными процессами малышей в ДОУ, она актуальна, так как детки посещают детский сад с самого раннего возраста, это значит с двух лет, а также для их развития повышается образовательная нагрузка в ДОУ. От того, как ребёнок пройдёт привыкание к всему новому, а это например распорядок дня, незнакомые взрослые и его сверстники, зависит его физическое и психологическое развитие, а также его будущее благополучное существование в детском саду и в семье.

Публикация «Проблемы процессов адаптации младших дошкольников» размещена в разделах

Для ребёнка младшего возраста детский сад – это первое воспитательное учреждение вне семьи, с которым малыш вступает в контакт. Когда ребё нок приходит в детский сад его жизнь значительно меняется: нет родителей, другие требования к поведению, строгий режим дня, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, в котором много неизвестного, другой стиль общения. Всё это обрушивается на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, заболевания).

Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) делают акцент на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка. Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.

Адаптация, в переводе с латинского означает «приспособление», то есть процесс вхождения маленького человека в новую для него среду и приспособления к её условиям. Возможности приспосабливаться у дошкольника ограничены. Помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, должны взрослые. Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, сами испытывают тревогу или, напротив, не понимают, как это серьезно, поэтому специалисты ДОУ обязаны помочь не только ребенку, но и семье. Адаптация – это активный процесс, который приводит или к позитивным результатам (адаптированность, то есть совокупность всех полезных умений организма и психики, или к негативным (стресс). Можно выделить два основных критерия успешной адаптации :

- внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность);

- внешняя активность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Я считаю, что адаптация к детскому саду у малышей проходит дольше и труднее, так как часто она дополняется болезнями. В период адаптации происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов.

Под адаптацией ребёнка в детском саду я понимаю качественные изменения состояния психики детей к изменившемуся образу жизни и деятельности, к новому социальному окружению, которые происходят на биологическом, психологическом и социальном уровнях.

Многие исследования показывают, что адаптация зависит от следующих факторов:

- физическое состояние ребенка;

- возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение;

- привязанность к матери;

- биологические факторы;

- степень подготовленности адаптационных механизмов (необходимо заранее создавать условия, требующие от ребенка новых форм поведения);

- уровень формированности у младшего дошкольника общения с окружающими людьми и предметной деятельностью.

Особенностями ДОУ являются одновременное длительное нахождение большого числа детей, а также определенные образовательные и воспитательные стандарты. Чтобы предотвратить нарушение физического и психологического здоровья, помогать полноценному развитию личности ребёнка, нужно совершенствовать работу всего педагогического коллектива ДОУ, использовать научный подход к организации развивающей среды и воспитанию детей.

Для управления адаптационными процессами младших дошкольников в ДОУ используется метод целеполагания «Дерево целей». «Дерево целей» представляет собой граф, вершиной которого являются общие дидактические цели, которые на более низких уровнях иерархически детализируются для решения частных задач обучения и развития. Эти цели взаимосвязаны между собой. Для этого метода важно последовательное и целенаправленное изучение процесса адаптации младших дошкольников в ДОУ.

Из вышесказанного можно сделать выводы.

Для того чтобы ребёнок успешно адаптировался к условиям ДОУ взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты и внимания.

Адаптация младших дошкольников в ДОУ – это процесс качественных изменений психики детей к изменившемуся образу жизни и деятельности, к новому социальному окружению, которые происходят на биологическом, психологическом и социальном уровнях.

Управление адаптационными процессами младших дошкольников в ДОУ включает в себя:

- сотрудничество с родителями;

- сохранение физического и психологического здоровья детей младшего возраста;

- формирование психологической подготовленности, социальной осведомлённости, предметно-развивающей деятельности ребёнка в ДОУ;

- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.

Библиографический список используемой литературы

1. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к ДОУ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2015/1199/11602

2. Антипов В. В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям; Книга по Требованию - Москва, 2014. - 176 c.

3. Завражин С. А., Фортова Л. К. Адаптация детей с ограниченными возможностями; Академический Проект, Трикста - Москва, 2014. - 400 c.

4. Ильина И. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие; Академия Развития - Москва, 2012. - 144 c.

5. Костяк Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду; Академия Развития - Москва, 2014. - 176 c.

6. Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://aneks.spb.ru/doshkolnoe-obrazovanie/organizatciia-protcessa-adaptatcii-detei-rannego-vozrasta-v-detskom-sadu-v-usloviiakh-fgos-doshkolnogo-obrazovaniia.html

7. Под редакцией Тутельяна В. А., Коня И. Я. Руководство по детскому питанию; Медицинское информационное агентство - Москва, 2014. - 170 c.

8. Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/622768/

9. Управление процессом адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2016/56973.htm

Публикации по теме:

Игровая деятельность как средство снятия психоэмоционального напряжения у младших дошкольников в период адаптации Продолжительность встречи - 10- 15 мин. Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Задача: - создание положительного эмоционального.

Проблемы адаптации дошкольников к условиям детского сада Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 Березка» поселка Мостовского муниципального образования.

Родительское собрание среди первых младших групп «Итоги адаптации» Родительское собрание среди первых младших групп «Итоги адаптации» При входе в зал некоторым родителям раздаются жетоны (голубого, зелёного.

План самообразования «Проблемы адаптации детей к ДОУ». Отчет по самообразованию «Адаптация детей раннего возраста» Введение ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы адаптации детей к ДОУ 1.1. Адаптация к ДОУ как проблема научных исследований 1.2. Особенности.

Презентация «Развитие познавательных процессов у дошкольников» Добрый день!С новым Годом! Я отправляю вам презентацию на тему"Развитие познавательных процессов у дошкольников".Я надеюсь,что эта презентация.

Презентация «Формирование фонематических процессов у дошкольников 2–7 лет» Актуальность: Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово,.

Родительское собрание «Неуспеваемость младших школьников: причины и способы решения проблемы» Цели: 1. Выяснить причины неуспеваемости учащихся; 2. Помочь родителям искоренить эти причины. Задачи: 1. Разработать совместно с родителями.

Современный дошкольник: проблемы адаптации «Современный дошкольник-проблемы адаптации» Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление.

Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Развитие фонематических процессов у младших школьников» Тема: «Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях. Развитие фонематических процессов у младших школьников». Цель: развитие.

Трудности в адаптации младших школьников Трудности в адаптации младших школьников. Нестабильность и противоречивость современной социальной ситуации в нашей стране приводит к резкому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы процессов адаптации младших дошкольников
Опубликовано: 15 июня 2018 в 21:57
+44Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД