Проблемы развития зрительно-пространственного восприятия в общей педагогике

Татьяна Адасенко
Проблемы развития зрительно-пространственного восприятия в общей педагогике

В настоящее время существует достаточно большое количество психолого-педагогических и научно-методических исследований, посвященных проблеме формирования и развития зрительно пространственных представлений детей. В педагогике и психологии накоплена богатая информация о зрительно-пространственных представлениях и закономерностях их развития, которая служит основой для разработки методик формирования и развития пространственных представлений.

Зрительное восприятие является сложным системным психофизиологическим процессом,включающим различные операции: восприятие, кодирование и анализ свойств объекта, его мультимодальную конвергенцию, идентификацию (опознание, оценку его значимости, принятие решения в соответствии с мотивом и целью перцептивной деятельности. Восприятие осуществляется при интеграции процессов внимания, памяти, общей организации деятельности и т. п., но и сложной многокомпонентной структурой.

Восприятие осуществляется при взаимодействии сенсорных процессов внимания, памяти, общей организации деятельности. Первоначальный этап формирования зрительного восприятия заключается в обнаружении объекта (внимание, различении и выделении его информативных признаков. На основе комплекса воспринятых признаков происходит интеграция в целостный перцептивный образ. Далее происходит сличение – соотнесение воспринятого образа с перцептивными и вербальными эталонами, хранимыми в памяти. Оценка степени совпадения образа с эталонами памяти позволяет произвести категоризацию, то есть принять решение о классе, к которому относится объект.

Функционирование системы зрительного восприятия отражается в таких ее компонентах, как зрительно-пространственное восприятие, помехоустойчивость, константность, зрительно-моторная интеграция, обеспечивающих адекватное отражение предметов и явлений окружающего мира.

Зрительное восприятие является основой познавательной деятельности ребенка, ориентирует и регулирует его поведение. Формирование зрительного восприятия – одна из основных задач дошкольного образования, на его основе формируются базовые школьные навыки письма и чтения. Эффективность этих процессов напрямую зависит от формирования зрительно-пространственных, моторных навыков, зрительного поиска, которые позволяют детям визуально различить среди графических форм нужную, точно копировать текст, уметь оперировать пространственными понятиями. Зрительное восприятие является одним из чувствительных и интегративных показателей оценки развития ребенка.

Несформированность зрительного восприятия в целом и отдельных его компонентов создает специфические проблемы в жизнедеятельности ребенка. Показано, что скорость письма зависит от степени сформированности зрительно-моторной интеграции, обработки зрительной информации, включая память. С дефицитом зрительного восприятия связывают трудности чтения. Имеются также данные о том, что недостаточная эффективность зрительно-пространственной обработки определяет языковые трудности, что может быть связано с дефицитом зрительного внимания.

Реализация зрительного восприятия как системного акта осуществляется при участии различных структур головного мозга, каждая из которых вносит свой собственный вклад в построение активной перцептивной деятельности, включающей внимание, опознание, рабочую память, эталонное сравнение стимулов, отнесение их к определенной категории и т. п. В процессе индивидуального развития структуры мозга, вовлекающиеся в акт восприятия, созревают неодновременно и достигают определенного уровня зрелости, характерного для взрослых, на разных этапах онтогенеза. Следствием этой гетерохронности развития мозговых структур является специфика функционирования системы восприятия в различные возрастные периоды. Интенсивное созревание корковых зон и внутрикорковых связей в возрасте 5-7 лет позволяет рассматривать этот период как сенситивный для совершенствования механизмов зрительного восприятия. В старшем дошкольном возрасте можно охарактеризовать различную динамику созревания компонентов зрительно-пространственного восприятия детей. В возрасте 5-6 лет у детей следует выделить наиболее важный темп развития всех компонентов зрительно-пространственного восприятии, в период 6-7 лет отмечается значимое повышение показателей развития зрительно-моторной деятельности и ориентирования в пространстве.

Зрительно-пространственный анализ представляет собой особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности мозга, которая включает в себя определение формы, размер, местоположение и перемещение предметов относительно друг друга, а также анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов, что объединяется понятием «бессознательная схема тела». Схема тела рассматривается в данном контексте как биологическая, психологическая и социальная конструкция личности. Она являет собой динамически-историческую формацию, складывающуюся из осязательных, зрительных, тепловых и болевых ощущений, а также импульсов со стороны вестибулярного аппарата, скелетной мускулатуры и внутренних органов. При этом формируется тесная связь с инстинктивными потребностями, а также с межличностным опытом в социальной сфере. Поэтом у нарушения схемы тела (пространственного восприятия) помимо нарушения интеллектуального развития личности, изменения его эмоциональной сферы, проявляется в нарушениях отношений индивидуума с самим собой, с другими лицами и с окружающим миром в целом. Согласно концепции W. Schilder «социальные отношения – это отношения между картинами тела». В ряде исследований Цветковой Л. С., посвященных изучению нормально развивающихся детей, отмечается, что самые элементарные формы ориентировки в пространстве возникают уже в младенческом возрасте. Генезис этих форм тесно связан с развитием у ребенка сложных оптико-вестибулярно-кинестетических связей. Ребенок может воспринять предмет в определенном месте пространства только при условии многократно повторяющегося сведения осей глаз на предмете. Ребенок, по выражению Сеченова И. М., «выучивается смотреть», различать пространственные отношения между видимыми предметами по мере накопления его индивидуального опыта.

Таким образом, зрительное восприятие является сложным системным психофизиологическим процессом, которое оказывает значительное влияние на психофизиологическое развитие ребенка.

Публикации по теме:

Современная школа России. Проблемы, тенденции развития Содержание. Введение…. 3 §1. Программа «Школа России» …. 5 §2. «Проблемы,.

Нестандартные игровые пособия как средство развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зренияНестандартные игровые пособия как средство развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения Комплекс коррекционно-развивающих игр «Палочки-выручалочки» Цель: Развитие зрительно-моторной координации и сенсомоторики у детей с нарушением.

Проблемы развития и обучения детей с ОВЗ Дети с ограниченными возможностями здоровья- это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают.

Презентация «Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей с задержкой психического развития» Учитель – дефектолог МБДОУ №16 «Колобок» г. Ульяновск И. А. Терехина У детей с задержкой психического развития наблюдаются отклонения в развитии.

Развитие пространственного восприятия у детей с легкой и умеренной умственной отсталостью Тема: «Ориентировка в помещении по словесной инструкции» Цель: развитие у учащихся пространственных представлений. Задачи: Образовательные:.

Система развития пространственного мышления детей дошкольного возраста Упражнения на образно-пространственную ориентировку (по Е. В. Горшковой): упражнения построены на основе различных пространственных размещений.

Формирование речевой активности в раннем возрасте посредством развития мелкой и общей моторики Актуальность темы: В настоящее время детские психологи и педагоги дошкольных учреждений все чаще поднимают вопрос о нарушении возрастных.

Проблемы и пути развития детского творчества .

Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего дошкольного возраста Обобщение педагогического опыта по теме: «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего дошкольного возраста».

Влияние развития мелкой и общей моторики на формирование речевой активности детей раннего возраста В статье раскрываются пути повышения речевой активности детей раннего возраста посредством развития мелкой и общей моторики. Автор раскрывает.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Проблемы развития зрительно-пространственного восприятия в общей педагогике
Опубликовано: 21 декабря 2018 в 11:06
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июня. День песочных построек на МААМ

Очередной тематический день посвящен ценному строительному материалу, который встречается даже в детской песочнице. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про...

17 июня. День пустынь

17 июня отмечается экологический праздник ООН – День борьбы с опустыниванием. Он посвящён проблеме постепенного распространения пустынь, которое происходит по причине хозяйственной деятельности человека....


Горячие темочки