Лучший педагог года

Проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста. Часть 2

Алена Муравьева
Проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста. Часть 2

Глава 2. Практические основы работы воспитателя ДОУ с родителями

2.1. Формы и методы взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Публикация «Проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста, Часть 2» размещена в разделах

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.

Сотрудничество педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

- приобщение родителей к педагогическому процессу;

- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка : эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании коллективных и индивидуальных форм работы детских учреждений с родителями, а именно:

1. Посещение семьи ребенка на дому проводится с целью выяснения условий жизни ребенка, его интересов, поведения, ознакомления родителей с наиболее эффективными приемами воспитания, а также с целью выявления семейного опыта, который нужно сделать достоянием других родителей.

2. Посещение родителями детского учреждения дает возможность сообща решать сложные вопросы воспитания и обучения, наглядно показать конкретное содержание и методы работы с детьми, формы рациональной организации их бытовой, игровой, трудовой и учебной деятельности.

3. Беседы с родителями и другими членами семьи – распространенная форма индивидуальной работы с семьей. Они помогают педагогам и родителям ближе познакомиться, держать друг друга в курсе жизни ребенка, следить за его успехами и неудачами. Хотя такие беседы кратковременны, но очень полезны, так как способствуют своевременной поддержке зарождающихся положительных интересов детей к любому виду деятельности.

4. Консультации дают возможность глубоко осветить более узкие вопросы. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»).

5. Родительские собрания знакомят родителей с осуществлением задач воспитания детей в данном дошкольном учреждении, с задачами на текущий год и т. д.

6. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

7. Уголок для родителей организуется с целью текущей информации родителей и знакомства их с педагогическими вопросами. Выставки для родителей организуются с целью пропаганды педагогических знаний.

8. Родительские конференции. Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т. п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

9. День открытых дверей проводится с целью знакомства родителей с жизнью детей в детском саду.

10. Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение.

11. Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.

12. Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы – динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, – все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

13. Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

14. Совместное проведение с родителями и детьми праздников, развлечений, утренников. Данные мероприятия способствуют коррекции детско-родительских отношений, сплочению семьи, развитию творчества, формирования положительных эмоций.

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять в разных формах.

2.2. Модель деятельности воспитателя ДОУ с родителями по семейному воспитанию

Цель: разработать модель деятельности воспитателя ДОУ с родителями по семейному воспитанию.

Задачи:

1) Определение проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста.

2) Организация методической работы с родителями детей дошкольного возраста по семейному воспитанию.

3) Повышение уровня просвещенности родителей детей дошкольного возраста в области семейного воспитания.

Проблема Механизм решения Ожидание результатов

Д и а г н о с т и ч е с к и й э т а п

I. Работа с родителями детей дошкольного возраста

Невоспитанность ребенка дошкольного возраста Наблюдение Подтверждение информации по жалобе, получение информации о реальном поведении ребенка

Беседа с родителями о взаимоотношениях с ребенком Получение субъективной информации о взаимоотношениях в семье

Анкетирование, тестирование: Получение объективной информации о семейном воспитании

методика «Особенности семейного воспитания» Выявление информации о стиле воспитания

методика «Опросник родительских отношений» Определение взаимоотношений родителей с ребенком

Посещение ребенка на дому Получение информации об условиях проживания

Анализ документов (социальный паспорт семьи, акт посещения семьи и др.) Получение информации о социальном статусе семьи

А н а л и т и ч е с к и й э т а п

Наличие необработанной информации, полученной в ходе диагностики 1. Анализ документов

2. Обобщение итогов

3. Разработка индивидуальной коррекционно-профилактической программы Разработка индивидуальной и групповой программы педагогической помощи

К о р р е к ц и о н н о-п р о ф и л а к т и ч е с к и й э т а п

I. Работа с родителями детей дошкольного возраста

Неправильное воспитание в семье. Психолого-педагогическое просвещение родителей Осознание родителями собственного стиля семейного воспитания

Проведение родительских собраний на темы: «Адаптация ребенка в ДОУ», «Стили воспитания ребенка», «Возрастные особенности детей дошкольного возраста» Появление взаимопонимания между детьми и родителями, эмоционально-положительного, осознанного, нравственно-мотивированного отношения ребенка к требованиям взрослого.

Организация работы «Семейного клуба» :

круглый стол;

тренинг;

практикум;

решение педагогических ситуаций;

обмен опытом семейного воспитания;

видеопросмотры по организации жизни детей в учреждении Представление информации для повышения социокультурной компетентности родителей

Организация совместной деятельности детей и родителей Повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела

Индивидуальные консультации Формирование умения понять ребенка, умения творчески применять полученные педагогические знания, что будет способствовать появлению взаимопонимания между детьми и родителями, эмоционально-положительного, осознанного, нравственно-мотивированного отношения ребенка к требованиям взрослого.

Досуговые формы работы:

совместные коллективно-творческие дела, праздники, выставки Установление доверительных отношений, эмоционального контакта между родителями и детьми.

З а к л ю ч и т е л ь н ы й э т а п

Мониторинг результатов диагностики.

Таким образом, семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. В результате применения модели деятельности воспитателя ДОУ с родителями по семейному воспитанию позиция родителей станет более гибкой. Они будут не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволят педагогам ДОУ говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

Краткие выводы по второй главе

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, семейные клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т. п.

Заключение

Теоретический анализ проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста позволяет нам сделать следующие выводы.

1. В контексте научных подходов к изучению семейного воспитания определено понятие семейного воспитания. Семейное воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных личностных свойств и качеств.

2. Под стилем семейного воспитания понимают способ отношений родителей к ребенку. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.

Существует 3 стиля семейного воспитания – авторитарный, демократический и попустительский. При авторитарном стиле желание родителя – закон для ребенка. Демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении своего ребенка и самостоятельность, и дисциплину. При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Стили воспитания оказывают существенное влияние на детско-родительские отношения детей.

3. Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.

Воспитатель в своей работе использует результативные и востребованные родительской общественностью формы взаимодействия, пересматривает основы взаимоотношений с родителями, стремится сделать так, чтобы они стали более конструктивными. Взаимодействие воспитателя с родителями позволяет оптимизировать процесс семейного воспитания и улучшить детско-родительские отношения.

4. Практические аспекты работы воспитателя ДОУ с родителями исследованы нами посредством применения технологии моделирования. Модель деятельности воспитателя ДОУ с родителями по семейному воспитанию направлена на диагностическом этапе на определение проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста. В процессе аналитического этапа определено наличие необработанной информации, полученной в ходе диагностики. Коррекционно-профилактический этап подразумевает разработку индивидуальной и групповой программы педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста.

Таким образом, поставленные задачи решены, цель достигнута.

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями могут свидетельствовать :

- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

- возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

- ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

- увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

- стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

- размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

- повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Список использованной литературы

1. Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ № 655 от 23 ноября 2009 г. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

2. ФГТ в дошкольном образовании. Типовое положение о ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2013. 48 с.

3. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. М. : Педагогика, 1998. 238 с.

4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 60 – 68.

5. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. М. : Линка-Пресс, 2001. 218 с.

6. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей / Авт. -сост. Глебова С. В. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. 111 с.

7. Голубева Л. Р. Единство общественного и семейного воспитания. М. : Мысль, 2003. 208 с.

8. Дошкольная педагогика / Автор-составитель В. А. Титов. М. : Приор-издат, 2007. С. 23 – 24.

9. Дружинин В. Н. Психология семьи. СПб. : Питер. 2006. 328 с.

10. Елжова В. Е. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении. Ростов н/ Д: Феникс, 2009. 282 с.

11. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. М. : Сфера, 2009. 112 с.

12. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М. : Академия, 2000. С. 107 – 115.

13. Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения М. : Педагогика, 1998. 562 с.

14. Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения. М. : Педагогика, 1991. С. 353 – 356.

15. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. М. : Айрис-Пресс, 2006. 144 с.

16. Ожегов С. Словарь русского языка. М. : Эксмо, 2010. 720 с.

17. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика-Синтез, 2010. 304 с.

18. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2002. № 8. С. 8 – 10.

19. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. М. : Знание, 2001. С. 123 – 128.

20. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. М. : Аркти, 2005. С. 221.

21. Подласый И. П. Педагогика. М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.

22. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М. : Мысль, 1999. 122 с.

23. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М. : Педагогика, 2000. 148 с.

Публикации по теме:

Проблемы художественно-эстетического воспитания «Проблемы художественно-эстетического развития ребёнка» «Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести.

Проблемы выявления одарённости у детей дошкольного возраста (из личного опыта) Актуальность изучения проблемы одарённости обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностью современного общества в неординарной.

Актуальные проблемы взаимодействия с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому, - Родители пример ему… С. Брант Жизнь маленького ребёнка начинается в семье, и именно в семье.

Фестиваль семейного творчества для детей среднего дошкольного возраста Цель: показать достижения семей в различных видах совместной детско-родительской деятельности. Предварительная работа: 1. Проведение групповых.

Обобщение семейного опыта «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» Все мы неоднократно слышали про необходимость здорового образа жизни, особенно для детей. Но что включается в это понятие, и как действовать.

Педагогическая деятельность воспитателей семейного детского сада по воспитанию детей раннего возраста (часть 3)Педагогическая деятельность воспитателей семейного детского сада по воспитанию детей раннего возраста (часть 3) Развитие предметных действий и умственное развитие ребенка в раннем детстве в условиях семейного детского сада По утверждению Д. Б. Эльконина.

Самообразование. «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Часть 1 Департамент образования г. Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа № 492» Структурное подразделение.

Самообразование. «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Часть 2 Департамент образования г. Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа № 492» Структурное подразделение.

Социально-педагогические проблемы семьи и семейного воспитания Социально-педагогические проблемы семьи и семейного воспитания Проблемы современной семьи Все множество проблем, связанных с современной.

Статья «К постановке проблемы психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста» А. А. Мосина, С. Д. Кириенко, г. Челябинск К постановке проблемы психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста. Часть 2
Опубликовано: 1 октября 2017 в 13:10
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД