Ирина Гладкова
Процедура проведения клуба для родителей «Семейный тур в «Детство»
▼ Скачать + Заказать документы
Процедура проведения заседания клуба для родителей «Семейный тур в «Детство».
от 28.02.2017г.
Руководитель: педагог-психолог Гладкова Ирина Александровна.
Присутствовало: 21 родитель.
Участники: родители возрастных групп.
Место проведения : МДОУ д/с№33 «Звездочка».
Тема: «Полезные и бесполезные игрушки, или почему ребенку нужна игра».
Публикация «Процедура проведения клуба для родителей „Семейный тур в „Детство“» размещена в разделах
- Семейный клуб.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Цель: Показать родителям значимость игр и игрушек для полноценного эмоционального развития ребенка. Изучить влияние совместных игр в семье на развитие личности ребенка.
Задачи: рассказать родителям о предназначении игр и игрушек; научить управлять ребенком с помощью игры; обозначить критерии выбора игрушки для полноценного эмоционального развития ребенка.
План заседания.
1. Ввод в проблему: «Игрушка… что она значит в нашей жизни?»;
2. Анкетирование родителей «Игры и игрушки в жизни Вашего ребенка
3. Дискуссия «О пользе и вреде игрушек»
4. «Какие игрушки нужны детям» - консультация
5. Игровое упражнение «Выбери игрушки»
6. Экспресс-опрос родителей. Упражнение «Внештатная ситуация»
7. Рефлексия «Синтез информации».
8. Рекомендации.
Педагог – психолог Гладкова И. А. рассказала присутствующим о том, что значит игрушка в нашей жизни. Каково ее истинное предназначение. Что это? Средство для развлечения или культурное орудие, передающее состояние современной культуры, суть человеческих отношений и сложное мироустройство?
Игра и игрушка - специфическое средство массовой информации, поскольку в них зафиксированы основные воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. СМИ построены на принципах игры (чем не игрушка современные газеты с кроссвордами, головоломками; а сколько игр на телевидении? Игрушка – тот же носитель информации для ребенка, что газеты для взрослого.
Зачем же нужна игра?
«Игра - это школа произвольного поведения» говорил Д. Эльконин. Попробуйте заставить ребенка стоять смирно, он не простоит и двух минут. Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута.
«Игра. школа морали в действии» писал А. Леонтьев.
Можно сколько угодно объяснять ребенку что такое хорошо и что такое плохо, но лишь сказка и игра способны через эмоциональные переживания, через постановку себя на место другого научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.
Игрушка всегда выполняла кроме прочих и психотерапевтическую функцию - помогала ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Страх темноты можно преодолеть с помощью деревянного меча - орудия его преодоления: Какая-нибудь коряга, камушек, ракушка, гвоздик наделяются особыми свойствами, смыслами. Мы часто обнаруживаем подобный мусор, пытаясь навести порядок в детском уголке, кармане. И всякий раз сталкиваемся с просьбой «не выбрасывать».
Социальный педагог Быстрова С. С., провела анкетирование родителей «В какие же игры и игрушки играют наши дети?», и озвучила анализ анкетирования.
Учитель логопед Пилецкая И. А., организовала дискуссию о пользе и вреде игрушек. Помните: игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Таковы ли современные игрушки?
Родителям были предложены различные игрушки (матрешка, Барби, набор животных, Смешарики, пирамидка, конструктор и др.). Нужно разделить лист бумаги пополам и рассмотреть «плюсы» и «минусы» любой игрушки по выбору. Затем коллегиально выяснили полезность, бесполезность или вред данной игрушки.
Социальный педагог Быстрова С. С. дала консультацию родителям «Как оценить качество игрушки». У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти, как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Нормальное становление внутреннего мира ребенка, его
развитие немыслимы без игры, а следовательно, без игрушки. Подбор игрушки - дело серьезное и ответственное. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются стихийно или в силу поверхностных обстоятельств (привлекательность, величина, стоимость, желание угодить ребенку). Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую полезность родители недооценивают. Выбирая игрушки для своего ребенка, взрослые, к сожалению, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель игрушки пишет все что угодно, либо руководствуются принципом: «Чем больше, тем лучше, будет чем ребенку заняться», то есть, как правило, приобретают необдуманно, не соотнося с задачей - четким назначением и педагогическими рекомендациями пользования игрушкой.
Отсутствие ценностных ориентиров на рынке игрушек приводит к бессмысленным закупкам однотипных игрушек, бесполезных.
Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка.
Родителям было предложено совместно разработать критерии выбора игрушки.
- соответствие интересам самого ребенка ( интересы взрослого и ребенка зачастую не совпадают: взрослых привлекает внешняя красота, богатство, сложность деталей или описанное в аннотации развивающее значение, у детей другие приоритеты похожа на любимого сказочного героя, такая же есть у друга);
- возможность что-либо с ней делать - главное достоинство игрушки (разбирать, передвигать, извлекать звуки);
- разнообразие форм активности ребенка: чем более игрушка совершенна, тем меньше простора для творчества (максимальны для преобразований мячи, кубики, пирамидки);
- игровые действия должны быть самостоятельными (игрушки-загадки, которые сами подсказывают способ действия, например, матрешки, пирамидки);
- эстетический аспект (игрушка должна вызывать гуманные чувства, недопустимо в игрушке наличие качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессию).
Затем педагог-психолог Гладкова И. А. организовала игровое упражнение «Выбери игрушки».
Родители разделились на три команды, каждой из которых предлагалось выбрать на предложенной выставке игрушек те, которые способствуют:
- социально-эмоциональному развитию (например, животные, куклы, посуда, доктор, парикмахерская и др.);
- интеллектуальному развитию (кубики, конструктор, пазлы, мозаика, лото, домино и пр.);
- физическому развитию (мячи, обручи, кегли, скакалки и др.).
Конечно, взрослому легче указать, как нужно себя вести ребенку, усадить, запретить, сказать, чтоб не мешал. Но для ребенка такие усилия родителей нередко становятся источником беспокойства, вызывают тревогу. Чтобы получить поддержку взрослого, ребенок может прикинуться глупым, беспомощным, слабым, скучающим, медлительным. В игре же и игровых отношениях он учится поддерживать себя сам. Ведь в своей игре ребенок всегда успешен. Поэтому через игровую роль он благополучнее переживает моменты преодоления трудностей. Этим и уникальна игровая деятельность как воспитательное средство. Вот почему сегодняшнему родителю, живущему в условиях стрессогенности современной жизни, ради сохранения добрых отношений с детьми столь полезно развивать собственную игровую находчивость и изобретательность, обогащать свое родительское поведение навыками игрового, а не только директивного общения.
Ирина Александровна провела экспресс-опрос родителей. - Какие способы общения с ребенком предпочитают взрослые в типичных повседневных ситуациях?
1. Вы намереваетесь войти в дверь подъезда, но у входа Вам перегораживает путь малыш с игрушечным автоматом в руках Вы:
а) заходите в подъезд, не отвлекаясь на малыша;
6) говорите ребенку, чтобы он выбрал более удачное место;
в) отвечаете ему, приняв игровую ситуацию.
2. В зимний день на прогулке Вы увидели множество построек из снега, Вашему ребенку не терпится поиграть сними, Вы:
а) наблюдаете за ребенком, пока он наиграется;
б) играете вместе с ребенком, придумав сюжет;
в) определяете ребенку время для игр и листаете свежий номер журнала.
3. Ваш ребенок бегает по квартире с пронзительными звуками,
Вы:
а) останавливаете ребенка словами: «Отдохни от беготни, а то вспотеешь»;
б) спрашиваете что-то вроде того: во что ты играешь и не пора ли самолетику заправиться;
в) усаживаете ребенка на диван, предлагая почитать книгу.
Рефлексия «Синтез информации».
Участникам Клуба предложили назвать все происходящее на заседании одним словом. Все слова записываются. Затем предлагается составить название из двух слов, потом –используя целое предложение, которое раскрывает суть темы. Изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса?