Лилия Талачёва
Организация проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Организация проектной деятельности
При организации проектной деятельности в ДОУ необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности детей.
В дошкольном возрасте у ребенка происходит становление личностных и интеллектуальных функций, которые при правильной организации образовательно-воспитательного процесса могут обеспечивать успешную проектно-исследовательскую деятельность. Благодаря чему существенный прогресс наблюдается в волевой сфере ребенка, идет развитие настойчивости, у детей формируется стремление доводить начатое дело до конца, длительно преследовать цель, продолжать деятельность при нежелании ею заниматься. Идет развитие самостоятельности дошкольника.
Публикация «Организация проектной деятельности» размещена в разделах
Итак, рассмотрев особенности проектов детей дошкольного возраста, выделим следующее:
• Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания образовательно-воспитательных задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая детям и значимая для них.
• Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения детей в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребят и находиться в зоне их ближайшего развития.
Большого внимания от педагога требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения детьми знаний, необходимых в том или ином проекте. От педагога при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» детям информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? (Что я знаю) Какую информацию вам надо получить? (Что я хочу узнать) К каким источникам информации следует обратиться (Как я это узнаю) (интернет, справочники, художественная литература, учебники)».
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с детьми экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности – презентация, выставки работ, КВН, викторины, брейн-ринги и др.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Сбор, накопление материала. (занятия, игры, иллюстрации, видео ролики и др.)
5. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
6. Презентация проекта, открытое занятие, выставки детских работ, фотовыставки и др.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели :
• к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
• в каких источниках можно найти информацию;
• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
• с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :
1. исследовательские-творческие проекты : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. информационно-практико-ориентированные проекты : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные.
Задачи развития:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.
В результате проектной деятельности у детей формируются
Рефлексивные умения:
• умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
• умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Поисковые (исследовательские) умения:
• умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
• умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
• умение запросить недостающую информацию у эксперта
• умение находить несколько вариантов решения проблемы;
• умение выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи.
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
• умение коллективного планирования;
• умение взаимодействовать с любым партнером;
• навыки делового партнерского общения, взаимопомощь
• умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Коммуникативные умения:
• умение инициировать взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог,
задавать вопросы и т. д. ;
• умение вести дискуссию;
• умение отстаивать свою точку зрения;
• умение находить компромисс;
• навыки интервьюирования, устного опроса и т. п.
Презентационные умения и навыки:
• навыки монологической речи;
• умение уверенно держать себя во время выступления;
• умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
В заключении хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между детьми, а также между педагогом и ребенком. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий образовательный интерес. Работа над проектом помогает дошкольникам проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а так же умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в школе.
В ходе проектной работы дети познают мир, делают открытия, удивляются, разочаровываются, делают ошибки, исправляют их, приобретают опыт общения. Как показывает опыт работы, большинство детей идет своим путем, а вместе они делают одно дело: учатся и учат друг друга.
Таким образом метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.