Получи документы

Продуктивные методы формирования у детей дошкольного и младшего школьного возраста основ экономической грамотности

Татьяна Сысоева
Продуктивные методы формирования у детей дошкольного и младшего школьного возраста основ экономической грамотности
▼ Скачать + Заказать документы

Целостный, преемственный процесс формирования основ экономической грамотности старших дошкольников и младших школьников предполагает последовательное использование продуктивных методов с учётом возрастных особенностей детей. На каждом из этих этапов процесс обучения характеризуется особенностями, которые связаны с типом ведущей деятельности и возрастными новообразованиями обучающихся. Понятно, что формирование элементарных экономических представлений у дошкольников нужно осуществлять с опорой на наглядно-образный тип мышления в разнообразных играх - дидактических, настольно-печатных, ролевых. А особенностью экономического образования детей младшего школьного возраста, как писали мы ранее, является интегрированный подход к организации учебного процесса. На этапе начального школьного образования с учётом ведущей учебной деятельности и теоретического мышления как возрастного новообразования, процесс формирования основ экономической грамотности осуществляется по двум основным организационно-методическим направлениям : посредством специальных программ и мероприятий экономического содержания во внеурочной, кружковой деятельности; а также через разработку экономического модуля в программе курса «Окружающий мир», благодаря чему экономические знания как бы «встраиваются» в более общие и доступные сведения об окружающем мире.

Публикация «Продуктивные методы формирования у детей дошкольного и младшего школьного возраста основ экономической грамотности» размещена в разделах

Следовательно, в качестве приоритетной задачи становления педагогических основ общего экономического образования можно определить профессиональную компетентность педагогов в применении системно-деятельного, продуктивного подхода для подготовки и проведения уроков (занятий) по экономической грамотности с учетом возрастных особенностей дошкольников и младших школьников. Педагог должен уметь составлять планы проведения занятий по финансовой грамотности; разрабатывать раз-ноуровневые задания с учётом индивидуальных особенностей обучающихся; знать требования к результатам освоения программ финансовой грамотности на основе преемственных содержательных линий и сквозных методических подходов. В публикациях на эту тему [1, 2 и др. ] активно обсуждаются педагогические компетентности в области применения интерактивных, в том числе, электронных средств обучения экономической грамотности, раскрывающих значение «рационального финансового поведения» и способствующих эффективной воспитательной работе в области элементарной экономической культуры при проведении конкурсов, смотров, показах достижений обучающихся.

Следует отметить, что большинство методических рекомендаций и разработок относятся к процессу формирования основ финансовой грамотности, что значительно сужает проблемное поле становления экономической культуры формирующейся личности. Для изучения основ финансовой грамотности на дошкольном и начальном школьном уровнях авторами программ и учебников рекомендуется приоритет активных и интерактивных методов обучения [3]. Остановимся подробнее на содержании продуктивных методов обучения финансовой грамотности в начальной школе, однако, многие из охарактеризованных ниже методов успешно применяются и в дошкольной педагогике.

Так, метод «Мозаика» может быть использован при ответе на вопросы или решении познавательных задач. Суть метода в том, что класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач. Членам группы случайным образом выпадают номера, соответствующие номеру задачи. Ученики пересаживаются, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу, соответствующую их номерам. Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды. Из каждой ко-манды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.

Для выполнения тестовых заданий с открытым ответом, заданий, связанных с объяснением смысла (например, пословиц, применяется метод «Один - два - вместе», он «работает» в группах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вырабатывают общий ответ. По этой методике может быть разработан эскиз постера, если он выполняется группой, число участников. В этом случае лучше ограничиться четырьмя участниками.

Метод «Дерево решений» хорош при выполнении заданий по классификации, например товаров и услуг, или принятию решений, например выбор варианта семейного отдыха, можно построить дерево решений, которое обычно строится вершиной вниз. Весьма распространенным и эффективным в практике элементарного экономического образования школьников является продуктивный метод мозгового штурма. К примеру, в групповых проектах, таких как организация праздника в классе, работа начинается с мозгового штурма. В зависимости от количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от группы. Обязанностью ведущего является фиксирование идей, поэтому ведущим может быть и учитель и ученик. Как показывает практика, на первом этапе важно чётко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей не ограничено. Третий этап посвящен группировке идей, близких по содержанию, оценке и отбору.

Особое внимание в преподавании основ финансовой грамотности педагоги уделяют методу «Мини-исследование». Поскольку цель курса - вовлечение школьников в реальную жизнь, формирование активной жизненной позиции и ответственности, исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффективным методом обучения. Любое исследование предполагает определение цели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 2-4 классов находятся на разных этапах освоения этой деятельности. Поэтому в контрольных измери-тельных материалах предлагаются разные варианты заданий [4]. Для проведения мини-исследования используется один источник, результаты представ-ляются в простой форме, например в виде таблицы или короткого текста.

Весьма популярным в основной школе, а в последние несколько лет и в начальной школе, становится метод кейсов. Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от кейсов университетских, предполагающих разработку ситуации с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых решений. Говоря об учебном кейсе по экономической грамотности младших школьников, имеем в виду ситуацию из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.

Хорошо зарекомендовал себя игровой метод под названием «Аукцион». В форме аукциона успешно проходит проверка знаний и умения логически мыслить. Эта игра мотивирует даже не особенно успешных учеников. Игра проходит по следующим правилам: у каждого участника в начале игры 100 баллов (очков, фунтиков, тугриков и т. п.). Право ответа на вопрос покупается. Стартовая цена простого вопроса - 5 баллов, сложного -10 баллов. Цена может меняться с шагом 5 баллов. Окончательная цена определяется в ре-зультате торгов. При верном ответе цена вопроса прибавляется к баллам то-го, кто отвечал, при неверном - вычитается. Роль аукциониста могут выполнять и учитель и ученик. Также необходима комиссия из нескольких человек (число зависит от количества участников, которая будет проверять начисление баллов самими участниками игры или вести собственные ведомости.

Диаграмма связей (интеллект-карта, ментальная карта, карта памяти, карта разума). Ментальная карта, или карта памяти - способ схематического изображения какой-то идеи или системы. Эта техника позволяет наглядно показать связи между отдельными компонентами в виде ветвящегося «дерева». Этот способ активно применяется при мозговых штурмах. Диаграмма связей может быть построена в любой теме курса: функции денег, доходы, расходы, семейный бюджет и т. д. Диаграммы можно строить вручную, ил-люстрировать собственными рисунками, готовыми картинками. Существуют компьютерные программы построения диаграмм. Диаграмма связей может быть строгой и формализованной, а также творческой и неформальной, выполненная самими школьниками. Для младших школьников задания можно дифференцировать. Одни будут вписывать в заданную, но незаполненную схему предложенные понятия, другие - строить диаграмму в произвольном виде.

Выше речь шла о продуктивных методах изучения нового для началь-ной школы курса «Финансовая грамотность». Новизна предметного содержания, практическая ориентированность, а также современные требования системно-деятельностного подхода определили новизну и целостность методических решений в области его преподавания. Однако не следует забывать, что это содержание лишь часть, хотя и немаловажная, более общей проблемы становления средствами общего образования основ экономической грамотности личности, и сводить её компетентность к товарообмену и финансовым потокам было бы ошибкой. Напротив, распространение методики про-дуктивного обучения на всю экономическую составляющую и преподавание предметов окружающий мир и кубановедение будет способствовать более эффективному достижению планируемых результатов ФГОС ДО и НОО.

Использованная литература:

1. Аликина О. В. Введение экономических знаний в обучение младших школьников Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - [Элек-тронный ресурс] - Режим доступа: https://festival.1september.ru/

2. Дети и деньги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml

3. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя. - Москва ВИТА, 2015

4. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность : контрольные измерительные материалы. 2 – 4 классы. - Москва ВИТА, 2016

Публикации по теме:

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Дидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотностиДидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотности Лишь на первый взгляд, слова "дошкольник" и "финансы" кажутся очень далеки друг от друга. Но уже в дошкольном возрасте ребенку можно и нужно.

Дидактические игры как предпосылки финансовой грамотности детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактические игры как предпосылки финансовой грамотности детей младшего и среднего дошкольного возраста Я презентую для Вас 4 дидактические игры. Дидактическая игра – это важное средство обучения и развития дошкольника. Она способствует развитию.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Дидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Что можно и нельзя купить за деньги?». Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей младшего дошкольного.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями дошкольников по вопросам формирования основ финансовой грамотности»Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями дошкольников по вопросам формирования основ финансовой грамотности» Свой первый экономический опыт ребенок получает в семье, поэтому изучение основ финансовой грамотности необходимо осуществлять в тесной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Продуктивные методы формирования у детей дошкольного и младшего школьного возраста основ экономической грамотности
Опубликовано: 4 марта 2023 в 19:50
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Продуктивные методы формирования у детей дошкольного и младшего школьного возраста основ экономической грамотности» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Сысоева (УИ 889571) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД