Продуктивный диалог в старшем дошкольном возрасте: проблемы и пути решения

Мария Попова
Продуктивный диалог в старшем дошкольном возрасте: проблемы и пути решения

Сегодня уже стали привычными высказывания, что у детей необходимо развивать ключевые компетентности, среди которых особенно выделяют коммуникативные. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать с диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения, отстаивать ее, принимать чужую точку зрения и т. д. Всему этому в процессе обучения уделяется большое внимание, но факт остается фактом – даже выпускники школ в большинстве своем не обладают перечисленными свойствами.

Для того чтобы эти умения у ребенка сформировались, педагоги усиленно работают над развитием речи. Они убеждены, что если эта деятельность успешна, то умение выслушать, поспорить, привести аргументы, распределить роли в группе «придут» сами собой. Педагог уверен, что, работая над словарным запасом детей и развивая их связную речь, он сможет вывести детей на уровень свободного общения в диалоге. При этом он надеется на активное участие детей в диалоге, самостоятельность в суждениях, рефлексию, но, увы, мы наблюдаем обратное. Почему?

Наверное, стоит поискать объективные причины такого явления, как неумение детей взаимодействовать друг с другом, участвовать в диалоге, адекватно оценивать себя и других. Рассмотрим и сравним понятия «развитие речи» и «развитие речевой деятельности», так часто отождествляемые педагогами.

Говорят о формировании коммуникативных умений и имея в виду в первую очередь диалогические навыки, вспомним, что диалог – первичная, наиболее естественная форма речи в дошкольном возрасте. Но входит ли она в понятие «развитие речи»? Сначала некоторые определения.

Речь – способность формулирования и формирования мысли посредством языка. Речевая деятельность – форма коммуникативно-общественной деятельности (вербального общения, представляющая собой взаимодействие людей при помощи речи. Любая деятельность человека имеет следующую структуру:

Потребности и мотивы;

Цели;

Условия и средства достижения целей;

Действия, операции, входящие в способы;

Результат.

Следовательно, речевой деятельностью можно назвать активный целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи и (или) приема сформированной и сформулированной посредством языка и мысли, направленный на удовлетворение коммутативно-познавательной потребности человека в процессе общения.

Под развитием речи подразумеваются:

Обогащение словарного запаса (увеличение активного словаря, работа под употреблением синонимов, антонимов и др.);

Развитие связной речи (обучение построению различных типов текста – описание, повествование, рассуждение).

Этим и занимается каждый педагог, организуя свою педагогическую работу и деятельность детей. Мы видим, что задача развития диалогической речи ребенка даже не ставится. Считается, что он должен сначала овладеть переделенными речеведческими знаниями, чтобы участвовать в диалоге, а потом уже в него вступать. Подавляющее большинство педагогов перекладывают обучение диалогу на школьный период. Они полагают, что, если обогатить словарный запас ребенка, научить уместному употреблению синонимов, дать схему построения текста (высказывания, то в дальнейшем, при обучении в школе, он сможет участвовать в диалоге и свободно владеть всеми навыками его ведения. Однако нельзя забывать о том, что диалог – особая форма речи дошкольника, которая не возникает автоматически.

Педагоги ДОУ надеются на то, что в начальной школе детей научат продуктивному диалогу. Педагоги среднего звена негодуют на работников начального образования – не научили воспитанников дискутировать, выражать свою точку зрения, элементарно взаимодействовать со сверстниками (не говоря о продуктивном сотрудничестве, и пытаются сходу навязать детям диалог в 5-м и последующих классах. А ведь именно со среднего звена школы появляются такие модные формы и методы обучения, как проектные, исследовательские работы и т. д.

Так откуда же диалогу взяться самостоятельно? «Готовых» диалогичных детей не бывает. Здесь важно не путать с детьми, умеющими поддержать беседу о погоде и ответить на вопросы фронтального характера. Представим, что у ребенка богатый словарный запас, он знает, что говорить и как, умеет подобрать синонимы,построить предложение, текс. Но что делать дальше, если он упорно «не говорит»? Что же еще необходимо для диалога? В первую очередь это мотивы, потребности говорить. К сожалению, мы придерживаемся своих тематических планов и не учитываем потребность ребенка в диалоге, не поддерживаем и не развиваем ее.

Мы забываем, что диалогу учат. Учат, не ожидая, когда маленький человек будет готов к нему. Ребенок изначально настроен на диалог, мотивирован к нему в силу психологических особенностей дошкольного возраста, в силу того, что диалог для него является естественной формой речи. Мы же ждем некоего взросления воспитанника, когда диалог станет доступен. А он ждет диалога от нас, взрослых. Он проявляет инициативу, хочет говорить, а мы его осаждаем, не доверяя его субъективному опыту. Чего ждать потом от ребенка, если его останавливали, не поддерживали инициативу говорить, когда он хотел чем-то поделиться.

А далее мы сталкиваемся с тем, что дети не хотят участвовать в диалоге, они разучились (парадокс) при якобы развитой речи высказываться в группе, в классе, отстаивать свое мнение, не хотят вступать в дебаты, потому что ранее их никто и ни о чем не спрашивал. Получается, мы развиваем лишь речь детей (как средство речевой деятельности, с помощью которой, как нам кажется, они заговорят, а развивать надо речевую деятельность. И это – важнейшая задача педагога дошкольного учреждения.

Публикации по теме:

Анализ познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте В старшем дошкольном возрасте мы используем познавательно-исследовательскую деятельность с целью развития детей. Так как дети нашей группы.

Детские страхи в старшем дошкольном возрасте и пути их преодоления Актуальность темы. Проблема эмоционального неблагополучия детей, в частности, проблема детских страхов, несмотря на достаточную изученность.

Дежурство в старшем дошкольном возрастеДежурство в старшем дошкольном возрасте В этом возрасте дети могут самостоятельно под присмотром взрослых накрыть столы и убрать с них, приведя в порядок столы и пространство,.

Формирование продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте Формирование продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте. Диалог - форма непосредственного речевого взаимодействия между людьми.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Консультация «Проблемы современной семьи и пути их решения» Проблемы современной семьи и пути их решения Все дети нуждаются в эмоциональном контакте с родителями, и последним нужно уметь организовывать.

Педсовет «Организация работы по речевому развитию дошкольников: проблемы, пути решения» Педагогический совет Педсовет на тему «Организация работы по речевому развитию дошкольников: проблемы, пути решения» Цель: Обобщить и.

Педсовет в форме педагогического путешествия на тему «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения» В работе с педагогическим коллективом в ДОУ используются разнообразные формы методической работы: педагогические советы, семинары, консультации,.

Проект «Лето» в старшем дошкольном возрасте Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №49» г. Сыктывкара Проект «Лето» в старшей группе.

Сюжетно — ролевая игра в старшем дошкольном возрастеСюжетно — ролевая игра в старшем дошкольном возрасте Сюжетно- ролевая игра в старшем дошкольном возрасте В чем же заключается принцип обучения в дошкольный период? Игра- залог успеха. Вспомним.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Продуктивный диалог в старшем дошкольном возрасте: проблемы и пути решения
Опубликовано: 17 января 2018 в 16:30
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 октября. Выставка самодельной посуды на МААМ

Посуда как часть нашей повседневной жизни сопровождает нас тысячелетиями. От первого глиняного кувшина и котелка до современных высокотехнологичных кастрюль – такова история развития посудной цивилизации....

23 октября. День рождения Джанни Родари

Кто не знает озорного, храброго, никогда не унывающего мальчика-луковку Чиполлино? Не будем ручаться за весь мир, но в России и СНГ этого сказочного героя знают абсолютно все. Ведь Чиполлино много лет...

Детский мастер-класс по конструированию из бумаги «Яблоки»
Уважаемые коллеги и дорогие друзья, доброе время суток! Предлагаем вам мастер-класс объемного яблока, сделанного из бумаги. Объемное яблоко из бумаги...
Сценарий встречи «Дня именинника в теремке» в семейном клубе «Мама, папа, я —...
Сценарий встречи "Дня именинника в теремке" в семейном клубе «Мама, папа, я – музыкальная семья» ( для детей младшей группы и их родителей. В-ль:...
Презентация «Добыча соли, ее применение»
Презентация "Добыча соли, ее применение" Слайд 1 МБДОУ Калтасинский детский сад №2 « Рябинушка » МР Калтасинский район РБ. «Добыча соли, ее применение»....