Проект «Классическая музыка в детском саду»

Наталия Агаркова
Проект «Классическая музыка в детском саду»

Цель проекта:

формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки.

Задачи проекта:

• обеспечить эмоционально-психологическое благополучие и здоровье детей;

• расширять знания детей о классической музыке, развивать восприятие музыкальных произведений разных эпох;

• побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведении в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности;

• познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах, в т. ч народных, разными исполнителями: вокалистами, музыкантами;

• формировать единый детско-взрослый коллектив.

Принципы реализации проекта:

1. системность;

2. сезонность;

3. учёт возрастных особенностей;

4. интеграция образовательных областей;

5. преемственность взаимодействия с ребёнком в условиях ДОУ и семьи;

6. сотрудничество в социуме.

Ожидаемые результаты

Дети:

• более увлеченно слушают классическую музыку; ярче и внимательнее её

воспринимают, улавливают детали исполнения;

• более глубоко и содержательно высказываются об эмоциональном и образном

содержании музыки, активный словарь пополнится новыми словами;

• находят яркие тембровые краски при исполнении музыки с помощью детских

музыкальных инструментов;

• различают на слух и дают название музыкальных произведений, автора музыки;

• определяют характер музыки,передают словами возникший образ от

прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении,

пластике

Воспитатели:

• создают условия в группе для реализации проекта;

• стимулируют желание детей слушать и исполнять классическую музыку в разных видах деятельности;

• организовывают и проводят встречи детей с исполнителями произведений классической музыки (инструменталистами, вокалистами);

• формируют культуру и эстетический вкус детей, используя в разных областях образовательной деятельности классическую музыку.

• вовлекают родителей в совместную деятельность с детьми;

Родители:

• активно и заинтересованно участвуют в педагогическом процессе;

• повышают уровень музыкальной культуры;

• проявляют интерес к классической музыке;

• слушают произведения классической музыки дома совместно с детьми;

• посещают спектакли, концерты, где звучит классическая музыка

Актуальность

Ребёнок растёт и развивается в окружающей его музыкальной среде, которая в настоящее время достаточно противоречива. С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная классическая музыка, с другой – антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на маленьких слушателей. Но если взрослый человек с хорошим вкусом и сформировавшейся системой эстетических ценностей способен ему противостоять, то ребёнок оказывается совершенно беззащитным. Для формирования хорошего музыкального вкуса ребенка очень важно создать систему развития познавательного интереса и любви к музыкальной классике. Ведь классическая музыка поистине является эталоном Красоты, Гармонии и Совершенства. Именно поэтому приобщение детей к классической музыке должно быть ведущим направлением их музыкального развития.

Актуальность темы определяется ролью искусства в воспитании личности ребенка. Искусство развивает эмоционально-ценностное отношение к миру, которое является универсальной человеческой способностью и реализуется в любой сфере человеческой деятельности.

В силу этих обстоятельств особо велика роль детского сада – образовательного учреждения, в котором целенаправленно, систематически и компетентно занимаются развитием общей музыкальности, формированием основ музыкальной культуры, развитием музыкальных способностей, накоплением у детей представлений о различных музыкальных жанрах, произведениях, композиторах.

Ведущая педагогическая идея проекта

После выступления учащихся музыкальной школы со сказкой «Щелкунчик» П. И. Чайковского, которое очень впечатлило и заинтересовало дошкольников,

пришла к выводу, что на базе ДОУ возможно организовать содержательное и регулярное общение детей с носителями музыкальной культуры: учащимися и преподавателями детской музыкальной школы, воспитанниками студий детского творчества. Так возникла идея проекта «Классическая музыка в детском саду», в основе которого лежит использование образовательных возможностей социального партнерства дошкольного образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования и культуры для развитие личности ребёнка средствами классической музыки.

Этапы реализации проекта

Работа по реализации проекта включает в себя 3 направления: работа с педагогами, родителями и детьми

На подготовительном этапе запланировано

с педагогами

Изучение и анализ нормативно-правовой базы в связи с законодательными изменениями в дошкольном образовании.

Составление плана работы по реализации проекта «Классическая музыка в детском саду»

Заключение договора о взаимном сотрудничестве с музыкальной школой

Подбор методической литературы для реализации данного проекта.

Составление перечня совместных мероприятий с Муз. школой, РДК

С родителями

Анкетирование родителей в целях выявления музыкальных предпочтений в семье,консультирование по теме проекта

С детьми: первичная диагностика освоения детьми художественного восприятия музыкальных произведений

Основной этап Вся деятельность по проекту направлена на повышение компетентности всех участников процесса в области слушания классической музыки и предполагает следующие формы работы

с педагогами

Разработку конспектов для организации совместной и самостоятельной деятельности с детьми;

Смотр музыкальных уголков в группах.

Дискуссии, консультации, семинар- практикум, круглый стол, посещение муз. школы и учреждений культуры

С родителями

оформление информационных стендов и буклетов с консультациями

, круглый стол, мастер- класс, семинар, фотовыставка,организация открытых занятий для родителей,, выставок детского творчества.

С детьми

Через классическую музыку, можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать ее., поэтому репертуар разбит на следующие блоки

Настроения, чувства в музыке, Музыка о животных и птицах, Природа и музыка. Сказка в музыке, Музыкальные инструменты и игрушки

Все перечисленные на слайде формы работы предполагают интеграцию педагогического процесса, включающего в слушание музыки другие виды деятельности.

Прослушав произведение. дети анализируют его, определяя характер и настроение. Наиболее полюбившиеся и яркие музыкальные образы они воплощают в рисунках, передают в движениях, обыгрывают на детских музыкальных инструментах. Прослушивание музыкального произведения можно проводить одновременно с просмотром слайдов репродукций картин известных художников, чтением стихов и прозы. Эти приемы активируют восприятие музыки, делают его осмысленным.

Содержание музыкального произведения может стать основой для организации сюжетно-ролевых игр и развлечений. Например, мальчики могут играть в богатырей после знакомства с оперой Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».Девочки могут стать Царевной Лебедью или Золушкой из балета С. С. Прокофьева Эмоционально-ценностное отношение к классической музыке у дошкольников сформируется успешнее, если прослушиваемая музыка будет исполняться не только педагогом, но и профессиональными музыкантами. Поэтому ряд мероприятий планируется провести совместно с муз. школой и другими учреждениями культуры

Обобщающий этап предполагает провести оценку результатов работы над проектом со всеми его участниками. Проводится мониторинг, конкурс семейных проектов «Классическая музыка дома», музыкальный спектакль «Да здравствует музыка. практический опыт по внедрению проекта может быть представлен педагогами на РМО, сайтах ДОУ и МОУО.

Инновационность проекта

Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Главная задача музыкального руководителя - увлечь ребенка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребностью. А это возможно лишь при погружении детей в мир классической музыки, воспитании на ее классических образцах.

Проект предполагает организацию и проведение в детском саду встреч детей с профессиональными исполнителями классической музыки- педагогами и воспитанниками ДШИ: инструменталистами, вокалистами. Концерты «живой музыки» произведут на дошкольников яркое впечатление, активизируют их интерес к музыкальному искусству, стимулируя их творческую деятельность, желание овладеть музыкальным инструментом.

Социальная и практическая значимость проекта

Значимость проекта обусловлена привлечением внимания педагогов- музыкантов к уникальному, с точки зрения общего и художественного развития, виду музыкальной деятельности- слушанию музыки, которому в настоящее время в детских садах не уделяется должного внимания. Реализация этого проекта поможет преодолеть имеющие место в практике музыкального воспитания дошкольников негативные тенденции к заполнению музыкального пространства детей различными видами шоу, к замене высокохудожественной музыки произведениями сомнительного качества и вкуса.

Оценка намеченных результатов деятельности по проекту

со стороны благополучателей

Осуществление проекта позволит:

• приобщить детей дошкольного возраста к ценностям музыкальной культуры, подлинному искусству;

• сформировать ключевые компетенции дошкольников, а именно: здоровьесберегающую, коммуникативную, эмоциональную, социальную, инфомационную;

• эффективно использовать ресурсы культурной среды города для социализации и развития детей;

• повысить педагогическую компетентность всех педагогических работников в области развития музыкальных способностей;

• регулярно транслировать опыт взаимодействия с образовательными учреждениями дополнительного образования и учреждениями культуры;

• создать информационно-коммуникационную среду, обеспечивающую родителям возможность повысить свою компетентность в области классической музыки.

Для реализации проекта потребуются определённые затраты на материально- техническое обеспечение

Среди всех видов искусств музыка занимает особое место, поскольку она обращена непосредственно к чувствам человека и предоставляет возможности для развития его эмоциональной сферы в наиболее восприимчивом из всех возрастов – детстве.

Публикации по теме:

Проект «Музыка вокруг нас» "Классическая музыка вокруг нас" Вид проекта: Открытый (в контакте с семьей, с учреждениями культуры: музыкальный музей им. Глинки, музыкальная.

Проект по ознакомлению детей с классической музыкой «Ступеньки к музыкальным шедеврам» Проект музыкальной гостиной в детском саду «Ступеньки к музыкальным шедеврам» Автор проекта: музыкальный руководитель Спиридонова Наталья.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Проект «Классическая музыка в детском саду»
Опубликовано: 30 ноября 2014 в 16:15
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 сентября. Всемирный день без автомобиля

В начале 90-х мы и представить себе не могли, что на улицах наших городов будет такое огромное количество автомобилей. Но вот пресловутая «чрезмерная автомобилизация» стала реальностью. В крупных городах...

22 сентября. Всемирный день защиты слонов

По инициативе экологов и природоохранных организаций был учрежден экологический праздник – Всемирный день защиты слонов. Ежегодно его отмечают 22 сентября во многих странах. Оказывается и слоны нуждаются...

Конспект занятия по аппликации в подготовительной к школе группе с детьми с ОВЗ:...
Коллективная работа по аппликации в подготовительной к школе группе с детьми с ОВЗ с применением социо-игровых технологий: «Вальс осенних листьев». Цель:...
Лепбук «Времена года»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Дошкольное детство! Какой же это короткий отрезок в жизни человека! Казалось бы, малыш только –...
Загадки о сказках и сказочных героях
1. Из муки он был печён, на сметане был мешен, на окошке он студился, по дорожке он катился. Был он весел, был он смел и в пути он песни пел. Съесть его...