Лучший педагог года

Проект «Умение воспринимать природу как средство развития экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Ирина Галишина
Проект «Умение воспринимать природу как средство развития экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Проект

«Умения воспринимать природу как средство развития экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Задачи проекта.

1. Выявить отношение детей старшего дошкольного возврата к природе в целом, и к конкретным природным объектам, а также умения в речи ребенка «оживлять» и оценивать его состояние;

Публикация «Проект „Умение воспринимать природу как средство развития экологической культуры детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

2. Оценить содержание работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста и ее направленность на развитие у ребенка интереса к познанию природы;

3. Изучить педагогический эффект участия родителей в экскурсиях детей в природу.

Для решения поставленных задач запланированы следующие мероприятия в природе :

«Прогулка детей в лес». Тема: «Жизнь деревьев».

(две части)

Цель первой части – свободная прогулка в лес.

Оцениваются действия детей :

• на наличие и отсутствие интереса к лесу;

• к природным объектам (растительному и животному миру);

• на умение проявлять заботу или милосердие;

• фиксируются любые проявления детей, как положительные, так и отрицательные.

Цель второй части – целенаправленная прогулка в лес. Выявить способность ребенка старшего дошкольного возраста действовать в четком соответствии с предлагаемыми рекомендациями:

• найти «счастливый» природный объект дерево;

• оценить его состояние (по выбору ребенка);

• обосновать причины (счастья, несчастья);

• обозначить в речи способ помощи.

Критерии оценки:

1. Определить уровень развития анализирующего мышления и речи ребенка;

2. Определить уровень развития воображения и способность «одушевлять» и фиксировать в речи состояние природного объекта;

3. Способы оказания помощи;

4. Установить варианты причинно – следственных связей природы, взрослого человека и ребенка - дошкольника.

Вторая тема: «Найди «счастливое» и «несчастное» растение»

Экскурсия в лес.

Цель экскурсии: оценить уровень развития воображения, творческой фантазии детей старшего дошкольного возраста; речь- оценку; творческую речь; умение адекватно оценивать состояние природного объекта, планировать действия направленные на оберегание, спасение, охрану и поддержку растения. Вычленяется основополагающая цель - изучить стиль взаимодействия воспитателя с детьми.

Критерии и показатели оценки природного объекта :

в речи «оживить» образ и излагать проблемы, причины, возможные способы выхода в новое состояние жизни объекта и перечисление возможных способов изменений условий его жизни; оценивать психо - педагогические условия изменения состояния природного объекта в интерпретации ребенка шестого года жизни.

Третья тема: «Экскурсия в лес совместно с родителями»

Цель экскурсии: изучить влияние родителей, участников экскурсии на изучение отношения ребенка к природному объекту; оценивать причины нейтральной позиции родителя в ходе проведения экскурсии (адекватен, пассивен и безразличен); характер взаимодействия родителя со своим ребенком и остальными детьми.

Успех развития личности дошкольника определялся умением воспитателя :

пробуждать образное мышление и воображение, эмоции, речь, чувства детей;

определять план возможных действий направленных на развитие эмоций, умственного потенциала дошкольника, умение оказывать помощь природному объекту «одушевлять» и в речи его оценивать.

Заключение.

В своей работея я доказала самоценность этапа развития основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Мне удалось подтвердить мнение видных ученых, психологов и педагогов, что ребенок дошкольного возраста должен уметь воспринимать природу, сочувствовать ей и сопереживать. Это помогает у детей формировать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формирует у него основы эмоционального интеллектуального и нравственного отношения к увиденному, что проявляется во взаимоотношении ребенка с природой. В этих условиях, как мы обнаружили, у детей формировалась способность наблюдать природные объекты, оказывать помощь природе, накапливать положительный опыт.

Я разработала четкую и последовательную систему работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленную на развитие у дошкольника способности :

• Исследовать проблему, оценивать жизнь и состояние природного объекта;

• Намечать возможные способы охраны помощи природному объекту;

• Реализовывать намеченные планы.

Сравнительный анализ этапов исследования эксперимента свидетельствует о значительных качественных изменениях в оценке состояния природного объекта с детьми экспериментальной группы, что представлено в конкретных показателях. Отказавшись от информирования и тренировки памяти старшего дошкольника, воспитатель выводил детей в ситуации, востребующих от них умения :

наблюдать объект;

устанавливать причинно - следственные связи;

в речи определять возможные пути и способы помощи объектов;

реализовывать и наблюдать, оценивать результат собственных усилий.

Разработанная мною технология качественно поменяла систему речевых оценок детьми состояния природного объекта. Это стало возможным благодаря задействованности эмоций, нравственных чувств и оценок самим ребенком. В этих условиях у детей формировалась способность сопереживать природному объекту, они стали его «оживлять», «одушевлять» и вести с ним беседу – диалог. Мы заметили, что включение воображения очень сильно повлияло и перестраивало систему взаимодействия с объектом наблюдения.

Таким образом, сравнительный анализ результата этапов исследования четко зафиксировал, что ребенок, участвующий в эксперименте выходил на новое качество развития основ экологической культуры, это кардинально меняло отношение ребенка к природе, пробуждало чувство и заботу о природном объекте. В наших обстоятельствах у детей явно проявлялась способность сопереживать и в логически обусловленной речи четко передавать свое отношение к природному объекту, эмоционально сопереживать и оказывать конкретную помощь. Например, пересадить молодую березку из песчаной почвы в чернозем.

Особо следует заметить важность появления у детей стремления вести диалог с природным объектом. Именно эти условия определили высокий уровень развития к концу исследования способности адекватно оценивать ситуацию, наблюдать и в развернутой речи оценивать состояние объекта, условия, облегчающие ему жизнь. Далее, мы зафиксировали, что 60% детей выходят в наших условиях на высокий уровень развития экологической культуры. 40% детей остались на среднем уровне, следовательно, системный анализ подтвердил, что, для того чтобы развить основу экологической культуры. Необходимо прежде всего учить детей проявлять любознательность, сочувствие, уметь общаться с природой как с живым объектом, вступать с ним в диалог, оценивать проблемы и оказывать помощь. Данные экспериментальной работы подтвердили умение экологов - педагогов и методистов важность общения ребенка с живой природой.

Полученные результаты в работе с детьми шестого года жизни позволяет нам утвердиться в эффективности проведенной целенаправленной работы по вышеобозначенной теме, и мы намерены ознакомить с результатами своего исследования своих коллег по дошкольному образованию.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста». Слайд 1 Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная.

Технология Кроссенс как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 1 слайд : кроссворд. чтобы раскрыть тайну и узнать название моего мастер-класса, предлагаю вам разгадать педагогические загадки: • Соревновательное.

Экспериментирование как средство развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста Тема моего выступления: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В дошкольном.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Художественная литература как средство формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста Молокова Н. И Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Ласточка» Дошкольное детство.

Исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Часть 1. Обоснование выбранной педагогической технологии Изучив опыт воспитателя МДОУ «ЦРР – детский сад «Калинка» г. Абакан Касьянчик С. П.

Лепбук — как средство развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста. Лепбук - как средство развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста. Одной из задач педагога является развитие.

Проект. Детская анимация как средство развития познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Детская мультипликация — это универсальный инструмент, золотой ключик к душе каждого ребенка. Это особый вид искусства, самостоятельный.

Проект «Подвижные игры как средство развития экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» 1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА • Название проекта: «Друзья природы». • Тема проекта: «Подвижные игры как средство развития экологического воспитания.

Сказка как средство развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста Сказка как средство развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста. Мы открываем книжку и уже представляем, что нового,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Умение воспринимать природу как средство развития экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 23 декабря 2017 в 22:13
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД