МААМ-картинки

Проект «Адаптация детей к детскому саду»

Данилова Елена Сергеевна
Проект «Адаптация детей к детскому саду»

Тема: "Адаптация детей к детскому саду".

Цель: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

1. Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к детскому саду;

2. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Публикация «Проект „Адаптация детей к детскому саду“» размещена в разделах

3. Обучение воспитателей методам проведения игр с детьми в период адаптации, оказания консультативной помощи родителям;

4. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Участники проекта :

дети, родители, воспитатель первой младшей группы, педагог-психолог.

Тип проекта : практико-ориентированный, групповой, среднесрочный.

Актуальность проекта : с поступлением в детский сад в жизни маленького человека происходят значительные изменения. Из привычной, родной, тёплой семейной обстановки он попадает в новый и, пока ещё, чужой, загадочный, и совершенно незнакомый мир детского сада. Малыш остаётся с чужой, незнакомой воспитательницей, в непривычной обстановке групповой комнаты, где много других детей. Появляются новые требования, четкий распорядок дня, другой режим сна и бодрствования, непривычная еда, иной стиль общения со взрослыми и сверстниками.

Все эти изменения происходят для малыша одномоментно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая, без специальной организации детской жизни, может привести к развитию невротических реакций, что, в свою очередь, может привести к нарушениям в поведении, эмоциональном состоянии, изменениям физиологических процессах (замедляется темп физического и психического развития).

Следовательно, необходимо создать такие условия пребывания ребёнка в детском саду, которые воспринимались бы им, как безопасные, интересные и доброжелательные. Чтобы малыш вошёл в интересный и увлекательный мир детского сада, по возможности, легко и безболезненно.

Предполагаемые результаты:

1. Оптимальный уровень адаптации детей в ДОУ.

2. Стабилизируется общее эмоциональное состояние детей.

3. Темп физического и психического развития нормализируется.

4. В детском коллективе сформируются позитивные взаимоотношения.

5. Воспитанники приобретут навыки ранней коммуникации.

6. Родители активно включатся в педагогический процесс ДОУ, получат помощь в формировании правильного отношения к развитию своих

детей, проявят заинтересованность в сотрудничестве с

детским садом.

Методы и формы работы:

1. Игры психологические, дидактические, дидактические с элементами движения, музыкальные, театрализованные, подвижные игры имитационного характера.

2. Чтение программных произведений разных жанров, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных изданий.

3. Наблюдения за трудом взрослых, за природой, сезонными изменениями.

4. Инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера.

7. Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым стихотворениям, сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.).

8. Слушание народной, классической, детской музыки.

10. Совместное пение.

11. Танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, совместные действия с детьми.

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:

1. Физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (мытьё рук прохладной водой перед каждым приёмом пищи, утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня.

2. Социально - личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчёркивание их пользы; развитие навыков самообслуживания; формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов.

3. Познавательно - речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги в играх, наблюдениях, называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение и побуждение к речевой активности детей.

4. Художественно - эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов и игрушек.

Гипотеза: если обеспечить благоприятные условия для успешной адаптации в детском дошкольном учреждении, в основе которых лежит комплекс психологических и педагогических методов и приёмов, то это позволит детям значительно легче войти в интересный и увлекательный мир детского сада.

Этапы реализации проекта :

I этап «Организационно-подготовительный:

- Изучение методической литературы, Интернет источников, опыта коллег.

- Подбор и составление диагностического инструментария: опросников, анкет, адаптационных листов, дневников наблюдения.

- Составление планов работы с детьми, родителями (законными представителями, специалистами МДОУ.

- Организация и обновление развивающей предметно-пространственной среды.

- Подбор консультативно-просветительского информационного материала для родителей (законных представителей).

- Приём и обработка документации.

II этап «Основной» :

Выполнение планов работы с родителями (законными представителями, детьми, специалистами МДОУ «ДС №8».

III этап «Заключительный» :

- Мониторинг результатов реализации проекта по данным адаптационных листов, дневников наблюдения.

- Анализ полученных результатов адаптации.

- Изучение эффективности деятельности по итогам реализации психолого педагогического проекта на основе сопоставления полученных данных с предполагаемыми.

- Выявление возможных недостатков в работе и корректировка планов мероприятий.

Перспективы работы:

Взаимодействие с родителями воспитанников

1. Разработать и реализовать план по взаимодействию психолога, педагогов и родителей для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

2. Консультации педагога-психолога по запросу родителей (индивидуальные и групповые).

3. Оформление уголка родителей в группах и стенда психолога («Особенности развития детей 3-года жизни», «Живу по расписанию», «Я играю целый день, мне играть совсем не лень», «Сильные, смелые, здоровые, умелые», «Взяли в руки карандаш»).

Взаимодействие с педагогами

- Групповое и индивидуальное консультирование педагогов по вопросам адаптации и развитию детей 3-го года жизни («Первые дни ребенка в детском саду», «Игры с детьми в адаптационный период», «Особенности адаптации детей к ДОУ»).

- Консультативная помощь в организации предметно-развивающей среды и психологических уголков в группах ДОУ.

Работа с родителями:

- Проведение анкетирования.

- Знакомство родителей с процессом адаптации через консультации и информационные уголки в группах.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Основной этап реализации проекта заключается в выполнении планов мероприятий всех участников проекта. Таким образом, содержание проекта включает «План работы с родителями (законными представителями)», «План работы с детьми», «План работы со специалистами МДОУ»

Перспективный план по взаимодействию с родителями

№ п/п Содержание Сроки

1 Анкетирование родителей Сентябрь

1 Папка-передвижка «Возрастные особенности детей 3-го года жизни»

Информация «Режим дня как значимый фактор в жизни ребенка» Сентябрь

2 Информация «Питание – залог здоровья», «Требования к одежде ребенка»

Стендовая информация «Адаптация ребенка в детском саду» Октябрь

3 Индивидуальные беседы с родителями о необходимости формирования у детей навыков самообслуживания

- Информация «Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка» Ноябрь

4 -Индивидуальные беседы с родителями об особенностях адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

-Рекомендации «Пальчиковая гимнастика» Декабрь

Перспективный план по взаимодействию с педагогами МДОУ

№ п/п Содержание Сроки

1 Анкетирование педагогов,

Заполнение опросных листов по индивидуальным психологическим особенностям детей Сентябрь

1 Индивидуальные консультации воспитателей с практическими рекомендациями Сентябрь - декабрь

2 Папка-передвижка «Игры с детьми в период адаптации детей к условиям ДОУ» Октябрь

3 Информация «В царстве упрямства и капризов. Кризис трех лет.»

Ноябрь

4 Заполнение сравнительных адаптационных листов Декабрь

План работы с детьми

№ п/п Содержание Сроки

1 Ведение индивидуального листа адаптации Сентябрь - декабрь

2 Коррекционные занятия на основе «Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста» Е. В. Башкировой, направленные на снятие эмоционального напряжения у детей Сентябрь – декабрь

1 раз в неделю

3 Создание условий для игровой деятельности и формирование игровых навыков в различных видах игр:

- дидактические игры,

- ролевые игры,

- речевые игры,

- подвижные игры,

- сенсорные игры… Сентябрь - декабрь

4 Чтение художественной литературы Сентябрь - декабрь

Заключение

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей. Проводя анализ результатов периода адаптации, можно заключить, что работа прошла успешно. Предварительная работа с семьей дала положительные результаты. Подготовка ребенка к поступлению в детский сад началась за три – четыре месяца до приёма в группу. На предварительном этапе мы устанавливали контакт с семьями. Были проведены консультации, беседы, организационное собрание с родителями будущих воспитанников детского сада. Учтены психические и физические особенности детей и состояния его здоровья. Большое количество проблем, связанных с адаптацией, снимается установлением с родителями отношений сотрудничества. В группе создана естественная, комфортабельная, уютная обстановка, насыщенная разнообразным дидактическим и игровым материалом. Игрушки находятся в местах, доступных для детей. В первые дни прихода ребенка в детский сад мы предлагаем поиграть ребенку в игры, направленные на формирование эмоционального контакта, доверия к воспитателю, установление межличностных отношений у детей. Через игру ребенок получал возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни. Эмоциональное общение происходило на фоне совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Мы старались удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте с взрослыми. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках давало ему чувство защищенности, помогло быстрее адаптироваться. Малыши охотнее шли в группу, переставали плакать, если с ними играли, переключали их внимание на активную двигательную деятельность. Без движений не может осуществиться ни один вид детской деятельности. Совместные движения приносили детям много радости. Общение в процессе выполнения различных движений складывалось значительно быстрее, приобщало малыша к коллективу, к деятельности вместе. Чтобы ребенок не перевозбуждался, своевременно переключали его с подвижных игр на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой, действиями с ней. Проводили увлекательные, способствующие развитию речи, творческой деятельности детей, пальчиковые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизировали моторику рук. Среди вспомогательных средств обучения самым действенным и организующим являлась музыка. В результате целенаправленной и систематической работе по данной теме мы добилась положительных результатов в процессе перехода от семейного воспитания к общественному.

Результаты анализа адаптационной карты детей.

Уровень адаптации Количество детей

1 – 16 дней – лёгкая адаптация 3 человека – 30 %

6 – 32 дней – адаптация средней тяжести 7 человек – 70 %

От 32 до 64 дней – тяжёлая адаптация -

Список используемой литературы:

Бабенко А. Помочь ребёнку адаптироваться в детском саду // Дошкольное воспитание. - 1990. - №11. - с. 32-34

Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2001.

Ватутина Н. Д. Ребёнок поступает в детский сад : Пособие для воспитателей детского сада. - М. : Просвещение,1983. - 80с.

Галанов А. С. Я иду в детский сад : Пособие для родителей и воспитателей. - М. : Школьная Пресса,2002. - 120с.

Калинина Р. Ребёнок пошёл в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4. - с. 2-9

Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - с. 34-36

Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - СПб: Речь,2002. - 306с.

Харитонова Н. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Адаптация малышей к детскому саду»Фотоотчет «Адаптация малышей к детскому саду» Группа «Росинка» вновь принимает малышей в стенах нашего детского сада "Солнышко". И вот как проходит адаптация: у всех по-разному. Кто-то.

Фотоотчет «Адаптация детей к детскому саду»Фотоотчет «Адаптация детей к детскому саду» "Адаптация детей к детскому саду" Адаптация-это приспособление к новым условиям окружающей среды,в нашем случае это привыкание детей к детскому.

Опыт работы «Адаптация детей 3 лет к детскому саду»Опыт работы «Адаптация детей 3 лет к детскому саду» Начинала я работу в детском саду, наверное как и многие, с детьми ясельного возраста. Дети все разные кто-то общительный, кто-то замкнутый,.

Консультация для педагогов «Успешная адаптация детей к детскому саду»Консультация для педагогов «Успешная адаптация детей к детскому саду» Адаптация– это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто.

Консультация для родителей «Адаптация детей 1,5–3 лет к детскому саду»Консультация для родителей «Адаптация детей 1,5–3 лет к детскому саду» Раннее детство – особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие – основа и потенциал.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад!»Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад!» Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка –он идет в детский.

Консультация для родителей. Адаптация ребенка раннего возраста к детскому садуКонсультация для родителей. Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду «Первый раз в детский сад: что происходит с ребенком» «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни,.

Консультация для родителей «Адаптация малыша к детскому саду» Цель: помощь родителям в адаптации детей к детскому саду Уважаемые родители! Мы рады поздравить Вас с поступлением вашего малыша в детский.

Родительское собрание «Адаптация детей к детскому саду в группе раннего возраста» Сегодня мы собрались, чтобы обсудить проблему адаптации ребёнка в детском саду Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним.

Родительское собрание в первой младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Конспект родительского собрания в 1 младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Составила и провела воспитатель Никифорова Елена Валентиновна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Адаптация детей к детскому саду»
Опубликовано: 10 января 2022 в 09:54
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД