Татьяна Попова
Проект «Азбука вежливости и доброты» в ясельной группе
Тема: «Азбука вежливости и доброты»
Тип проекта: познавательный, творческий, социально-личностный.
Продолжительность проекта: краткосрочный 1 неделя
Состав участников: групповой.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Актуальность проекта:
Публикация «Проект „Азбука вежливости и доброты“ в ясельной группе» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Проекты, планы, недели
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2024
Вежливость - одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Культурно - речевое воспитание детей - дело большой социальной значимости.
Как писал известный русский учёный А. М.
Пешковский, «Там, где дети учатся говорить, …там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить, и обозначать свою мысль словом, умел обращаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.
Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослым, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями.
Работая над решением данной проблемы, метод проектов, очень актуален и эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать коммуникативные навыки, это позволит ему успешно корректировать знания и отношение к окружающему его миру.
Цель проекта: обучение формулам вежливости, благодарности, просьбы, правилам этикета.
Задачи:
- учить детей правилам речевого этикета;
- развитие навыков использования в речи вежливых слов;
- закреплять знания детей об этических правилах поведения: дома, в гостях, в общественных местах, во время разговора;
- воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, желание создать радостное настроение окружающим, относиться друг к другу доброжелательно.
Предполагаемый результат:
- дети, родители, педагоги постоянно пользуются формами словесной вежливости;
- дети используют в речи вежливые слова;
- дети умеют регулировать свое поведение согласно социальным нормам;
- умение налаживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
Подбор методической литературы по данной теме, разработка конспектов ОД,
Подбор художественной литературы (рассказы, стихи, сказки).
Подбор дидактических, подвижных игр, релаксаций.
Подбор наглядного материала.
Приготовление материалов для художественного творчества.
Подбор аудиозаписей по теме.
Задания родителям.
2. Практический этап.
Для решения поставленных задач по развитию навыков использования в речи вежливых слов дошкольников использовать :
Беседа на тему: «Доброе утро».
Цель: обучение формулам вежливости, благодарности, просьбы, правилам этикета.
Беседа на тему: «Кто и зачем придумал правила поведения».
Цели: закрепить с детьми представления о правилах поведения в гостях, общественных местах.
Д/и: ««Хорошо - плохо»»
Цель: Формирование у детей представления о хорошем и плохом поступке, поведении, умения правильно оценивать себя и других
Д/и: «Можно – нельзя»
Цель: закрепить знания детей о предметах, которые могут быть источником опасности. Учить детей подбирать для игр подходящие предметы, знать с чем можно играть, а с чем нельзя. Помогать детям самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.
Пальчиковая игра «Дружба»
Цель: Развивать чувства ритма, темпа, способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом
Чтение (обсуждение) пословиц и поговорок о вежливости
Цель: учить детей понимать и осмысливать пословицы и поговорки.
Чтение стихов о вежливости, сказок: Н. Красильников "Доброе утро", А. Усачёв "Приветствия". Венгерская сказка «Два жадных медвежонка», К. Чуковский «Мойдодыр».
Цель: воспитание желание создавать радостное настроение окружающим.
Сюжетно-ролевая игра: «Скоро гости к нам придут»
Цель: напомнить детям вежливые слова, учить употреблять их в соответствующих ситуациях.
С/р игра «У зайчонка день рождения»
Цель: Учить использовать средства общения, принятые в обществе. Проявление вежливости и доброжелательности.
ОД Ознакомление с окружающим миром «Правила вежливости».
Цель: закреплять знания детей об этических правилах поведения: дома, в гостях, в общественных местах, во время разговора.
ОД Лепка. Тема: «Вкусное угощение»
Цель: формировать интерес детей к лепке; учить лепить пирожные по представлению, раскатывать комок пластилина прямыми движениями между ладонями, соединять полученный столбик в кольцо.
Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка»
Цель: рассказать детям о том, как лучше встретить вечером маму, вернувшуюся с работы, что сказать ей.
Слушание в аудиозаписи песен о доброте:
«Если добрый ты» муз. М. Пляцковского, слова Б. Савельева из мультфильма «День рождения кота Леопольда»
«Доброта» из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика», «Что такое доброта?» (группа «Барбарики»).
Музыкальная игра «Если весело живётся, делай так»
Взаимодействие с родителями
1. Консультация для родителей «Как научить ребенка здороваться»
2. Беседы с родителями о поведении, общении детей в группе друг с другом