Оксана Артамонова
Проект «Азбука здоровья» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : инновационный, практико–ориентированный, долгосрочный
Участники реализации: воспитанники ДОУ и их родители, педагоги ДОУ
Возрастная группа: воспитанники 6-7 лет
Актуальность. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Публикация «Проект „Азбука здоровья“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Инновационные подходы в формировании здорового образа жизни включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях – информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор инновационных подходов в формировании здорового образа жизни зависит: от типа дошкольного учреждения, от продолжительности пребывания в нем детей, от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагога, показателей здоровья детей.
Дошкольные образовательные учреждения поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по формированию здорового образа жизни, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Конечным результатом такого процесса должно стать: формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.
Объект проекта – процесс приобщения детей к здоровому образу жизни.
Предмет проекта – формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Цель проекта : формирование у дошкольников основ здорового образа жизни через использование инновационных подходов
Задачи:
Развивающие:
1. Формировать у воспитанников привычку к здоровому образу жизни;
2. Способствовать повышению их интереса к двигательной активности;
3. Формирование у детей и родителей практических умений и навыков в области физического воспитания;
4. Развивать познавательную активность, физические навыки (глазомер, равновесие, координацию движений, крупную и мелкую моторику, развитие дыхания);
5. Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.
6. Развивать культуру движений и телесную рефлексию.
Образовательная:
1. Способствовать освоению детьми основных здоровьесберегающих понятий : «здоровье», «закаливание», «иммунитет»;
2. Уточнить представления у воспитанников о факторах, влияющих на улучшение и ухудшение здоровья человека
3. Актуализация роли семьи в физическом воспитании дошкольников, формирование гармоничных отношений между детьми и взрослыми;
4. Внедрить в образовательный процесс современные инновационные подходы, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей
Воспитательная:
1. Воспитывать у участников проекта потребность быть здоровым, оказывать помощь в укреплении здоровья другим людям
2. Воспитывать у детей интерес к знаниям физической культуры как организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей.
3. Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей.
4. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.
5. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.
Гипотеза: здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных подходов, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.
Этапы реализации проекта
Подготовительный:
- определение целей, задач.
- подбор методической литературы для реализации проекта.
- подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы.
- разработка непосредственно образовательной деятельности по проекту.
- подборка аудио и видеоматериала по теме проекта.
- изготовление настольных игр по теме проекта.
- организация развивающей среды в группе.
- изготовление дорожек здоровья, оформление физкультурного уголка.
- подбор литературы для родителей, оформление наглядного материала для родителей о здоровом образе жизни и закаливающих мероприятиях, проведение бесед, папок-передвижек, консультаций, анкетирования по здоровому образу жизни с родителями.
Основной:
- обеспечение условий для реализации проекта
- разработка и накопление методических материалов, рекомендации по проблеме формирования здорового образа жизни
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс инновационных подходов в формировании здорового образа жизни
- совершенствование предметно-развивающей среды
- реализация плана инновационных подходов во взаимодействии с родителями воспитанников.
- организация работы по следующим направлениям: непосредственная образовательная деятельность; организованные мероприятия; досуговые мероприятия; консультирование; открытые просмотры; творческо-оформительская деятельность и др.
Заключительный:
- мониторинг проектной деятельности
- подведение итогов работы
-подготовка отчетных материалов
Принципы реализации проекта
Принцип «Не навреди» : этот принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий безопасны для здоровья и развития ребенка.
Принцип доступности и индивидуализации:
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
адаптированность материала к возрасту и возможностям ребенка.
Принцип систематичности и последовательности:
постепенная подача материала от простого к сложному;
частое повторение усвоенных правил и норм.
Принцип дифференциации: создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
Принцип оздоровительной направленности : нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.
Методическое обеспечение проекта :
• Физкультурный уголок в группе.
• Спортивный зал.
• Спортивный участок на территории детского сада.
• Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.
• Методический инструментарий (картотека подвижных игр и игр с элементами спорта, конспекты бесед, занятий, сценарии спортивных развлечений, картотеки утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, картотека кенизиологических упражнений и т. д.).
• Подборка методической литературы «Физическая культура и оздоровление детей дошкольного возраста».
Проектная деятельность будет отслеживаться через:
• Подвижные игры.
• Игры с элементами спорта.
• Беседы с детьми.
• Наблюдения.
• Коллективные и индивидуальные занятия.
• Совместную и самостоятельную деятельность.
Формы работы
Для успешной реализации поставленных задач в детском саду созданы условия, обеспечивающие удовлетворение потребности детей в двигательной активности. Оборудован спортивный зал, для занятий имеется различный спортивный инвентарь; мячи, кегли, ракетки, обручи, скакалки, тоннели, и т. д.
• рассказы и беседы воспитателя;
• заучивание пословиц о здоровье;
• моделирование различных ситуаций;
• рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
• чтение художественной литературы;
• просмотр мультфильмов;
• дидактические игры;
• подвижные игры;
• пальчиковая, зрительная, дыхательная гимнастики;
• самомассаж;
• утренняя гимнастика (ежедневно);
• физкультурные занятия;
• прогулки с включением подвижных игр;
• пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
• гимнастика пробуждения после дневного сна, закаливающие процедуры (ежедневно);
• физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
• ходьба по дорожкам здоровья;
спортивные досуги, развлечения;
• зрительная гимнастика
• кинезиологические упражнения
План работы с родителями по формированию у детей здорового образа жизни в подготовительной группе.
месяц Мероприятие с родителями (разнообразие их форм) Цели и задачи Ответственные за проведение
сентябрь 1. Анкетирование родителей
" Здоровый образ жизни. "
2. Беседа " Что такое ЗОЖ. "
3. Консультация: "Инновационные подходы по формированию здорового образа жизни. " Ознакомление родителей с формированием культуры здоровья детей. Определение роли семьи в формировании ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. воспитатели
октябрь 1. Родительское собрание: "Здоровье в порядке- спасибо зарядке. "
2. Презентация: " Закаливание - средство здорового образа жизни детей дошкольного возраста. "
Повышение педагогической культуры родителей путём их просвещения о совершенствовании функций организма, повышении его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами закаливания и физических упражнений. воспитатели
ноябрь 1. Познакомить родителей с проектом " Витамины - наши друзья. "
2. Оформить папку-передвижку " Питание детей старшего дошкольного возраста. "
3. Памятка: " Культура еда», «Безобидные сладости. "
4. Спортивный праздник ""Быстрее, выше, сильнее" для родителей и детей. Познакомить родителей с пользой витаминов для укрепления здоровья детей. воспитатели
декабрь 1. Оформить папку-передвижку " Всё о дыхании ребёнка";
2. Консультация для родителей" Дыхательная гимнастика"
3. Семинар-практикум " Дыхательная гимнастика вместе с мамой, вместе с папой. "
4. Памятка для родителей" Точечный массаж носа или волшебные точки. " Познакомить родителей с дыхательной гимнастикой, своеобразной зарядкой нервной системы, помогающей сбросить напряжение. Которая к тому же является средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
Познакомить родителей с техникой точечного массажа, как средством увеличения защитных сил организма. воспитатели
январь 1. Оформить папку- передвижку " Подвижные игры на свежем воздухе. "
2. Методические рекомендации "Зимние игры и развлечения детей. " Вызвать интерес к зимним видам спорта на свежем воздухе, играм и развлечениям, потребность в физических упражнениях и играх. воспитатели
февраль Анкетирование для родителей: «Как вы следите за здоровьем своих детей?» 3. Оформление книги - раскладушки «Здоровый образ жизни» Определение роли семьи в формировании ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. воспитатели
март
1. Оформление папки-передвижки " Организация двигательного режима. "
2. Презентация " Физкультура и спорт. "
3. Семинар-практикум " Организация физических упражнений дома. " Познакомить родителей с необходимостью организации двигательного режима детей старшего дошкольного возраста. воспитатели
апрель 1. Оформление папки-передвижки "Берегите зрение детей. "
2. Методические рекомендации " Правила бережного отношения к зрению. "
3. Презентация " Гимнастика для глаз. " Познакомить родителей с приёмами восстановления зрения у детей. воспитатели
май Оформление папки - передвижки на тему: «В здоровом теле-здоровый дух» Дать рекомендации родителям, как правильно закаливать своих детей. воспитатели
Ожидаемый результат.
Для детей :
1. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия.
2. Улучшение соматических показателей здоровья.
3. Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
4. Становление инновационных подходов жизни участников образовательного процесса, через формирование навыков и умений здорового образа жизни, создание благоприятного психологического климата и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;
5. Повышение уровня компетенций дошкольников в области знаний о своем здоровье и мотивации к здоровому образу жизни
Для родителей:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей.
2. Физическая и психическая готовность детей к обучению в школе.
3. Педагогическая, психологическая помощь.
4. Повышение уровня комфортности.
Для педагогов:
1. Повышение профессионализма педагогов по теоретическим и практическим знаниям в реализации методик инновационных подходов и приобщения воспитанников к здоровому образу жизни
2. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых инновационных подходов по формированию здорового образа жизни у дошкольников
3. Личностный и профессиональный рост
4. Самореализация
5. Моральное удовлетворение
План реализации проекта
Месяц Тема
Сентябрь НОД: «В гостях у доктора Айболита»
Беседа: Какие овощи растут в земле, а какие на поверхности земли?
Самомассаж «Наши ушки»
Д/И «Угадай на вкус»
Дыхательные упражнения: «Подуем на солнышко»
Глазодвигательные упражнения: «Горизонтальная восьмерка
Гимнастика для пальчиков СУ-джок
П/И «Мыло и бактерии»
Октябрь НОД: "Путешествие в город здоровья!"
Беседа: «Как сохранить здоровье», «Чтобы лучше видеть, чтобы лучше слышать…»
Д/И «Если хочешь быть здоров»
Дыхательные упражнения: «Ветерок»
Самомассаж «Пироги»
Зрительная гимнастика: «Веселая неделька»
П/И «Имитация видов спорта»
Ноябрь НОД: «Где прячется здоровье»
Беседа: «Как устроено тело человека?»
Дыхательные упражнения: «Воздушный шарик»
Д/И «Вредно – полезно»
Кинезиологические упражнения «Ухо- нос»
Зрительная гимнастика «Овощи»
Декабрь НОД: «Правила здоровья»
Беседа: «Береги своё здоровье»
Дыхательные упражнения: «Дом маленький, дом большой»
Д/И «Разложи на тарелках полезные продукты»
Кинезиологические упражнения «Оладушки», «Лягушка»
Глазодвигательные упражнения: «Нарисуй
геометрические фигуры»
Январь НОД: Квест-игра «В поисках ключа здоровья»
Беседа: «Спорт и его значения в жизни человека»
Игра – пантомима «Изобрази вид спорта»
Дыхательные упражнения: «Свеча»
Д/И «Выбери продукты, полезные для детей»
Игровой самомассаж шестигранными карандашами
Кинезиологические упражнения «Я - робот»
Зрительная гимнастика «Листочки»
П/И «Имитация видов спорта»
Февраль НОД: «Закаливание и бодрящая гимнастика»
Беседа: «Как устроено наше тело»
Дыхательные упражнения: «Ветерок»
Д/И «Когда нужны эти предметы?»
Телесные упражнения: упражнения для развития мозолистого тела головного мозга «Кулак, ребро, ладошка»
Самомассаж лица для детей в стихах «Нос, умойся!»
Игровое упражнение «Моем руки правильно»
Зрительная гимнастика: «Бабочка, цветок»
П/И «Чья команда быстрее соберет урожай»
Бодрящая гимнастика «Лепим Буратино»
Март НОД: «Помоги Незнайке сберечь здоровье»
Беседа о личной гигиене «Чистота»
Дыхательные упражнения: «Ветерок»
Д/И «Раз, два, три, что может быть опасно – найди»
Кинезиологические упражнения «Колечко», «Зеркальное рисование»
Самомассаж головы
Бодрящая гимнастика «Велосипед»
Зрительная гимнастика «Мой веселый, звонкий мяч»
Ходьба по «Дорожкам здоровья»
Игра на внимание "Овощная тренировка"
Апрель НОД: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке»
Беседа: «Что было бы, если бы человек не занимался зарядкой, физкультурой»
Дыхательные упражнения: «Поездка»
Д/И «Подбери пару»
Бодрящая гимнастика: «Добрый день»
Зрительная гимнастика «Тренировка»
Эстафета «Полезные продукты»
Май НОД: «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит»
Беседа «Самые полезные продукты»
Дыхательные упражнения: «Цветочки»
Д/И «Назови вид спорта»
Бодрящая гимнастика
Зрительная гимнастика «Заяц»
Лепка по образцу «Витаминки для зверят»
П/И «Не зевай, овощ другу передай!»
Список использованной литературы
1. Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка» М. ; 1993г.
2. Власенко Н. Э. 300 подвижных игр для дошкольников М. ; 2011г.
3. Воронина Л. П. «Картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа», Издательство «Детство –Пресс», 2000г
4. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М. : Просвещение, 1981.
5. Глазырина Л. Д. «Физическая культура дошкольникам» «Владос» М. ; 2001 г.
6. Здоровый малыш : Программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З. И. Бересневой. - М. : ТЦ Сфера, 2004г.
7. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья : Программа оздоровления дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009г.
8. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации / авт. – сост. О. В. Черемшанцева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
9. Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики». Изд. : Санкт – Петербург Детство – Пресс 2010 г.
10. Рузина М. С. Пальчиковые и телесные игры – СПб. : Речь, 2003
11. Полтавцева Н. В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. – М. : ТЦ Сфера,2012
12. Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками». Изд. : Москва Рипол Классик Дом 21 век 2010 г.
13. Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Изд. : Санкт – Петербург Детство – Пресс 2011 г.