Получи документы

Проект «Береза белая-символ Родины моей» (3 фото)

Светлана Шабурова
Проект «Береза белая-символ Родины моей»

Проект в средней группе на тему:

"Берёзка - русская краса"

Тип проекта : познавательный

Вид проекта : творчески - исследовательский.

Характер контактов: среди детей двух групп

По продолжительности – краткосрочный

Место проведения: детского сада, группа.

Заявитель: дети средней группы №1 «Почемучки»;

Авторы проекта - воспитатель : Шабурова Светлана Николаевна;

Г. Тюмень 2018

Актуальность

Публикация «Проект „Береза белая-символ Родины моей“» размещена в разделах

Я в своей работе с детьми остановилась на выборе проекта о берёзе – символе нашей Родины с целью углубления знаний ребят о берёзе и воспитания у них экологического самосознания, познавательного интереса и желанию наблюдать и исследовать.

В основе моей работы с детьми по данной теме лежит развитие у них познавательных навыков и умения самостоятельно высказывать свои взгляды.

Маленькие дети любят действовать: наблюдать, рассматривать и это необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быть не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Движения на свежем воздухе во время прогулки, игры, беседы о берёзе и о природе.

Я решила разработать проект «Березка русская моя» для того, чтобы познакомить детей символом нашей страны берёзой, и воспитать желание беречь и любить русскую красавицу. Ведь для русского человека нет дерева роднее, чем берёза. Ведь когда-то на Руси берёзу считали священным деревом.

Проект позволит нам больше узнать о берёзе как о растении, но и понять, почему она является символом России. А также узнать, для чего нужно охранять и беречь природу.

Проблема:

1. Недостаточные знания детей о берёзе.

2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.

3. Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей.

Цель проекта :

Приобщить детей к русской культуре, посредством экологического воспитания. Повысить познавательный интерес детей, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

Задачи:

Обучающие:

• Изучить какие обычаи и традиции русского народа связаны с берёзой.

• Выяснить как используют берёзу в быту, медицине, промышленности.

Развивающие:

• Расширять представления о самом почитаемом дереве в России- берёзе, о значении её в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. О её взаимосвязях с окружающей средой.

• Познакомить с рассказами, со стихами, песнями, загадками о берёзе;

• Развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки. Расширять кругозор детей, знакомя с деревом - берёза.

Воспитывающие:

• Воспитывать любовь к русской природе, бережное отношение к ней.

Проблема:

1. Дети проявляют большой интерес к природе, но не всегда понимают, что своими действием бездействием могут принести ей вред.

2. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее роли в жизни человека (оздоровительной, хозяйственной и эстетической).

Цель: формировать познавательный и исследовательский интерес детей, воспитание чувства гордости и любви к русской берёзке.

Ожидаемые результаты:

У детей сформируется представление: о берёзе, как почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьев и берёзы в частности, о бережном отношении к природе.

Этапы проекта :

Подготовительный:

* Определение объекта изучения.

* Постановка целей и разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта.

* Сбор информации, подбор иллюстративного материала, художественного слова и музыки по теме проекта.

Практический:

* Вхождение в игровую ситуацию.

*Прогулки на участке детского сада.

* Наблюдение за берёзой.

* Беседы с детьми.

* Работа с художественной литературой.

* Совместная деятельность воспитателя с детьми через непосредственную

образовательную деятельность.

* Совместная деятельность с родителями.

*Рассматривание репродукций картин русских художников.

Заключительный:

* НОД по теме: «Эта удивительная берёза» (итоговое занятие)

* Выставка творческих работ по теме: «Люблю берёзу русскую»

* Изготовление папки «Березка русская моя»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию:

«Эта удивительная берёза»

Цель: формирование у детей первоначальных патриотических чувств: любви к Родине, к родной природе.

1. Образовательные задачи:

o Уточнить и расширить знания детей о русской берёзке, о её удивительных особенностях.

o Уточнить с детьми понятие «береста», для чего она служит.

o Продолжать учить детей определять возраст берёзы по коре и спилам.

o Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи в природе.

o Учить детей узнавать берёзу по внешнему виду.

o Расширить и пополнить словарный запас детей.

o Закрепить умение рисовать печаткой из картофеля.

2. Воспитательные задачи:

• Воспитывать чувства уважения и любви к Родине, бережное и заботливое отношение к природе.

• Воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому, отзывчивость.

3. Развивающие задачи:

• Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение делать выводы)

• Развивать связную речь у детей.

• Развивать творческие способности.

Предшествующая работа:

• Работа по проекту : «Берёза – символ России»

• Наблюдения за берёзой на прогулке.

• Беседы о пользе берёзы, о её свойствах и способах использования, экспериментальная деятельность

• Разучивание стихов, песен, загадок, пословиц, поговорок о берёзе.

• Рассматривание картин о нашей красавице берёзе.

Продуктивная деятельность: рисование, аппликация.

Словарная работа:

Белоствольная, белокурая, чечевички, береста, гладкая, шершавая.

Оборудование:

• Берёзовая веточка

• Волшебная накидка

• Аудиокассета с музыкой (шум ветра, голоса птиц, песня о Родине)

• Кусочки бересты (от старого и молодого дерева)

• Спилы от берёзы, лупа.

• Лист бумаги с нарисованным стволом берёзы

• Гуашь, картофельный штамп.

Организационный момент:

Дети сидят полукругом на стульчиках.

Воспитатель: (предлагает послушать отрывок из песни).

Звучит песня: «Россия – Родина моя»

Воспитатель: «Ребята, сейчас вы послушали отрывок из песни. Как вы думаете, о чём эта песня?»

Дети: «Эта песня о нашей Родине, о России.»

Воспитатель: «У каждого жителя Земли есть Родина. Это место, где родился человек. И нет ничего роднее и важнее, чем Родина.

А вы знаете, как называется наша Родина?

Как вы думаете, когда жители Африки произносят слово «Родина», что они представляют?»

Дети: «Пальмы, бананы, обезьяны и т. д.»

Воспитатель: «Что представляли вы, когда слушали песню о России?»

Дети: «поля, реки, леса, берёзки»

Воспитатель: «Конечно, всегда нам представляются красавицы берёзки. Ведь берёза – символ красоты нашей природы, символ России. У каждой страны есть свой символ красоты природы. Вот, например, в Японии – сакура, которая похожа на нашу вишню, в Канаде – клён с красными листьями, а у нас белоствольная берёзка.»

«Ребята, как вы думаете, почему именно берёзу считают символом России?

Дети: «Потому что в нашей стране много берёз. Берёзы очень красивые и полезные.»

Воспитатель: «Да, ребята, ни в одной стране нет столько берёз, как в нашей.

Она растёт во всех уголках нашей необъятной родины. Её можно встретить и в лесу, и в поле, и под окном. Она не прихотлива к почве и вырастет порой даже на камнях.»

«Любит наш народ зелёную красавицу за её красоту. Недаром говорят

Пословица:

«Королю бела, душою мила».

Воспитатель:

«Стройная белоствольная берёзка привлекательна во все времена года.

О берёзке сложено много песен, стихов, загадок. Давайте их вспомним.»

Стихи

На поляне, На пригорке

Под окном, среди полей

Белокурая берёзка

Символ Родины моей.

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками.

Люблю её, заречную,

С нарядными оплечьями,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

А. Прокофьев

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

С. Есенин

Берёза в белом сарафане

Весною водит хоровод.

Звенит серёжками так нежно

И в гости птичек всё зовёт.

Загадки:

Белая нога, зелёная одёжка, а в ушах серёжки. (берёзка)

• Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (берёзка)

Физминутка

Наступило утро

Солнышко проснулось

И берёзки к солнцу потянулись.

Поздоровались друг с другом,

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому.

Детям предлагается рассмотреть берёзу на картинке (книжка-раскладушка)

Воспитатель: как называются точечки на берёзе и для чего они служат?

Дети: «Чёрные точечки на стволе берёзы, называются – чечевички. Берёзка с помощью них дышит.»

Воспитатель: «Нравится вам берёзка? Давайте её похвалим, назовём ласково. Какая она?»

Дидактическая игра: «Назови ласково»

Дети: «Берёзонька кудрявая, любимая, пушистая, родная, ненаглядная, белоствольная, белокурая, красивая, стройная, душистая, милая.»

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Сколько красивых слов вы придумали о берёзке.»

Воспитатель: «Чем же полезна берёза?»

Дети: «Берёза лечебная.»

Воспитатель: «Практически всё, что способна дать нам берёза, -кора, почки, листья, берёзовый сок и даже берёзовый гриб (чага) – находит применение в народной медицине.»

Воспитатель: «А ещё, какие полезные качества у берёзы?»

Дети: «Берёзу используют на дрова, потому что они очень жаркие. В старину из берёзы делали лучины, которыми освещали избу. Из берёзы изготавливают разные поделки, посуду, мебель. Из берёзовых веток делают веники и метёлки.»

Воспитатель: «Правильно, ребята! Потому – что, берёза очень прочный материал, древесина хорошо полируется.»

Воспитатель: «Кто знает, какой материал получают из коры берёзы?»

Дети: «Береста

Воспитатель: «Самый распространённый материал, который получают от берёзы – это береста

Дети: «Из бересты плели лапти, туески, лукошки. В старину не было бумаги и писали на бересте

Воспитатель: «Из бересты ещё изготавливают дёготь. Это такая тёмная густая жидкость, которая используется и в медицине, и в быту. Им смазывают колёса, чтобы не скрипели. Вот какая удивительная береза, нужная и полезная.»

Слышится шум ветра (в группу влетает берёзовая веточка)

Воспитатель: «Смотрите, ребята! Ветер принёс в нашу группу берёзовую веточку. Она жалобно дрожит, потому что просит о помощи. В лесу с берёзкой произошло несчастье. Злая колдунья разозлилась на берёзу. Нагнала сильный ветер и сорвала все листья. И теперь берёзка стоит совсем голая. И победить зло может только добро. Вы хотите сделать добро? Тогда мы должны отправиться в лес, чтобы помочь берёзке. Я думаю, малышам ещё рано отправляться в путешествие. Они здесь останутся, будут спасать эту несчастную веточку. Чем же можно ей помочь?»

Дети: «Веточку нужно поставить в воду.»

Воспитатель: «Ну а мы отправляемся в лес спасать берёзку.

Представим себя волшебниками. У меня для этого есть волшебная накидка.

Закрыли все глазки.»

Слышны голоса птиц. Дети оказываются на лесной полянке, где стоит берёза без листьев. (лист бумаги с нарисованным стволом)

Воспитатель: «А вот и несчастная берёзка. Чем же мы ей можем помочь?»

Дети: «Мы можем нарисовать листочки.»

Воспитатель: «А рисовать мы будем штампом. Но помните, только добро сможет победить зло. Поэтому нарисовать сможет только тот, кто загадает для берёзки доброе желание.»

Дети: «Загадывают желания и по очереди рисуют штампом листья)»

Желания:

• Я хочу, чтобы к берёзке прилетало много птиц, которые съедали бы вредных насекомых.

• Если будет на берёзе ранка, я её замажу глиной или землёй.

• Если ветер сломает веточки, я их поставлю в воду.

• Я хочу, чтобы ярко светило солнце и берёзка выросла большая.

• Я хочу, чтобы у берёзки было много друзей.

• Я хочу, чтобы около берёзки жили дождевые черви и рыхлили землю.

• Я хочу, чтобы дождик поливал берёзку.

Воспитатель: «Вот мы и подлечили берёзку. Смотрите, как она радуется, благодарит нас.»

Воспитатель: «Я приготовила для вас кусочки берёзовой коры.

Кто из вас догадается, где кора от старого дерева, а где от молодого?»

Дети: (угадывают)

Воспитатель: «Как же вы догадались?»

Дети: «У старого дерева кора толстая, грубая, шершавая.

А у молодого дерева кора тонкая, гладкая, нежная.»

Воспитатель: «Какие же вы молодцы! А для чего определяют, где старое дерево, где молодое?»

Дети: «Чтобы знать, какие деревья можно спиливать. Можно спиливать только старые или больные.»

Воспитатель: «Недавно спилили берёзу в лесу. Хотите узнать, сколько ей лет?»

«Вот это спил с берёзы. Здесь видны кольца. (показывает через увеличительное стекло). Их нужно посчитать. Сколько колец, столько и лет.»

Воспитатель: «Ребята, вы запомнили, как нужно определять, сколько лет дереву?»

Дети: «Нужно посчитать кольца. Сколько колец, столько и лет.

Воспитатель: Молодцы! Я думаю, вы теперь и сами посчитаете,

сколько лет березе

«Нам пора возвращаться в д/сад.»

Воспитатель: «Ну а мы с вами представим себя снова волшебниками.»

(накрываю покрывалом, предлагаю закрыть глаза)

Итог занятия:

Вот мы и вернулись обратно.

Вам понравилось наше занятие?

А что вам больше всего понравилось?

А, что мы привезли из нашего путешествия?

Воспитатель: «Мне тоже понравилось, как вы занимались. Спасибо вам, ребята.»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Экспериментальная деятельность:

А сейчас, давайте пройдём и рассмотрим кору берёзы. А вы знаете, как она называется? (береста) Какая она? (белая, тонкая, слоёная) А теперь потрогайте её? Какая она на ощупь? (березовая кора шероховатая) А мы можем её порвать? А порезать ножницами? Попробуйте. Получилось? Потрите пальчиком её. Что с ним произошло? (стал белым) Как вы думаете, почему? Кора пропитана особым белым цветом-бетулином. У других деревьев такой краски нет, вот поэтому ваши пальцы окрасились в белый цвет.

А теперь возьмите лупу и внимательно рассмотрите бересту. Что вы можете сказать? (она состоит из отдельных слоёв, словно книжка с крепко прижатыми друг к другу страницами) По количеству слоёв бересты определяют возраст деревьев. Как вы думаете, у вас береста с какого по возрасту дерева? (старое или молодое)Продолжаем рассматривать бересту. Что ещё вы видите? (чёрные чёрточки)Подумайте, как называются эти чёрточки? Они называются чечевички. А как вы думаете, для чего они нужны? (береза через них дышит)

В одной из книг я прочитала такое выражение «Береста-это плащ березы». Как вы считаете, почему автор дал такое необычное определение? (ответы детей)Посмотрите, у меня есть ещё кора тополя. Давайте мы с вами опустим в воду кору берёзы и кору тополя и посмотрим, что будет через некоторое время.

А пока Кристина будет моей помощницей. Кристина, потрогай эти кусочки бересты и ничего не говори девочкам. Итак, Кристина положи один кусочек в стакан с цифрой 1, а во 2-ой второй кусочек. А как вы думаете, что с ними случится, если мы зальём их горячей водой? Далее воспитатель обращает внимание на замоченную бересту.

Что произошло с берестой? Итак, Кристина, скажи, пожалуйста, в стакан под номером 1 по толщине какую ты положила бересту? А под номером 2? Какой мы можем сделать вывод?

Береста скрутилась потому, что она тонкая. Значит, чем толще береста, тем ее нужно дольше замачивать в горячей воде.

Время замачивания зависит от толщины и сухости бересты.

Ну, а теперь давайте вернёмся к нашим стаканам с корой. Достаньте сначала кору тополя. Потрогайте её. Что с ней произошло? (она стала крошится) А давайте теперь достанем кору берёзы. Потрогаем её? Она крошится? (нет) Как вы думаете, почему? (Потому что она не пропускает влагу.) Так почему бересту называют плащом берёзы? (она как и плащ не пропускает влагу). Вот сколько мы уже с вами узнали секретов бересты. А сейчас давайте пройдём и поиграем в игру «Что сделано из бересты. Вам нужно по очереди выбрать и перенести на другой стол предметы, изготовленные из бересты.

Давайте посмотрим, как вы справились. Молодцы!

Ребята, мы уже говорили с вами, о том, что из бересты делают игрушки, сувениры, давайте, и мы свами побудем народными мастерицами. Проходите за свои рабочие места. Посмотрите, сегодня мы с вами будем делать вот такую игрушку. Вспомните секрет мастеров, как правильно заготавливать бересту.

Внимание на экран. Давайте рассмотрим алгоритм изготовления игрушки. С начала мы находим заготовку головы. Вырезаем её. Наклеиваем личико. Затем приклеиваем волосы и сгибаем голову пополам. Теперь склеиваем туловище. Вставляем голову и приклеиваем ручки. Приклеиваем платочек и вот наша игрушка готова. Вам, понятно как мы будем изготавливать игрушку. Приступайте к работе, но не забывайте правила работы с ножницами.

Проект «Береза белая-символ Родины моей»
Фото «Береза белая-символ Родины моей»
Проект - фото
Публикации по теме:

Презентация «Живой символ моей Родины» В середине солнце лучистое, Лепестки те как снег белы. Ромашка красивая, чистая. Как прекрасны в России цветы! Шемякова Дарья В нашем селе.

Занятие по патриотическому воспитанию «Белая береза — символ России» РУССКАЯ КРАСАВИЦА С чего начинается Родина? С речки, с песчаного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Белая береза» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе МБДОУ «Детский сад №14 «Солнечный зайчик» г. Рязани подготовила: воспитатель.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Белая Береза» Цель: познакомить с жанром живописи – пейзаж. Задачи: - учить создавать пейзажную композицию - развивать внимание, речь, творческие способности.

Конспект открытого занятия с использованием театральной деятельности «Русская береза — символ Родины моей» в старшей группе Муниципальное бюджетное образовательное учреждение д/с № 24 «Солнышко» Конспект открытого занятия в группе «Буратино» по театрализованной.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Белая береза — символ Родины моей» Цель: воспитание чувства уважения и любви к Родине, к родной природе. Задачи: • расширять представления о родной стране, знакомить с символикой.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Белая береза» Задачи: 1. Формировать умение детей передавать художественный образ зимней березы. 2. Продолжать учить рисовать характерные части дерева:.

Проект «Белая береза под моим окном» (средняя группа) Конспект по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве).

Проект «Мне всего милей бело-сине-красный флаг Родины моей» Вид проекта: познавательно-творческий Продолжительность: краткосрочный Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели,.

Проект «Родные улицы моей малой Родины!» Проект "Родные улицы моей малой Родины!" Цели проекта: Проект "Родные улицы моей малой Родины!" направлен не только на знакомство с родным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Береза белая-символ Родины моей»
Опубликовано: 13 сентября 2018 в 19:44
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД