Проект «Бережливая развивающая среда»

Татьяна Жегалина
Проект «Бережливая развивающая среда»

МБДОУ Воротынский детский сад № 4 «Солнышко»

Воспитатель средней группы

Жегалина Татьяна Викторовна

Проект

«Бережливая развивающая среда группы»

Введение:

Бережливость — важный источник благосостояния” (Цицерон)

Бережливость – моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности.

Актуальность:

Воспитание бережливости – одна из существенных сторон в воспитании ребенка. В наши дни, когда неуклонно возрастает материальное благосостояние народа, проблема формирования у детей бережливости приобретает особую остроту. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются моральные чувства у детей, усваиваются нормы и правила поведения, формируются черты характера и моральные навыки, начинают складываться взаимоотношения со взрослыми и ровесниками. Чем раньше начать учить детей беречь свою одежду, игрушки, мебель, посуду и другие вещи, тем быстрее они становятся аккуратными, у них формируется уважение к труду взрослых, нетерпимость к неряшливости.

В этом 2020 году, проходила курсы повышения квалификации по теме «Внедрение бережливых технологий в деятельность образовательных учреждений в соответствии с ФГОС ДО». Тема меня очень заинтересовала, что послужило поводом для расширения педагогического опыта в этом направлении, через работу с детьми. Считаю, что это направление актуально в наше время, время быстрых перемен.

Подход «бережливое производство» сегодня внедряется во многие сферы деятельности человечества, в том числе и образование.

Проект «Бережливая развивающая среда группы» — это создание условий, способствующих формировать в группе безопасную, продуктивную развивающую среду.

Цель проекта – Применение бережливых технологий, направленных на повышение безопасной бережливой предметной среды в группе.

Проблемы:

Наличие потерь времени при выполнении ежедневных операций детьми и педагогами в режимных моментах и при подготовке к образовательной деятельности.

Несовершенство безопасности при передвижении воспитанников, родителей и сотрудников в коридорах ДОУ.

Беспорядок в приемной и игровых уголках.

Задачи:

• Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу

формирования основ бережливости у детей дошкольного возраста.

• Создать условия, способствующие формированию бережливой среды в группе.

Развивать нестандартное мышление детей, умения самостоятельно находить решения и выстраивать логические связи.

• Апробировать на практике современные подходы бережливости у дошкольников.

• Активизировать формы сотрудничества с родителями воспитанников по формированию основ бережливости у дошкольников.

План мероприятий:

применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников;

стандартизация ежедневных операций детей и сотрудников;

рациональная организация рабочих мест детей и сотрудников.

Ожидаемые результаты:

оптимизация и визуализация текущих процессов в детском саду;

исключение из них ненужных избыточных действий воспитанников

и педагогов;

эффективное использование времени педагогов, воспитанников и родителей.

Для решения проблем и поставленной цели проекта, выстроила систему работы. Изучила литературу, создала в группе развивающую предметно - пространственную среду с учетом возрастных особенностей и интересов детей. Основным методом работы по бережливости, является картирование процесса -алгоритм, изображающий каждый этап движения материальных и информационных потоков с целью выявления возможностей совершенствования текущего процесса и его приближения к идеальному состоянию.Задачи картирования - визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы с детьми разработала и разместила алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры. На красочных картинках, находящихся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации.

Безопасность была и будет приоритетным звеном в комплексе педагогической и организационной деятельности дошкольного учреждения. Там, где ребенок может обезопасить себя сам, использовала метод воздействия на сенсорику. Места обозначения возможной опасностиобозначала необходимым определенным эталоном.

Красным цветом обозначила места опасности для детей: колющие предметы, цветы, растения. Таким образом, у ребенка подсознательно формируется понятие об осторожном поведении в обозначенном месте. На острые углы, зоны открывания дверей, и другие места, где ребенок должен быть бдительным, нанесла маркёры красного цвета.Возможная опасность -желтым цветом: спуск с лестничной площадки.

В раздевалке на дверцах шкафчиков разместила картинки, с алгоритмами размещения вещей. Обращала внимание на то, что инструкция последовательности одевания располагается на самом видном месте, чтобы ребенок мог увидеть, как правильно и быстро одеться. Рекомендовала родителям придерживаться единых требований. Давать детям больше самостоятельности при одевании, раздевании и содержать свои вещи в порядке.

Алгоритм «Мытье рук» расположен в туалетной комнате над раковинами. Мытье рук — обязательная гигиеническая процедура для взрослых и детей, поэтому перед нами и каждым родителем стоит задача научить ребят делать это самостоятельно. В туалетной комнате ребенок наглядно видит «инструкцию» в картинках и понимает, что для мытья рук ему сначала нужно открыть кран, затем взять мыло, помыть руки, закрыть кран, вытереть руки полотенцем. Рекомендовала родителям расположить такую инструкцию дома над раковиной, такие единые требования приводят ребенка к пониманию необходимости выполнять эти процедуры быстро и постоянно. Так же в приемной, в групповой и туалетной комнате размещены антисептические средствадля обработки рук.

В воспитании ребенка главное подать нужный пример, а не тыкать его постоянно в вещи, в беспорядке разброшенные по комнате. В группе наклеила маркёры в виде картинок, где что должно находиться и теперь наши дети, четко знают, где находятся ножницы и клей, в каком ящике лежит конструктор, а на какой полке – книжки. В уголке дежурных расположена схема выполнения последовательных действий для дежурных. В уголке природы алгоритм ухода за комнатными растениями и алгоритм мытья игрушек. Дети с малых лет приобщаются к порядку, к посильному труду.

В спальной комнате алгоритм «заправления кровати», который помогает ребенку запомнить определенную последовательность (поправить простынь, заправить одеяло и т. д.). Сначала этот алгоритм идет как подсказка, выработка навыка (он есть в изголовье на кроватке, а затем дети самостоятельно по памяти с небольшой помощью взрослого стали справляться с данным процессом. Лучшая награда для детей — это похвала за порядок или дизайн. Рано или поздно, ребенок поймет, что убираться в своем уголке выгодно и очень приятно.

Дети, приученные к порядку, умеющие самостоятельно планировать свою жизнь в детском саду, лучше вольются в школьную жизнь, что избавит родителей от части хлопот.

Анализ работы показал:

В результате проведенной работы сократилось время при выполнении ежедневных операций детьми и педагогами в режимных моментах. Сократилось время на организацию рабочего места детей в приемной, в группе, для образовательной деятельности. Быстрее проходит проверка наличия необходимого материала, поиск места нахождения материала, уменьшилось время подбора необходимого материала. Сократилось время на организацию рабочего места детей для образовательной деятельности, быстрее проходит проверка наличия необходимого материала. Дети стали более аккуратными, поддерживают порядок в группе, знают место для каждой игрушки. Хорошо и безопасно ориентируются в коридорах и лестничных площадках. При четком отрегулированном процессе мыть руки, проветривание и включение ламп, которые обеззараживают воздух в помещениях, снижен риск к заражению короновирусной инфекцией, гриппом и ОРВИ. Дети, родители и педагоги реже болеют.

Применение бережливых технологий, направленных на создание безопасной бережливой среды в группе привело к инновационным изменениям в педагогический процесс, способствовало гармоничному развитию личности ребенка, повышению качества образования дошкольников, вовлечению родителей в образовательный процесс и их удовлетворенности работой ДОУ. За довольно короткий срок мы, добились значимых результатов.

Литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://минобрнауки.

Интернет ресурсы: director.rosuchebnik.ru › article › instrumenty-berezhlivogo-upravlen.Статья по теме: «Инструменты бережливого управления в детском саду и школе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда в ДОУПредметно-развивающая среда в ДОУ Развитие ребёнка, его познавательная направленность, умственные способности зависят от многих факторов, в том числе от предметно-пространственного.

Фотоотчет «Развивающая среда»Фотоотчет «Развивающая среда» Программные образовательные задачи решается в соответствии с особенностями дошкольного возраста в условиях специально созданной развивающей.

Предметно-развивающая средаПредметно-развивающая среда Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды.

Моя предметно-развивающая средаМоя предметно-развивающая среда Сегодня хочу поделиться с вами с предметно-развивающей средой. Предметно-развивающую среду старались сделать интересным, эстетичным, привлекающим.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Проект «Бережливая развивающая среда»
Опубликовано: 25 ноября 2020 в 19:20
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 января. Праздник аквариумных рыбок на МААМ

Очередной тематический день посвящен одному из видов домашних питомцев — аквариумным рыбкам. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес к аквариумистике и...

16 января. День зимних деревьев на МААМ

За зиму деревья многократно преображаются, становясь необыкновенными и прекрасными. Укрытые снегом или инеем, в этом зимнем наряде они становятся похожими на заколдованную страну Снежной королевы. И это...

Фотозарисовка «Санкт-Петербург — наша зимняя сказка!»
В мой родной, любимый город Санкт - Петербург пришла настоящая зима со снегом, морозами. Мороз сковал крепким льдом нашу красавицу Неву. Вчера был яркий,...
Фотоотчёт о победе ребят в конкурсе «Растяпинская рукавичка»
Спешу поделиться радостной новостью! Мои воспитанники из подготовительной группы «Теремок» стали победителями в городском конкурсе «Растяпинская...
Фотоотчет «Опыты и эксперименты. Свойства магнита»
Работая с детьми , я обратила внимание на то, что мои воспитанники очень любят различные опыты и эксперименты. Я разработала картотеку по экспериментальной...