Наталия Чецкая
Проект по формированию навыков безопасного поведения на улице у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»
«Центр развития ребёнка – детский сад №173 «Подснежник».
Проект «Безопасность».
Формирование навыков безопасного поведения
на улицах и дорогах у детей старшего
дошкольного возраста.
Автор: Чецкая Наталия Владимировна,
воспитатель художественно –
эстетического развития
Публикация «Проект по формированию навыков безопасного поведения на улице у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский
сад №173 «Подснежник»,
высшая квалификационная категория.
Архангельск
Введение
Самое ценное – здоровье и жизнь ребёнка, поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города необходимо уделять большое внимание.
Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях? Конечно, в виде игры, но игры поучительной. С каждого игрового занятия дети обязательно должны вынести определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье. [2 с. 3]
Мы поставили перед собой задачу – донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них вырабатывалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так же своих детей. Эту задачу решать непросто, но необходимо.
Работа по проекту будет наиболее эффективной, если ее вести в трех направлениях: работа с детьми, педагогами группы, родителями.
Основные принципы проекта :
• Принцип научности
• Принцип доступности особенностей
• Принцип системности и последовательности знаний
• Принцип учета возрастных особенностей
• Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний
Активизация деятельности детей в совместной образовательной деятельности по безопасности обеспечивается :
• Заинтересованностью педагога
• Четкой организацией деятельности, сочетанием различных видов деятельности педагога с детьми: игровой, изодеятельности, познавательно-поисковой, познавательно-конструктивной деятельности в рамках работы по проекту «Безопасность».
I. Тема проекта «Безопасность»
Формирование навыков поведения на улицах и дорогах у детей старшего дошкольного возраста.
II. Срок реализации – один учебный год.
III. Проблема
Отсутствие систематической работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ, семье.
IV. Актуальность темы.
По статистике, каждый пятый малыш, пострадавший в ДТП, впоследствии становится пациентом психоневрологического диспансера, т. к. в первую очередь при авариях, травмируется головной мозг, отвечающий за развитие ребенка.
Анализ ДТП показывает, что главная причина дорожных трагедий – отсутствие у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах и умения наблюдать: осматривать свой путь, замечать автомобиль, оценивать его скорость и направление движения, предвидеть возможность появления двигающегося на большой скорости автомобиля из-за стоящего транспорта и других предметов (кустов, заборов, сугробов, киосков и т. д., закрывающих обзор проезжей части.
Дорога с ребенком в детский сад и обратно – идеальный способ не только давать ему знания, но и формировать у него навыки безопасного поведения на улице. К сожалению, многим свойственно заблуждение, будто бы учить детей правильно вести себя на дорогах, улицах города надо где-то с 5 – 6 лет, к тому времени, когда они пойдут в первый класс. Однако у ребенка целая гамма привычек, неосознанно и независимо, возникает с раннего детства, и некоторые из них, вполне пригодные для пребывания в доме и возле него, смертельно опасны на проезжей части. Именно поэтому во время движения с малышом по улице, начиная с 1,5 – 2 лет, надо формировать комплекс «транспортных» привычек.
V. В деятельности по реализации проекта «Безопасность» следует опираться на следующие нормативные документы:
Нормативно-правовые:
• Конституция РФ;
• Конвенция ООН о правах ребенка;
• Закон РФ «Об образовании»
• Правила дорожного движения.
Научно-методические:
• Федеральные Государственные Требования
• Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М. : Мозаика – Синтез, 2012.
• Годовой план учебно-воспитательной работы ДОУ;
• Учебно-методическое пособие по ОБЖ детей старшего дошкольного возраста под редакцией Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной М. : «Детство – пресс», 2004.
VI. Основная часть.
1. Объект
Дети 5 – 6 лет старших групп № 4, № 8 МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №173 «Подснежник»
Количество детей группы №4 – 25
Количество детей группы №8 – 25.
2. Предмет
Процесс организации деятельности по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у детей старшего дошкольного возраста.
3. Цель
Создание условий для формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у детей старшего дошкольного возраста.
4. Задачи
(1) Создание условий для обучения детей правилам безопасного поведения на улицах.
(2) Формирование у дошкольников устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД
(3) Формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения; привлекать родителей к совместной деятельности с детьми.
(4) Использовать возможности ДОУ и материально-технический потенциал для формирования интегративного качества «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».
(5) Развитие творческих и познавательно-конструктивных навыков и умений в процессе продуктивной деятельности в рамках проекта «Безопасность».
(6) Оформление уголков ПДД в группах ДОУ.
5. Участники проекта
• Дети 5 – 6 лет старших групп №4, №8 МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 173 «Подснежник»
• Воспитатель художественно-эстетического развития
• Воспитатель познавательно-речевого развития
• Воспитатели групп
• Родители
• Социальные партнеры
6. Социальные партнеры.
• Учебный класс ГИБДД г. Архангельска
• СОШ №30
7. Оборудование уголка (центра) по ПДД в группе
• Дидактические и настольно-печатные игры: «Дорожные знаки», «Дорожная азбука», «Пешеходный переход», «Сигналы светофора» и т. д. ;
• Лото, домино «Дорожные знаки» и т. д. ;
• Макет улицы, перекрестка;
• Модели домов, зданий;
• Маленькие автомобили, киндер - игрушки, знаки дорожного движения;
• Художественная и учебно-методическая литература;
• Стихи, загадки о ПДД, дорожных знаках.
8. Условия реализации проекта
• Подготовка педагога;
• Организация предметно-развивающей среды в группах (уголок ПДД, выставки);
• Организация педагогического процесса с детьми в период с сентября по июнь;
• Посещение учебного класса ГИБДД (1р в год);
• Приглашение инспектора ГИБДД для проведения беседы со старшими дошкольниками (1р в год);
• Организация выставки детских работ «Знаем правила движения как таблицу умножения»
9. Результат
Знание детьми 5 – 6 лет:
• Дорожных знаков;
• Улиц ближайшего окружения;
• Безопасного маршрута «Дом – детский сад»;
• Значение и назначение перекрестка;
• Правила поведения в общественном месте, на дороге, в транспорте.
10. Мониторинг (см. в конце проекта).