григорян наталия
Проект «Будущий первоклассник» для детей подготовительного к школе возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта «Будущий первоклассник».
Автор проекта :воспитатель Григорян Наталия Васильевна
Вид проекта : социально-познавательный;
Вид проекта по продолжительности: долгосрочный;
Тип проекта : групповой;
Сроки реализации: 3 месяца (01.03.2022г - 31.05.2022г)
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Публикация «Проект „Будущий первоклассник“ для детей подготовительного к школе возраста» размещена в разделах
Актуальность и проблема проекта : Общеизвестно, что практически все первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями. Для того чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее и вести её постепенно. Целенаправленная работа по ознакомлению будущих первоклассников со школой позволит ребенку почувствовать себя более уверенно на пороге школы. Ребенок поступает в школу. Это серьезный этап в жизни каждого ребенка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки. Нелегко приходится и родителям. За лето ребёнок вырос, ему необходимо купить ранец, обувь, одежду, учебники. Но при всём уважении к родительским хлопотам можно с уверенностью сказать, что у будущего школьника забот куда больше, чем у папы с мамой: он открывает для себя совершенно новый мир. Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Теперь ребёнок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь. Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребёнка. В качестве основных проблем, с которыми ему придётся столкнуться в школе, можно выделить:
-смену режима дня и питания,
-смену воздушного режима (пребывание в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду,
-непривычно высокий уровень шума на перемене,
-увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом;
-смену стиля общения с взрослыми (учитель зачастую не ориентирован на опеку, похвалу и защиту) ;
-необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании;
-необходимость организовать своё рабочее место за партой;
-требования правильно реагировать на звонки с урока на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакцию;
-необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками;
-возможный неуспех в деятельности;
-увеличение объёма интеллектуальной нагрузки.
В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольный период. Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребёнок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь значительную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ.
Цель для детей : Формирование положительного отношения к предстоящему обучению и к принятию новой социальной роли — позиции «школьника».
Цель для родителей: Привлечение внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.
Задачи:
1. Расширить знания о школе;
2. Формировать представления о профессии учитель;
3. Расширять и активизировать словарный запас: учитель,школа,школьные принадлежности, учебники, портфель, парта.
4. Развивать психические процессы и мыслительные операции в процессе ознакомления с окружающим предметным и социальным миром.
5. Развивать творческие способности коммуникативные навыки детей, воображение, любознательность, уверенность в своих силах;
6. Создать позитивное отношение к обучению в школе;
7. Стимулировать познавательную активность;
8. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредствам сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.
9. Воспитывать навыки учебной деятельности и желание учиться в школе.
10. Воспитывать желание и интерес добывать информацию различными способами.
11. Проводить педагогическое просвещение родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению.
Формы реализации проекта :
1. Чтение и заучивание художественной литературы по теме;
2. Рассматривание и обсуждение по теме;
3. Продуктивные виды деятельности;
4. Игровая деятельность: подвижные и спортивные, строительные и конструктивные, дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие, творческие игры и упражнения;
5. Беседы и ООД с детьми;
6. Игровые и проблемные ситуации;
7. Культурно -досуговая деятельность;
8. Целевые прогулки и наблюдения;
9. Оздоровительные мероприятия по теме;
10. Работа со схемами и планами;
11. Речевое творчество;
12. Совместные виды деятельности детей и родителей;
13. Самостоятельная деятельность детей;
14. Работа с родителями: консультации, анкетирование, беседа-обсуждение, памятки, задания для родителей;
15. Консультация для воспитателей.
16. Выполнение работ по художественно-эстетическому развитию;
17. Выставка детского творчества.
Ресурсное обеспечение проекта :
Материально-техническое:
1. Музыкальный CD центр (магнитофоном, магнитная доска, проектор;
2. Дидактические и настольно-печатные игры;
3. Художественная и энциклопедическая литература на школьную тематику;
4. Методическая литература
5. Предметно-пространственная развивающая среда
6. Рабочие тетради «Обучение грамоте. Часть 1. Часть2. Серия «Рабочие тетради для детей 6-7 лет»;
7. Наборы открыток и фотографий на школьную тематику.
Социальное:
8. Взаимодействие с детской библиотекой.
План реализации проекта :
Этапы,
Сроки Мероприятия,
виды деятельности
I Подготовительный
(01.03.22-11.03.22)
-Вызвать познавательный интерес и активность детей и родителей к теме проекта через тематические выставки
-Изучение литературы и передового опыта по теме
-Уточнение формулировок проблемы, цели и задач
-Информация для родителей через папки-передвижки
-Подбор и изготовление наглядно-дидактических пособий
-Оформление и периодическое пополнение предметно-пространственной развивающей среды в группе
-Анкетирование родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе.
- Диагностические беседы, направленные на выявление представлений о школе и учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы.
-консультации с родителями «Что происходит с ребенком при поступлении в школу»
II Практический
(14.03.22-13.05.22) Совместная деятельность воспитателей и детей :
1. Беседы-обсуждения с детьми: «Что мы знаем о школе», «Чем школа отличается от детского сада», «Режим дня будущего первоклассника», «Что в моем школьном рюкзаке», «Каким будет мой первый день в школе?» (фантазийный рассказ)
Беседы с проблемными ситуациями: "Зачем надо учиться?"
2. Наблюдения за школьниками.
3. Познавательно-речевые игровые комплексы: «Знакомство с профессией «учитель»», «Правила поведения учащихся в школе», «Путешествие в прошлое предметов. История возникновения шариковой ручки».
4. Художественно- творческие мастерские:
Аппликация: «Букет для учителя», «Моя школа», «Моя школьная форма».
Лепка: «Цифры», «Школьные принадлежности»
Рисование: «Школьники», «Букварь», «Мой учитель», «Веселый буквы»
5. Прослушивание песен: «Буквы слова», «Дважды два – четыре», «Первый раз в первый класс», «Первоклашка», «Наташка - первоклашка», с. К. Ибряев, Ю. Чичков; «Здравствуй первый класс!» В. Стемневский.
6. Разучивание стихотворения: «Первый день календаря» С. Маршак.
7. Чтение художественной литературы:
Сказки М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки»,
М. Ясона «Подходящий угол», «В. Орлова «Что написано в тетрадке», Головкина «Не везет»,
В. Драгунский «Денискины рассказы», В Воронкова «Подружки идут в школу», Алексин «Первый день», В. Осеева «Волшебное слово», «Почему?»; В. Маяковский «Что такое хорошо»;
Стихотворения:
Г. Шалаева «Учитель», М. Бородецкого «Первоклассник», М. Садовского «Первое сентября», А. Барто «В первый класс»,«В школу».
Самостоятельная деятельность детей :
1. Рассматривание книг, иллюстраций и картинок по теме.
2. Самостоятельная художественная деятельность, раскраски.
3. Самостоятельная игровая деятельность:
настольные игры, развивающие, дидактические, экологические, подвижные.
Игровая деятельность:
1. Подвижные игры и упражнения:
«Найди!», ««Да» и «нет» не говори»», «Ручеек»,«Просо»,«Жмурки», «Стадо», «Четвертый лишний», «Стрелки»
2. Дидактические игры: «Друзья - буквы», «Игровая азбука», «Кто быстрее соберет портфель»; «Школьные принадлежности», «Профессии», «Кому какой нужен инструмент»; «Угадай профессию», «Составь слово», «Слоговые домики», «Собери картинку», «Легкий счет», «Прочитай по первым буквам», «Цифры».
3. Сюжетно-ролевые игры: «Школьный урок», «Школьная библиотека», «Школьники», «Магазин. Школьные товары», Ситуация «Родители не пришли встречать», Ситуация «Опоздание в школу», «Придя первый день в школу, я увидела, что нет никого знакомых. Как я познакомлюсь?»
4. Настольно-печатные игры: Лото «Цветы», Лото «Как поступить в ситуации», «Кто больше? Кто меньше?», «Школьные принадлежности», «Легкий счет», «Цифры», «Все для счета».
Развлечения:
1. Инсценировка «Мои первые дни в школе»
2. Викторина «Умницы и умники»
3. Вечерний досуг «Путешествие в мир русских народных сказок»
4. Спортивный досуг «Веселые старты»
5. Познавательный досуг " В королевстве математики"
6. Игра – путешествие «Я иду из дома в школу» по плану-схеме.
Работа с родителями:
1. Маршрут выходного дня в СОШ№5 (школьный двор, спортивная площадка).
2. Памятки: «Как выбрать школу», «Создание у ребенка положительного отношения к школе и формирование направленности на обучение»
3. Консультация: «Что нужно знать родителям первоклассника», «Что делать если ребенок не хочет идти в школу?»
«Список художественной литературы для семейного чтения с будущими первоклассниками»
Памятка: «Как выбрать школу», "Создание у ребенка положительного отношения к школе и формирование направленности на обучение"
Папка – передвижка: «Адаптация к школе. Как помочь ребенку?», «Множество «Почему» перед школой».
4. Мастер-класс для детей и родителей «Закладка для учебника»
Задания для родителей:
Участие в пополнении предметно-пространственной развивающей среды.
Оформление фотовыставки «Наши мамы и папы – школьники»
Творческая работа «Принадлежности первоклассника»
Практическое занятие совместное с детьми рисование «Мой лучший друг»
III Заключительный
(16.05.22-27.05.22) Итоговое развлечение: выпускной бал «Фабрика звезд»;
Анализ работы над проектом;
Выставка книг «Моя любимая книга»;
Выставка рисунков на тему"Моя школа";
Фото- выставка «Наши мамы и папы первоклассники»;
Папка проекта"Будущий первоклассник";
Уголок"Будущий первоклассник";
Пакет рекомендаций для родителей.
IV Презентационный
(30.05.22-31.05.22)
1. Создание портфолио.
Ожидаемые результаты:
Дети:
1. Наличие у детей правильных и четких представлений и знаний о школе;
2. Сформированность учебного и социального мотива учебной деятельности;
3. Эмоционально-положительное отношение к школе. сформированная у детей внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
4. Личностная готовность детей к обучению в школе.
Родители:
1. Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки, благоприятное течение адаптационного школьного периода.
2. Сохранение семейных ценностей и традиций;
3. Повышение интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений, положительная оценка деятельности ДОУ;
4. Активизация педагогического потенциала родителей,
5. Приобретение и использование знаний по вопросам подготовки детей к школе.
Педагоги:
1. Активизация творческого потенциала педагога.
Продукты проекта :
1. Альбомом «Скоро в школу», «Моё представление о школе».
2. Выставка детских рисунков на школьную тематику.
3. Тематическая папка «Будущий первоклассник».
4. Выставка «Мама с папой тоже были первоклашками».
5. Мини-библиотеки «Школьные учебники».
Анализ работы над проектом
Подводя итоги работы по разработке проекта «Будущий первоклассник», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты.
В связи с тем, что в последнее время достаточно много уделяется внимания подготовки к школе детей, но это внимание направленно в основном только на интеллектуальную сферу. Наш проект направлен в первую очередь на развитие личностной готовности к школе, мотивационной готовности детей и помощи родителям в новой ступени развития.
Родители получили новые знания в вопросах успешной адаптации детей к школе. А также смогли расширить возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания. Работая над проектом, родители стали занимать более активные позиции в осуществлении подготовки детей к школе.
В группе обогащена развивающая предметно-пространственная среда по ознакомлению со школой :
- в книжном уголке: книги для чтения и рассматривания, иллюстрации и картинки по школьной тематике, альбомы «Скоро в школу», «Школьные принадлежности»; картотека загадок, пословиц, песен на школьную тематику;
- в зоне сюжетно-ролевых игр: атрибуты, предметы заместители для игр, костюмы для игр «Школьники», «Школьные уроки» (ручки, карандаши, указка, мини доски, мелки, цифры, магнитная азбука); атрибуты для игр в магазин «Канцтовары», «Школьная библиотека».
- в зоне строительно-конструктивных игр: строительный материал (большой и маленький, конструктор «лего»;
- в зоне дидактических игр: игры «Друзья - буквы», «Слоговые домики», «Игровая азбука», «Легкий счет», «Составь слово», «Прочитай по первым буквам», «Цифры», «Пословицы».
- в зоне продуктивных видов деятельности: материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда, книжки-раскраски тематического характера.
Подобран, систематизирован и оформлен материал по теме «Будущий первоклассник».
Заключение
Над реализацией данного проекта работали в содружестве воспитатели, дети и родители. Проект получился насыщенным и увлекательным как для детей, так и для родителей. В рамках проекта использованы различные формы подачи материала разной тематики.
Особое значение придавалось вовлечению детей и родителей в совместную творческую деятельность, направленную на расширение знаний детей и родителей об обучении в школе.
Большую помощь в подготовке детей к школе оказали сюжетно-ролевые игры и в частности игра в школу. В ходе игр наши воспитанники смогли практически овладеть необходимым опытом. Дети в щадящем режиме, без временного ограничения, ознакомились с видом и назначением вещей, которые вскоре станут их постоянным окружением; познакомились с нормами и правилами, попробовав в игре от лица «учителя» предъявить определенные требования к «ученику»; попробовали «понарошку» выполнить какое – либо задание. Игра захватила детей : многие стали приносить в садик портфели и рюкзаки, буквари и прописи, школьные принадлежности.
В результате проделанной работы мы пришли к выводу, что формирование положительного отношения к школе у детей 6-7 лет наиболее успешно происходит при использовании в воспитательно-образовательном процессе различных форм и методов работы, дающих возможность показать разные стороны школьной жизни :
Таким образом, все ожидаемые результаты достигнуты:
- у детей сформирована внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» ;
- сформирована личностная готовность детей к обучению в школе.
Родители положительно оценили деятельность ДОУ по подготовке детей к школе; активизирован их педагогический потенциала, они расширили свои компетенции по вопросам подготовки детей к школе.
Педагоги активизировали свой творческий потенциал и получили опыт.
В группе обогатилась развивающая предметно-пространственная среда.