Получи документы

Проект «Череповец — город металлургов»

Ирина Марченко
Проект «Череповец — город металлургов»

«Ты вспоминаешь не страну большую,

Которую изъездил и узнал. .

Ты вспоминаешь Родину такую,

какой её ты в детстве увидал».

К. Симонов

Родина, Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматриваютнационально - региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Публикация «Проект „Череповец — город металлургов“» размещена в разделах

Проект «Череповец-город металлургов»

Автор проекта : Марченко Ирина Николаевна.

Продолжительность проекта : краткосрочный (две недели).

Тип проекта : познавательно-исследовательский по технологии ТРИЗ

Участники проекта : воспитанники старшей группы, воспитатели, родители, работники промышленного предприятия "Северсталь".

Актуальность проекта

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными,национальными, географическими, природными особенностямиформирует у них такие черты характера, которые помогут им статьпатриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления ородной природе, об истории родного края, полученные в детстве,нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает своечувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, покоторой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающегопоколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых ипрактиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача - углубить это чувство, помочь растущемучеловеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – вближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Проект «Череповец-город Металлургов» имеет нравственно-патриотическую направленность. В нем речь пойдёт о самом крупном предприятии города, о профессиях людей, работающих на комбинате.

Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья, сила примера родителей. Благоприятные условия трудового воспитания формируются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Понимание родителями того, что их личное добросовестное отношение к трудовым обязанностям, уважительное отношение к труду окружающих оказывают на детей большое влияние.

Согласно календарно-тематическому планированию, одна из недель была посвящена теме «Профессии». В ходе изучения данной темы мы выяснили, что дети не знают профессий металлургов.

В представленном проекте, я хочу познакомить детей с профессиями Металлургического комбината. Почему именно данного предприятия? Да потому, что он является градообразующим предприятием и большинство   жителей города Череповца и многие родители трудятся на нем, чтобы создать у детей устойчивые представления о важности и значимости труда работников  комбината.

Цель проекта : Формировать у детей чувство патриотизма, через развитие интереса к Череповцу, как к городу металлургов.

Задачи проекта :

1. Формировать у детей знания о профессиях металлургов.

2. Способствовать становлению коммуникативных компетентностей детей через исследовательскую деятельность.

3. Воспитывать у детей уважительное отношение к людям данных профессий, чувство патриотизма.

Степень новизны

Целями современного образования являются развитие у детей самостоятельности и способности к самоорганизации, готовности к сотрудничеству; развитие способности к созидательной деятельности, толерантности, умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. В соответствии с этими целями основным результатом деятельности образовательного учреждения должен стать набор ключевых компетентностей школьника. Одной из технологий формирования ключевых компетентностей является метод проектов. Он способствует становлению организационной культуры личности, развитию самостоятельности, интеллектуально – творческих способностей учащихся. Применение технологии проектирования возможно при наличии определё нных условий: наличия проблемы, требующей решения; социальной, практической, теоретической, познавательной, значимости результатов проектной деятельности; возможности применения исследовательских, творческих методов при проектировании; структурирования этапов выполнения проекта; организации самостоятельной деятельности учащихся в ситуации выбора Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети  должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники 15- 20 лет назад, поэтому, постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Считается, что одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности, позволяющий педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.

Поэтому   актуальность опыта  заключается в реализации в условиях ДОУ системы образования, воспитания и развития детей,  проектной деятельности дошкольников.    Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно – поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Ведущая идея опыта состоит  в активизации интереса, формировании навыков и умений детей   познавательной деятельности на основе проектного подхода в системе работы детского сада.  Проектная деятельность сможет объединить детей, родителей и педагогов ДОУ в совместную творческую, продуктивную деятельность и сформировать настоящее сообщество детей и взрослых.  Метод проектов  рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается  возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

Метод проектов - одно из инновационных направлений в современной дидактике, которому в последнее время уделяется все большее внимание.

Проектная деятельность – форма продуктивной деятельности.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.   Педагог  организует проблемную ситуацию для детей, но  не предлагает  свои варианты решения, т. е. уходит  от  традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу. Ведь проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удерживать проблемную ситуацию. Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация  снимается максимально быстро.  

 Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследователи–педагоги  выделяют интеллектуальную готовность, которая включает достаточно высокий уровень развития познавательной, исследовательской деятельности и мыслительных операций.

   По мнению ученых, основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельностидетей,  которые включат в себя:

Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

Развитие познавательных способностей,

Развитие творческого воображения,

Развития творческого мышления,

Развитие коммуникативных навыков.

Проектный метод работы с детьми дошкольного возраста распространён, крайне мало, и практически не затрагивает дошкольные учреждения.

Новизна опыта заключается в том, что использование модели образовательной технологии проектной деятельности дошкольников приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой познавательная инициативность,  социальная и творческая активность дошкольников перейдут на качественно новый уровень.

Условия реализации:

В самом начале проекта я провела диагностику знаний детей о профессиях людей, работающих на  металлургическом комбинате «Северсталь»"

Цель: выявить уровень знаний детей о профессиях на комбинате.

Результат: дети мало знают об этом.  

этап «Копилка»

*Дети и родители собирали и приносили информацию о металлургическом комбинате г. Череповец, о профессиях металлургов.

*Дети с интересом рассматривали иллюстрации, открытки, книги, фотографии с изображением завода, людей различных профессий и продуктом их труда.

* При знакомстве сданной темой я использовала презентации:

- «Череповец - город металлургов»

Я познакомила детей с промышленностью нашего города, а именно с металлургическим комбинатом. Подробно рассказала детям о большинстве цехов комбината и о практической значимости каждого из них. Я объяснила детям, почему г. Череповец называют городом металлургов.

- «Знакомьтесь - мы металлурги

Используя данную презентацию, я познакомила детей с основными профессиями комбината, рассказала детям о значимости каждой из них, познакомила с продуктом труда и рассказала о дальнейшем его применении. Особое внимание было уделено технике безопасности на данном производстве, а именно использовании спецодежды и средств защиты, соответствующих каждому виду профессии.

- «Гимн металлургов»

Я рассказала детям о том, что комбинат такой значимый, что у него есть свой гимн. Ребята с интересом его слушали. И гимн им так понравился, что они его выучили и спели детям других групп.

*Познакомились с газетой «Северсталь». Дети ее рассмотрели и узнали год основания завода, прочитали о заслуженных работниках и получили другую информацию.

*Были организованы индивидуальные экскурсии с родителями на площадь Металлургов, в музей металлургической промышленности.

*Была организована групповая экскурсия «Панорамный вид комбината». Мы рассмотрели, как выглядит комбинат издалека. Дети были потрясены размерами завода, огромными трубами и дымом из них.

*После данной экскурсии, мною была проведена беседа, в ходе которой, мы с детьми разобрали значение защиты природы от загрязнения. Впоследствии дети собрали информацию о значимости фильтрации воздуха и опасности выбросов вредных веществ в окружающую среду и поделились своими знаниями с другими.

* Дети из крупного строителя сконструировали модель завода, а потом использовали ее для сюжетно-ролевой игры.

* Беседы: «Профессия металлурга- огненная профессия», «Нежные отрасли металлургии «История развития профессии металлург,»Качества необходимые для профессии металлург.» 

*Доклады детей «Основные специальности в металлургической промышленности»   

* Загадывание загадок о профессиях.   .

*«Встреча с интересными людьми» (работниками промышленного предприятия ООО «Северсталь».Выжгой А. С.)

Папа металлург рассказал о комбинате, о цехе, в котором он работает и о его профессии. Дети с интересом слушали, задавали много вопросов и показывали свои рисунки.

* Дидактические игры: «Профессии» ,»На службе у людей металлургической промышленности»

* Сюжетно-ролевая игра: «Город металлургов»  

Программное содержание: учить коллективно придумывать сюжет игры; поддерживать ролевой диалог; развивать игровые умения и воображения; воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.

*Викторина «Что я знаю о «Северстали» 

Программное содержание: закрепить знания детей о профессиях  металлургической промышленности; развивать художественные способности, выразительность движений; воспитывать любознательность и активность.

*Чтение   стихов:

«Укротитель металла"

«Волшебник по металлу"

«В честь металлурга не дают салют…»

Программное содержание: расширить представление детей об истории металлургического завода; развивать внимание, связную речь, мышление, память; воспитывать внимательного слушателя.  

*Занятие на тему «Все профессии нужну,все профессии важны»

2 Этап «Картотека»

В ходе проекта, нами была составлена морфологическая таблица, куда были включены три профессии: сталевар, сварщик, машинист крана.

В первом столбике по вертикали мы разместили карточки и изображением профессий. В первой строчке по горизонтали указали следующие признаки: -

кто, половая принадлежность, спецодежда, продукт труда.

Детям были предложены карточки соответствующие данным признакам. Ребята самостоятельно заполняли морфологическую таблицу, раскладывая в ней карточки, соответствующие определенной профессии.

3 Этап «Продукт»

Продуктом данного проекта является :

*Альбомы «Профессии металлургов», «Северсталь», в которых использовались иллюстрации, фотографии, открытки, собранные детьми и их родителями.

*Выставка творческих работ «Череповец- город Металлургов» совместно детей и их родителей.

*Выставка рисунков детей на тему «Я – Металлург»

*Аппликация на тему «Панорамный вид завода»

*Дидактические игры «Профессии», На службе у людей металлургической профессии»

*Консультация для родителей «Учите детей трудиться»

*Памятка для родителей «Условия необходимые для воспитания воли в процессе труда.»

*Консультация для воспитателей «Особенности ознакомления детей с трудом взрослых»

4 Этап «Модель»

На основании полученных знаний,используя морфологическую таблицу, дети рассказывали о профессиях металлургов.

5 Этап «Презентация»

Используя презентацию проекта, дети поделились полученной информацией с детьми других групп.

Практическая значимость

Данный проект направлен на формирование интеллектуальных способностей дошкольников посредством исследования. Этот процесс строится как самостоятельный творческий поиск, он строится самим ребёнком, а не задаётся взрослым, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребёнка. Знания, добытые детьми самостоятельно, являются более осознанными и глубокими.

Предполагаемый результат

Дети узнают, почему г. Череповец называют городом металлургов.

Знакомство с профессиями металлургов.

Воспитание чувства гордости за труд своих земляков.

Развитие познавательного интереса, через исследовательскую деятельность.

Литература:

Алёшина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью / Н. В. Алёшина. – М., 2001.

Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре. – М. : Просвещение, 1983.

Варюхина, В. Индивидуальный подход к детям в процессе руководства трудовой деятельностью // Дошкольное воспитание. – 1984. – №1. – С. 12

Воронкова, Т. Строительно-конструктивные игры // Дошкольное воспитание. – 1979. – №6. – С. 14.

5. Выготский, Л. С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка //Дефектология. – 1966 – № 6. – С. 12.

6. Журавлёва, Е. Н. Консультации для родителей / Е. Н. Журавлё ва - Мозырь: ООО ИД  Белый ветер, 20

7. Колесникова, Т. Где работают папы и мамы // Дошкольное воспитание. – 1985. – №2. – С. 44 – 50.

8. Красновский, JI.И. Опыт ранней профориентации // Дошкольное воспитание. – 1991. – №10. – С. 39 – 44

9. Крылова, Н. М. Формирование способов усвоения системных знаний о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста // Совершенствование умственного воспитания детей дошкольного возраста. – Челябинск, 1984. – С. 48 – 56.

Публикации по теме:

Дидактическая игра-лото «Путешествие по городу Череповец»Дидактическая игра-лото «Путешествие по городу Череповец» Дидактическая игра-лото "Путешествие по городу Череповец". Вонокова Екатерина Александровна. Знакомство с родным домом, улицей, городом,.

Проект «Мы за чистый город»Проект «Мы за чистый город» Проект «Мы за чистый город» Тип проекта: совместный. По содержанию: познавательно - исследовательский. По количеству участников детей:.

Педагогический проект «Мой дом — мой город» Актуальность реализации проекта: Дети - это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну. Но маленьким.

Проект «Город будущего» Проект «Новосибирск - город будущего» Авторы проекта: Бурлина В. В., Кравцова И. А. Вид проекта: групповой Сроки проведения: краткосрочный.

Проект «Любимый город» Проект «Любимый город» (подготовительная группа) Аннотация к проекту Тип проекта по срокам реализации: краткосрочный. Срок реализации.

Проект «Мой родной город» Проект «Мой родной город» Воспитатель: Новикова Л. В. Тип и вид проекта: творческий, групповой, краткосрочный. Участники проекта: воспитатель,.

Проект «Мой город»Проект «Мой город» Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви.

Проект «Мой город Калининград»Проект «Мой город Калининград» Проект «Мой город-Калининград» для детей второй младшей группы «Теремок». Вид: познавательно-информационный, творческий, групповой- краткосрочный.

Проект «Мой любимый город» ПРОЕКТ «Мой любимый город» Воспитатель: Арутюнян А. М. Проект в первой младшей группе «Мой любимый город» Тип проекта: краткосрочный.

Проект «Мой любимый город» Проект «Мой любимый город» (старшая группа) Вид проекта: познавательно-краеведческий. Продолжительность проекта: сентябрь 2018- май 2019г.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Череповец — город металлургов»
Опубликовано: 9 октября 2019 в 11:57
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД