Приложение МААМ

Проект «Что не изба, то терем!»

Екатенина Новикова
Проект «Что не изба, то терем!»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр»

Подростковый клуб «Светлячок»

Участники: дети старше 7 лет

Срок реализации:

с 2 июня-15 июня:

с 1 июля-15 июля

Автор:

Новикова Екатерина Алексеевна

педагог дополнительного образования

1 квалификационная категория

г. Кулебаки 2014 г.

Пояснительная записка

Сын железа и каменной скуки. Попирает берестяный рай.

Клюев Н. А.

Публикация «Проект „Что не изба, то терем!“» размещена в разделах

Ухудшение состояния здоровья детей в нашей стране, увеличение учебных нагрузок, тяжелое положение многих семей, другие неблагоприятные факторы обусловлены нестабильной экономической обстановкой в государстве. Рост подростковой преступности, наркомании и еще ряда социально зависимых показателей неблагополучия свидетельствуют об острой необходимости любых, прежде всего, доступных основной массе населения, форм организации досуга и оздоровления детей и подростков во время наиболее продолжительных летних каникул.

Проблема организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в каникулярный период всегда была и остается в центре внимания не только руководителей общеобразовательных учреждений, но и учреждений дополнительного образования детей. С этой целью в нашем подростковом клубе «Светлячок» ежегодно организуется отдых для всех категорий школьников.

Педагогическая проблема заключается в поиске новых способов организации отдыха ребёнка, испытывающего потребность отдыхать с пользой для себя и социума, в поиске механизмов, позволяющих реализовать данную потребность. Основанием для постановки проблемы является сложившаяся ситуация в основной школьной педагогической деятельности, которая не позволяет ребёнку проявить свои индивидуальные особенности в полном объёме.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Организуемая прогулочная группа в летний период – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.

Основное содержание работы в прогулочной группе составляет спортивная, познавательная, интеллектуально-творческая деятельность. Жизнь во время работы группы должна быть насыщенной, полезной, полной событий. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят с взрослыми и между собой. Досуг, игры должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям.

Детей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового.

Исходя из этого, был разработан проект «Что не изба, то терем», который направлен на раскрытие творческих способностей личности детей, а главное способствует активизации их познавательной деятельности, оздоровлению как морально, так и физически.

В исследовательскую деятельность вовлекаются дети, у которых нет возможности выехать за пределы района и тогда для саморазвития и самореализации, для повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию личности внедряется проект по краеведческому направлению, которые позволит совместить приятный отдых с полезными делами.

Работа над проектом «Что не изба, то терем» станет для нас возвращением к истокам и старинным традициям наших предков, отражения их быта в образе русской избы. Мы узнаем много интересного о прошлом и настоящем своего села, о соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома, во внутреннем убранстве дома – это внутренний мир человека, его мировоззрение на жизнь, которое передается нам из поколения в поколение. К сожалению, на сегодняшний день происходит утрата традиционной культуры деревянного строительства. В наши дни подлинные русские избы, не перестроенные и не искаженные, сохранились лишь под открытым небом. И наша задача: систематизировать полученные знания, сохранить полученные сведения и самим выполнить макет русской избы. Важно сохранить частицы и следы старины, протянув нить из прошлого в будущее.

Избы на Руси строили испокон веков. Само понятие – Русь – неотделимо от понятия изба. Русская изба – это Россия в малом. Настоящие русские избы дошли до нас благодаря многовековой верности крестьянства заветам старины. Для русского человека бревенчатая изба является его изначальным памятником. Изба – это символ семейного очага, потому что само слово – очаг – не мыслится без огня в избяной печи; это памятное начало русской жизни, её самобытный корень.

Изучая тему «История русской деревянной избы», понимаешь, что прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому.

Цель проекта :

организация социально значимой деятельности для детей и подростков, направленной на развитие потребности и интереса изучения истории родного края и гражданско-патриотических качеств.

Задачи:

учиться находить сведения об истории русской избы;

выявить традиции строительства и обустройства русской избы;

воспитание ценностных отношений к окружающему миру, людям, к себе самому, повышение культурного и интеллектуального уровня ребят;

развивать коммуникативные способности и учить эффективно взаимодействовать с другими людьми;

выполнить макет русской избы, используя полученные при исследовании знания.

Содержание проекта

Основные этапы реализации проекта

Подготовительный этап (май)

- изучение интересов детей и подростков;

- разработка проекта;

- выбор семей имеющих большой опыт строительства;

- подготовка материально-технической базы, методической литературы и наглядных материалов;

- формирование прогулочной группы.

Основной этап (июль)

- реализация проекта;

- занятие с методической литературой по работе с детьми и подростками;

- организация и проведение экспедиций и экскурсии;

- фотосъемка домов и элементов народного быта;

- сбор и запись информации о крестьянском быте;

- организация и проведение мастер – класса;

- проведение бесед, анкетирования;

- игровая программа: «Завалинка. Русские посиделки»;

- выполнение макета русской избы;

- ведение документации.

Итоговый этап (август)

- подведение итогов и анализ проделанной работы;

- оформление отчетов о проделанной работе;

-оформление выставки макетов;

- информация в СМИ.

Формы и методы реализации цели и задач

Для достижения поставленных цели и задач мы используем разнообразные формы и методы работы:

-проведение инструктажа по техники безопасности;

- игры на взаимодействие, командообразование;

-экспедиции, фотосъёмки;

-беседы о строительстве и убранстве русской избы;

-конкурсно - познавательные программы;

-коллективно - творческие дела;

- мастер – класс;

- деятельность, направленная на развитие социальной активности;

- выполнение макета русской избы.

Система оценки результативности проекта :

Система оценки результативности необходима для изучения интересов и потребностей подростков, посещающих прогулочную группу, их взаимоотношений в коллективе, влияния этих взаимоотношений на личностный рост ребенка, динамики личностного роста каждого участника проекта в процессе реализации проекта, характера реализованных инициатив (собственнический или социальный, изменение уровня асоциальных явлений.

Основные методы педагогической диагностики, используемые в качестве диагностического инструментария:

информационно – констатирующие: анкета, беседа;

поведенческие: наблюдение, ситуации (искусственные и естественные, анализ взаимодействия;

оценочные: самооценка, оценка;

продуктивные: изучение продуктов деятельности подростков (выставки поделок, рисунков, посещающих прогулочную группу.

Мы проводим входящую, текущую и итоговую диагностику.

Входящая диагностика.

Входящая диагностика проводится в организационный период.

Цель: выявить интересы и ожидания детей и подростков; выявить индивидуальные личностные особенности с последующим учетом их при работе.

Формы:

- анкета «Здоровый человек» (приложение 1)

- диагностические упражнения, например: «Ожидание»

Текущая диагностика

Цель: отслеживать эмоциональное состояние и развитие детей и подростков. Если есть необходимость – корректировка проекта с учетом полученных данных.

Формы:

- опросники, тесты

- цветопись

- наблюдение

- социометрия

- беседы

- самооценка, оценка

- выставки поделок, рисунков, акции

Итоговая диагностика

Цель: соотнести полученные результаты с целями и задачи проекта; подвести итог реализации проекта

Формы:

- анкета «Мои впечатления»

- возвращение к «Ожиданиям»

В случае возникновения проблемной ситуации необходимо проведение проблемной диагностики.

Цель: выявить проблемы во взаимоотношениях в коллективе в целом или коллектива с отдельным ребенком с последующим выходом из данной ситуации.

Формы:

- наблюдение

- беседа

- самооценка, оценка

Ожидаемые результаты

Результат проекта должен быть положительным для всех. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков.

Реализация данного проекта предполагает следующие результаты:

• увеличение количества детей, проявляющих интерес к истории своей Малой Родины;

• сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения;

• приобретение опыта получения информации из разных источников;

• формирование нравственных и духовных ценностей являющихся неотъемлемой частью национального характера русского народа;

• укрепление связей между разновозрастными группами детей;

• укрепление здоровья воспитанников.

Публикации по теме:

Немного о себе!!! Резюме: Тимохина Ирина Александровна родилась 04 июня 1959 года. Стаж работы в должности воспитателя 28 лет ПР. №90-К от 21.02.1984 года;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Что не изба, то терем!»
Опубликовано: 5 октября 2014 в 08:34
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Что не изба, то терем!»» (включая файлы) размещена пользователем Екатенина Новикова (УИ 225477) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД