Получи документы

Проект «Чудесный мир народного творчества» по использованию фольклора в работе с детьми дошкольного возраста

Елена Михайлова
Проект «Чудесный мир народного творчества» по использованию фольклора в работе с детьми дошкольного возраста

Если ребенок родился и рос

На родной стороне, среди русских берез,

Слышал русские песни, колядки справлял, Светлым праздником Пасхи родных поздравлял,

Был воспитан в труде, милосердье, добре,

В уважении к старшим, родным и Земле,

Эту заповедь предков в душе сбережет,

Только радость и счастье с собой принесет.

Паспорт педагогического проекта

Тема проекта : “ЧУДЕСНЫЙ МИР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА” - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Публикация «Проект „Чудесный мир народного творчества“ по использованию фольклора в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Автор: воспитатель Михайлова Елена Васильевна.

Место работы : МБДОУ Чемерновская СОШ (дошкольное отделение)

Тип проекта : творческий; ролевой - игровой

Вид проекта : групповой;

Продолжительность: долгосрочный,

Участники: дети младшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Условия реализации: детский сад, школа,семья.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор».

Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.

АКТУАЛЬНОСТЬ ДАННОЙ ТЕМЫ ПРОЕКТА ОБУСЛОВЛЕНА НЕОБХОДИМОСТЬЮ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГАМИ ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНИКА. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ВОЗНИКЛО КАК ПРАКТИКА, КАК ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Реализации проекта "Чудесный мир народного творчества" позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющего успешность его развития в дошкольный период детства.

В гостях у бабушки

Как хорошо в гостях у бабушки,

Бабушки Варварушки.

Она и сказочку прочтт

И пирожочков напечт.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА – создать благоприятные условия для эффективного внедрения детского фольклора в воспитательно – образовательный процесс дошкольного учреждения.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

• Познакомить детей с разнообразными формами детского фольклора, с традициями и образами русского народа.

• Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.

• Развивать духовность, творчество, познавательный интерес.

• Воспитывать нравственные качества личности дошкольника, устойчивый интерес и любовь к народному искусству.

• ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап – “Аналитический”

• Осуществление диагностической деятельности.

• Выявление психолого – педагогических потребностей родителей.

2 этап – “Подготовительный”

• Создание условий для реализации проекта, изучение соответствующей литературы

Разработка плана - программы сотрудничества ДОУ, семьи и социума (заключение договоров о сотрудничестве).

• Планирование работы по организации работы с детьми для реализации задач проекта.

3 этап – “Основной”

• Реализация разработанных планов педагогической деятельности с детьми.

• Проведение досуговых мероприятий с привлечением детей, не посещающих детский сад.

• Организация совместной деятельности педагогов детского сада, семьи и социума.

4 этап - “Итоговый”

• Обобщение и презентация опыта работы и анализ достигнутых результатов.

Выявление перспектив дальнейшего сотрудничества ДОУ, семьи и социума.

Ресурсы, необходимые для реализации проекта

1. Квалифицированные педагогические кадры ДОУ.

2. Наличие библиотеки научно – методической и художественной литературы.

3. Наличие аудио-визуальных средств (кассеты аудио, ДВД диски, видеокассеты, диафильмы, музыкальный центр).

4. Наличие и использование в работе подлинных музыкальных русских народных инструментов : балалайка, бубен, рожок, гармошка, трещотка, дудка.

5. Созданные в группах уголки ряженья, игровой, музыкальной и театрализованной деятельности.

6. Наличие музыкального зала.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие.

Разучивание подвижных игр «У медведя во бору», «Как у дедушки Трифона»; физкультминутки «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба»; утренняя гимнастика «Петушок, петушок…», «Ладушки».

Социально-коммуникативное развитие.

Чтение фольклорных потешек, пословиц, закличек: «Ваня, Ваня простота», «Огуречек, огуречек», «Петушок, петушок», «Ладушки», «Уж как я свою коровушку люблю», «Ай лады, лады, лады!», «Дождик», «Водичка, водичка, умой моё личико», «Наши уточки с утра», «Бычок смоляной бочок».

Игровые образовательные ситуации: «Петушок и его семья», «В гостях у Бабушки-Загадушки», «Сказка в гости к нам пришла», «Еле-еле, еле-еле, завертелись крусели», «Курочка-Рябушечка», «Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка»,

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча», «Васькин поясок». Пальчиковая гимнастика: «Сорока», «Весёлые пальчики», «Коза», «Дождик», «Белочка», «Семья», «Оладушки», «Пальчики».

Просмотр кукольных спектаклей «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», "Курочка Ряба".

Познавательное развитие.

Беседы: «Кто к нам в гости пришёл?», «Народная игрушка – матрёшка», «Народная игрушка – деревянная игрушка»,

«Народная игрушка – кукла-самоделка», «Потешный промысел наших предков», «Глиняный человечек».

Беседа с детьми «Что такое сказка?», «Кто придумал эти сказки?».

Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр («Угадай героя сказки по описанию», «Назови лишнего персонажа сказки», «Чьи это слова?», «Из какой сказки иллюстрация?» и т. д.)

Коммуникативное развитие.

Чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию, отгадывание загадок.

Рассматривание иллюстраций к сказкам в альбоме «Что за прелесть эти сказки».

Художественно-эстетическое развитие.

• Выставка рисунков и поделок из пластилина на тему сюжетов из русских народных сказок (совместно с родителями) .

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С РУССКИМ НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ

• Заучивание потешек, прибауток, закличек.

Использование пословиц, загадок, поговорок.

• Чтение художественной литературы.

Использование пальчиковых игр, русских народных песен и танцев.

• Проведение русских народных игр.

Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

• Применение игрушек и изделий народных промыслов.

• Представление кукольного театра.

• Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

• Рассказ о народных обычаях и традициях.

• Рассматривание иллюстраций о русском быте.

• Беседы, вопросы, разъяснения

ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

• Организованная образовательная деятельность.

• Совместная деятельность.

• Праздники и развлечения, театрализованная деятельность.

• Наблюдения в быту и природе.

• Экскурсии в музей и детскую библиотеку.

• Организация концертных мероприятий, конкурсов рисунков и поделок.

• Посещение тематических выставок.

• Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

• Встреча с интересными людьми.

На подготовительном этапе работы нами было сделано следующее:

• подобран фольклорный материал, адекватно возрасту детей;

• составлена картотека разных видов детского фольклора для всех режимных моментов;

• подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произведениями.

На втором этапе реализации проекта составили перспективный план на основе реализуемой образовательной программы с учетом возрастных особенностей, уровня развития каждого ребенка. Для реализации поставленных нами задач включили в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность, формирование культурно- гигиенических навыков и систематизировали работу.

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Открылся в группе новый уголок. Но здесь не только мы играем,

А речь свою все развиваем, Ведь, чем играем, называем.

ОЧЕНЬ ВАЖНО БЫЛО СОЗДАТЬ РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ.

Подобрали соответствующие настольно- печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогли бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.

Оформили мини-музей «Русская изба», в котором разместили предметы старинной утвари, образцы декоративно-прикладного искусства, помогающие детям ближе познакомиться с историей и бытом русского народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются сегодня в быту.

Создали в группе центры музыки, театрализации и искусства.

ЦЕНТР ТЕАТРА И МУЗЫКИ

А это театрально - музыкальный уголок.

Здесь можно в гнома превратиться

И в Бабку Ежку нарядиться.

Сказки здесь покажем вам,

«Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»,

«Заюшкина избушка» или даже «Теремок».

Любим все мы выступать: петь, плясать

И на музыкальных инструментах играть.

Мероприятия с использованием русского фольклора мы рассматривали не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с детьми.

Работу строили на активном соучастии и сотворчестве педагога и ребёнка, используя прием действенного соучастия. Он рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём преимущество фольклорных мероприятий.

Ещё один прием, используемый нами - динамический акцент на фрагментах текста в сочетании с движениями.

Этот прием особенно эффективен в работе с детьми младшего возраста. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность.

Мультимедийных героев смастерили!

Вы их узнали? Мы им потешки рассказали!

Дружно с ними мы живем

Потешки учим и поем!

Регулярное использование фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Родители к нам в гости приходят и это мы классным находим

В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ РЕБЕНОК ПОЧТИ ВСЕ ВРЕМЯ НАХОДИТСЯ В ОКРУЖЕНИИ САМЫХ БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ, И ТОЛЬКО В СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ МОЖНО РАЗВИТЬ ИНТЕРЕС И ЛЮБОВЬ К БОГАТСТВУ И КРАСОТЕ ВСЕГО, ЧТО ЕГО ОКРУЖАЕТ, К НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ. Поэтому, в проекте нашли отражение разнообразные формы работы с родителями – это и наглядные, и информационно – аналитические, познавательные и досуговые.

ПРЕКРАСНО, ЕСЛИ ВЗРОСЛЫЕ НАПОЛНЯЮТ ЖИЗНЬ РЕБЕНКА СВЕТОМ ДОБРА И ЛАСКИ, ЕСЛИ СПОСОБНЫ ОБОГАТИТЬ СРЕДУ, В КОТОРОЙ ОН РАСТЕТ. Мы считаем, что народно - поэтическое слово может и должно обогатить эту среду. В результате общения с фольклором ребенку передается его настроение и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность. Значит, наш проект действует, ЭТОТ ОПЫТ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ И СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА СОЗДАЕТ НЕОБХОДИМЫЕ ОСНОВЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАШИХ ВОСПИТАННИКОВ.

Благодаря данному проекту, он не только развивает речь и мелкую моторику детей, но также позволяет обучить их нравственным нормам.

Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА ИМЕЕТ ОГРОМНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ. МЫ СЧИТАЕМ, ЧТО ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД – ЭТО БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД, КОТОРЫЙ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В НАШЕЙ РАБО

Ожидаемые результаты

Воплощая в жизнь наш проект, мы уверены в том, что сумеем:

• создать условия и сформировать предметно- развивающую среду для внедрения в жизнь своих воспитанников детского фольклора;

• воспитать у детей зачатки нравственного самосознания и причастности к родным истокам;

• способствовать развитию познавательных процессов, речи и мелкой моторики ;

• научить более бережно относиться к историческому наследию и традициям своего народа;

• повысить профессиональный уровень управления процессом художественно-эстетического воспитания дошкольников;

• будет создана модель взаимодействия детского сада и социума;

• опыт работы по реализации проекта будет оформлен в виде брошюры для рекомендации педагогам дошкольных учреждений района.

Работа с родителями.

Совместные мероприятия способствовали установлению доверительных отношений с родителями, что оказывало положительное влияние на состояние педагогического процесса.

Содержание работы с родителями реализовались через разнообразные формы

Наименование С какой целью используется эта форма Формы проведения общения

Информационно- аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проведение срезов и опросов.

Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги, праздники, развлечения, участие родителей и детей в конкурсах и выставках изделий народного рукоделия, предметов старинного быта, игрушек, открыток. Привлечение к изготовлению атрибутов к играм и элементов русского народного костюма.

Познавательные Ознакомление

родителей с

русской

народной

культурой,

обрядами

русского народа.

Формирование у

родителей

практических

навыков. Проведение

родительского

собрания по теме

«Народное творчество

в жизни

ребенка», консультации

в нетрадиционной

форме, педагогическая

гостиная, игры с

фольклорным

содержанием,

тематическая

библиотека для

родителей, папки-

передвижки.

Наглядно -

информационные:

информационно-

ознакомительные;

информационно-

просветительские. Ознакомление

родителей с

работой в

группе, с

преподнесением

материала в

зависимости от возраста детей Организация открытых

просмотров занятий и

других видов

деятельности.

День открытых дверей

группы.

Выпуск газет, обновление материалов в родительском уголке, организация мини -библиотеки по народному творчеству. Создание альбома изобразительного творчества «Уголок России».

План работы с родителями и социумом

Форма взаимодействия Содержание работы

Сообщения для родителей «Фольклор в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

«Русская народная кукла в играх современных детей»

Консультации для родителей «Народная мудрость гласит» (пословицы и поговорки)

«Маленьким детям сказки лучше рассказывать»

«Корни национальной памяти»

Организация выставок «Мое село – край родной» (фото)

«Куклы для театра»

«Сорока-белобока»

Оформление мини-музея «Русская изба» (с привлечением родителей и социума) «Из бабушкиного сундучка»

«Народные инструменты»

«От скуки на все руки»

Организация и проведение развлечений «В гости к Хозяюшке» (знакомство с русской избой)

«В гости к солнышку» (спортивное развлечение с использованием народных игр)

«Широкая Масленица» (большой общий праздник)

Проведение родительского собрания в нетрадиционной форме «В гости к Сороке – белобоке» (музыкальное развлечение)

Привлечение к обогащению предметно- развивающей среды пополнение мини-музея «Русская изба»

вещи, связанные руками наших бабушек

оформление поделок из валенок

Оформление картотек (с привлечением родителей и социума)

«Русский народный фольклор»

«Русские народные игры»

«Азбука народной мудрости»

«Музыкальный фольклор

«Загадки из прошлого»

Публикации по теме:

«Аукцион педагогических идей». Семинар для педагогов по использованию технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста«Аукцион педагогических идей». Семинар для педагогов по использованию технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста «Аукцион педагогических идей» (территориальный практико-ориентированный семинар в формате аукциона педагогических идей «Возможности применения.

Роль устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №33 комбинированного вида Опыт работы Карапетян Рузанна Р «Роль.

Формирование начальных ключевых компетентностей детей дошкольного возраста, средствами элементов народного фольклора Формирование начальных ключевых компетентностей детей дошкольного возраста, средствами элементов народного фольклора. Компетенция.

Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста (консультация для родителей) Первое знакомство ребенка с художественным.

Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста (консультация для родителей) Первое знакомство ребенка с художественным.

Методические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возрастаМетодические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возраста Сегодня представляю вашему вниманию идеи, как можно использовать пластиковые крышки и какую пользу они приносят дошкольникам. Для начала.

Познавательное занятие по экспериментированию с водой с использованием элементов устного народного творчества (фольклора) Авторы: Вера Ефремова, Амеличкина Наталья Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей с использованием знаний о сказках.

Проект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Сказка» Проект «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО.

Проект по использованию разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми «Зима»Проект по использованию разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми «Зима» Проект по теме: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми группы «Гномики». «Зима»» Тип проекта:.

Развитие речи детей дошкольного возраста, по средствам устного народного творчества Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. Елизавета Ивановна Тихеева. Аннотация: в работе описывается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Чудесный мир народного творчества» по использованию фольклора в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 1 сентября 2018 в 22:43
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД