Елена Магурова
Проект «Чудо чудное, диво дивное — русская матрешка» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Проблема заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень–то чем–либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях.
Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Значимая для детей проблема на решение, которой направлен проект: как появилась матрёшка? Какие бывают матрёшки? Недостаток знаний о русских народных матрёшках был выявлен при анкетировании детей в форме беседы.
Публикация «Проект „Чудо чудное, диво дивное — русская матрешка“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Тип проекта: творческо-познавательный
Длительность проекта: краткосрочный(1 неделя)
Цель проекта :познакомить детей с происхождением русского сувенира, с историей его развития, развивать знания о различных формах, видах росписи матрешек, прививать любовь к декоративно-прикладному искусству, воспитать интерес к истории России, к истокам русской народной культуре, народному творчеству на примере русской национальной матрёшки.
Задачи:
познакомить детей с историей матрёшки;
дать знания о матрёшке, о её цветовой гамме;
развивать сенсорные навыки;
помочь увидеть необычное в обычном;
освоить некоторые художественные элементы;
содействовать развитию творческих способностей детей.
Участники проекта:
дети средней группы;
родители ;
педагоги;
музыкальный работник.
Интеграция областей по ФГОС
Художественно-эстетическое развитие
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Ожидаемый результат :
заинтересованность детей темой: русская народная игрушка «матрёшка», проявление их познавательной активности.
развить знания детей об отличительных особенностях матрёшки, выделять детали костюма матрёшки (сарафан, кофта, платок, фартук)
пробуждение интереса к русским промыслам
разучить простейшие элементы росписи
дать представление о цветовой гамме матрёшек
расширить и активизировать словарный запас слов
объединение детей, педагогов и родителей при организации выставки совместной работы.
Этапы реализации проекта:
• 1 этап : подготовительный
Создание предметно – развивающей среды:
Подбор материала для оформления уголка художественного творчества «Будем знакомы – русская Матрёшка»;
Подбор методической литературы (по ознакомлению детей с русским сувениром)
Изготовление дидактических игр
Подбор художественной литературы (стихи, загадки, песни)
Наглядный материал.
Материал для художественного творчества (вода, карандаши, краски, пластилин, соленое тесто, бисер, ткань)
Взаимодействие с семьей:
Беседа «Откуда пришла матрешка»
• 2 этап: основной
Организованная образовательная деятельность
Чтение стихов, отгадывание загадок, обыгрывание потешек
Знакомство с росписями матрешек
Художественное творчество (аппликация, лепка, роспись)
3 этап : итоговый
Просмотр презентации «Такие разные матрешки»
Подготовка совместной выставки педагога, детей и родителей «Матрешки водят хоровод»
Проведение развлечения «В гости к матрешке»
Распространение проектной работы «Чудо,чудное, диво дивное –русская матрешка» на районном уровне в рамках районной творческой мастерской.
Основной этап:
Образовательные ситуации:
1. «Будем знакомы - русская Матрёшка» (приложение №1);
2. «Откуда пришла Матрёшка»;
3. «Какие они разные и такие похожие»;
Творческие мастерские:
1. Пластилиновая живопись «Порадуем матрёшек»;
2. Аппликация: «Украсим сарафан матрёшке»;
3. Пластилинография «Барельеф -Такие разные матрешки»
4. Декоративное рисование «Мы весёлые матрёшки, хороши у нас одёжки»
Творческая деятельность воспитателей, детей и родителей:
«Создадим свою матрешку»-аппликация из бисера, из ткани, из бросового материала.
Развлечения в детском саду:
• «Мы весёлые матрёшки, ладушки, ладушки»»,
• «Матрёшка приглашает»
Творческие выставки
• Выставка совместной работы педагога, детей и родителей «Матрёшки водят хоровод»
Работа с родителями:
1. Ознакомление детей с семейными реликвиями – старинными игрушками ;
2. Совместная работа родителей и детей «Создадим свою матрешку»: подготовка работ к выставке.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воробьёва О. Я. «Декоративно – прикладное творчество. Традиционные народные куклы.» - Волгоград: Учитель, 2009г.
2. Журналы: «Дошкольное воспитание», №9,10, 2008 г. №4, 1994г.
3. Русская матрёшка. М: Мозаика, 2003г.
4. Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изодеятельности: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей – М: Просвещение, 1996г.
5. Алехин А. «Матрёшки», Москва, 1989 г.
6. Берестов В. «Матрёшкины потешки», М: 1992г.
7. Котова И. Н., «Русские обряды и традиции. Народная кукла» - СПб. : Паритет, 2010г.
8. Дайн Г. «Русская народная игрушка», М:, 1981г.
9. Кондакова Н. «Матрёшка/ Новая игрушка». – 1993 №3; 1996 №10