Проект «Декоративно-прикладное искусство» для подготовительной к школе группы

Кунакбика Мухтаровна
Проект «Декоративно-прикладное искусство» для подготовительной к школе группы

Проект «Декоративно-прикладное искусство»

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы

Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой недостаточно раскрыты условия формирования творческого воображения у детей. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.

Цели:

• Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.

• Развивать у детей познавательный интерес к башкирскому народному творчеству.

Задачи:

Образовательные:

• Познакомить детей с народными промыслами.

• Вызвать интерес у детей к народному творчеству.

• Закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни.

• Учить понимать образный смысл загадок.

• Закрепить умение сочетать движения и речь

• Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.

• Воспитывать у детей любовь к башкирскому народному прикладному искусству.

• Воспитывать любовь к народному творчеству.

• Воспитывать уважение к работе народных мастеров.

• Воспитывать эстетические и этические чувства.

• Воспитывать любознательность.

Развивающие:

• Развитие познавательной активности детей.

• Развивать чувство цвета, композиционные умения.

• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

Виды деятельности. Пути реализации.

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару».

Ознакомление с окружающим

•Целевая экскурсия в природу

План-проект по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством башкирского народа

Месяц Мероприятия Методы

Сентябрь Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством Картинки, иллюстрации

Октябрь Знакомство с национальным башкирским костюмом Экскурсия в музей

Ноябрь Ознакомление с башкирским орнаментом

Декабрь Роспись камзула

Январь Роспись тюбетейки

Февраль Искусство кожаной мозаики. Роспись башкирских сапожек.

Март Знакомство с вышивкой.

Апрель Украшение полотенца

Май Итоговое занятие: мастерская умелых рук

Декоративно-прикладное искусство башкирского народа

Декоративно-прикладное искусствобашкирского народа многообразно: орнаментальные мотивы использовались в декорировании предметов убранства коня, ткачества, вышивки, оружия, одежды, в декоре элементов дома и других объектах материальной культуры, в которых отражается тесная связь с трудом, обычаями и традициями народа.

Наиболее характерные формы декоративно-прикладного искусства башкирского народа — это украшения, вырезанные из дерева и красиво, ярко расписаны; вышивка и аппликация; тканине ковров; украшения из кораллов, бисера и монет; вязка узорами.А также орнаментами украшались предметы обихода: из дерева шкатулки, футляры для курая (национальный инструмент, посохи, сундуки, постельное белье, орудия прядения и ткачества;изделия из бересты: посуда предназначенные для меда и масла, разнообразные короба и корзины, колыбели, инструменты пчеловодства. Колыбели, туески, корзины для ягод украшались несложными орнаментами в виде резьбы, шитья и аппликации.

Цветовая гамма башкирского орнамента яркая, многоцветная,в которой преобладают: красный (цвет тепла и огня, желтый (цвет изобилия и богатства, черный (цвет земли и плодородия, зеленый (цвет вечной зелени, белый (цвет чистоты помыслов, миролюбие, синий (цвет свободолюбия, коричневый (цвет старости увядания). Хараусы — налобные повязки, они обычно были желто-оранжевого и красно-коричневого цвета. Цвет основы изделий — красный, черный, желтый и белый.

В орнаментальных композициях встречаются сочетания узоров, образующихся из геометрических, зооморфных и растительных фигур и элементов. Исходя из назначения, орнамент располагается бордюром, отдельными розетками или сплошной сеткой.

«Кускар» (символ завитых бараньих рогов и символ трав) — основной мотив в башкирском орнаментальном комплексе. В ромбических орнаментах отражается земледельческая деятельность башкир, а ромб постепенно становится идеограммой Жизни и Блага. Кругообразные орнаменты являются упрощенным изображением солнца, которыми украшались еляны (верхняя одежда). Элемент «свастика» является символом плодородия, солнца, скрещенного молота, молний. Он считался хранителем от злых сил, символом солнца, жизни и добра. Символ «сердечко» обозначает гостеприимство, встречается в орнаментах и других народов.

Название элементам давали мастерицы: крупный ромбический элемент называли «поднос», отростки ромба — «птичьи головки», мелкие элементы в виде столбиков и квадратов — «клоп», ромб типа русского репья «цветок», узор из соединенных ромбов — «талия муравья», косой крест с маленьким ромбом в центре «рак», полоска из соединенных углами ромбов — «ветка бадьяна» и другие.

Башкирский орнамент сегодня используется для производства ковров, платков, салфеток, деревянной посуды, подарочных сувениров. Башкирский орнамент очень древний, но и сейчас не потерял своей актуальности, их можно увидеть на домах, плакатах.

Резьба по дереву у башкир

Это один из ранних видов декоративного творчества. В Башкортостане резьба по дереву получила развитее там, где было много липовых и березовых лесов. Резьбой орнаментировались седла, стремена, чехлы для оружия, посуда, детали ткацкого станка и другие.

Среди разнообразных предметов художественного ремесла особое место у башкир занимают изделия, изготовленные из дерева и древесных материалов. Достаточно указать на ковши с ажурной ручкой или же на конские седла с красивыми луками. Редкий дар резьбы становился занятием всей жизни некоторых мужчин. Резные ковши, чаши и кадки для кумыса, изготовленные их золотыми руками, пользовались широким спросом на местных базарах и ярмарках. Опытные резчики бережно хранили и передавали тайны и секреты прикладного творчества от поколения к поколению. Молодые мастера обогащали и усовершенствовали его. Декоративно-прикладное искусство башкир претерпело в своей истории периоды взлёта и упадка. Но все же и до сегодняшнего дня оно донесло замечательные образцы произведений культуры, созданные руками народных мастеров из башкир. Одним из важных условий для дальнейшего успешного развития современного декоративно-прикладного искусства является глубокое и всестороннее изучение народного творчества. Поэтому учёные так старательно изучают сегодня башкирское прикладное искусство, выясняют его истоки и историю развития. Выявляют, собирают и в виде альбомов публикуют лучшие произведения народных мастеров. А художники-прикладники и народные умельцы в своем творчестве опираются на этот опыт.

Посуда из дерева

Деревянная посуда без сомнения тоже является национальной посудой башкир. До прихода на территорию Южного Урала кочевых башкирских племен тюркского этноса, коренные жители краю активно использовали изделия из дерева, которое являлось основным сырьем. В процессе формирования башкир как отдельной национальности, произошел синтез культур племен и народов, участвовавших в генезисе. При расселение башкирских племен в лесостепной зоне отпала острая нехватка древесины, и деревянные изделия прочно вошли обиход.

Башкирская деревянная посуда разделяется на две группы - цельная долбленая посуда и посуда со вставными донцами.

Самыми большими и наиболее грубыми сосудами являются сара и табак (ашлау). Сара - короткое и широкое корытце, табак - огромная деревянная чаша до 50 и более сантиметров в диаметре с ушком у края, в котором проделано отверстие для подвешивания. Сара и различной формы табак, чаще всего сделанные из древесных наростов, употребляются для пищи (в них еда подается или хранится).

Большие и глубокие чаши с небольшой ручкой - алдыр - делаются из березового или лиственничного нароста (уру). Служат для черпания и разливания по чашкам кумыса.

Плоские чашки (тустак, тагась) делаются очень тщательно и используются для питья кумыса.

Башкирский ковш (ижау) имеет довольно плоскую, продолговатую форму со слегка загнутым кверху носком. Ручке ковша придается причудливая форма, она часто украшается резьбой. Чаще всего вырезается из березового нароста или корня.

Для черпания пищи употребляются большие половники (сумэс, круглой или слегка вытянутой формы с длинной ручкой. Ложки (калак) служат для черпания пищи и очень мелки.

Для черпания лапши (салма) используются особые продырявленные черпаки (салма алhыс) или плетеные из черемуховых или калиновых прутьев (сулпы).

Веретенные изделия

Наиболее распространенный способ прядения - на веретене. Кудель льна или шерсти привязывали к прялке. Бытовали составные прялки в виде лопатки, реже встречались прялки в виде гребня. Их украшали росписью и резьбой. Весь процесс прядения и ткачества происходил в крестьянской избе был распространен составной ткацкий стан,который собирали из отдельных деталей: рамы, навои, набилки с бердом, подножки, блочки, ниченки, челноки и т. д. на ручных деревянных станах ткали холсты, пестрядь, сукно, узорные ткани в многоремизной, браной, закладной технике. Ткани шли на пошив одежды, изготовление скатертей, полотенец, пологов и т. п.

Традиционным материалом для изготовления прялки служила береза. Однако к северным и восточным границам ареала, особенно в местах проживания людиков, – рядом с березовыми прялками могли встретиться и прялки из хвойных пород древесины. Определение породы дерева в некоторых случаях (когда поверхность покрыта плотным слоем краски) может быть затруднительным.Всего удалось определить материал у 91 экземпляра: 82 прялки сделаны из березы, 9 – из древесины хвойных пород (в музейной коллекции только 2 прялки сделаны из хвойной древесины).

Прялки вырезались ручными резцами и, прежде всего, топором, следы от которого довольно часто можно различить и на донце, и на лопаске010. Но все-таки поверхность многих прялок тщательно, а иногда профессионально чисто обработана. Токарной резьбы нет ни на одной прялке.

Прямое назначение прялок – удерживать кудель на удобной для прядильщицы высоте. Кудель крепилась на уплощенной верхушке вертикальной стойки (на лопаске). По продольной оси лопаски просверлены отверстия для спицы, которая пронзала кудель. Число отверстий колеблется от трех до восьми, однако крайние значения диапазона единичны. Наиболее распространены варианты с четырьмя, пятью и шестью отверстиями.

Для удобства наматывания на веретено спряденной нити на прялке делали специальное наклонное коническое углубление, куда упирали тупой конец веретена. Углубление размещали в нижней части ножки, на боковой ее грани над пятой. Совершенно очевидно, что наличие или отсутствие углубления для упора тупого конца веретена свидетельствует о бытовании разных технологических приемов используемых при прядении. Там, где углублений на прялках не делали, веретено упирали в колено.

Орудия труда так же богато украшались резьбой (набойные доски, вальки, рубели, швейки, гребни, веретена, детали ткацкого стана, прялки). Существовали различные способы художественной обработки древесины, но наиболее распространенным была резьба. Резьбой украшали архитектурные сооружения, мебель, различные поделки и предметы быта. Резьбу по дереву использовали и в других ремеслах. При отделке тканей способом набойки, то есть ручным печатанием краской по ткани, применяли манеры - деревянные доски с вырезанным узором.

Тиснение на коже

Один из традиционных видов декоративно-прикладного искусства всех кочевых народов. Перед тиснением кожа окрашивалась в красно-коричневый цвет с помощью настоя из ивовой или дубовой коры. Размоченные заготовки накладывались на деревянный штамп и оставались под гнетом до высыхания. Иногда фон вытравляли медным купоросом, и он становился темнее рисунка. Широко применялся также резной орнамент. Хотя резной орнамент древнее тиснения, в быту башкир он сохранялся намного дольше, и традиции резного орнамента дошли вплоть до начала 20 века.

Основной фигурой при орнаментации кожи был трилистник. Кроме тиснения, изделия из кожи украшались металлическими накладками с серебрением или золочением и чеканкой.Практически все предметы кочевого быта: фляги для кумыса, чехлы для вооружения, сумочки для дроби, пороховницы, парадная упряжь, поясные и седельные сумки –были украшены различного вида орнаментом.

Вышивка

Вышивка была самым популярным видом творчества: искусством шитья владела каждая женщина, девушка. Популярности искусства соответствовали чрезвычайно широкая сфера его применения, большое разнообразие швов и богатство орнамента. Вышивкой украшались праздничная и обрядовая одежда, многочисленные предметы убранства дома. С каждой вещью, в зависимости от ее назначения, формы и величины, были связаны определенные национальные орнаментальные композиции.

В древности вышивка выполнялась по бересте, войлоку и коже. В пережиточной форме такие вышивки сохранились и в наши дни. Широко была распространена вышивка по холсту и домотканому сукну.

Тесно связано с вышивкой искусство аппликации. Вышивка и аппликация сопутствовали друг другу, применяясь зачастую на одних и тех же предметах.

Аппликацией орнаментировались в восточной Башкирии суконные голенища обуви, чекмени из домотканого сукна, халаты, отчасти женские платья, чепраки к женским седлам.

Ковроделие

К древнейшим достижениям культуры башкир относятся ковроделие и узорное ткачество. Археологический и особенно этнографический материал свидетельствует о том, что древние тюркоязычные предки башкир были знакомы с техникой ручного ткачества и умели выделывать ткани из шерсти и растительного волокна. Местные же племена Приуралья и Волжского бассейна знали ткачество еще на рубеже нашей эры, а к концу первого тысячелетия научились уже делать узорный холст. Продолжение обеих этих традиций мы наблюдаем в декоративном творчестве башкир.

Ковроделие у башкир представлено главным образом безворсовыми паласами. Паласами застилали земляной пол в юрте и нары в зимнем жилище, на них ели, спали, отдыхали; их нашивали на лицевую сторону войлоков, служивших матрацами, ими украшали юрту. В каждой семье имелись ковры разной величины, с разными узорами. По качеству ковров судили о прилежности и мастерстве хозяйки, о достоинствах невесты. Кстати, о трудолюбии невесты должны были свидетельствовать также многочисленные предметы узорного тканья и вышивки, которые готовили для приданого и свадебных подарков.

Узорное вязание

К сравнительно молодым видам башкирского народного искусства относится узорное вязание. У башкир оно было менее распространено, чем у соседних народов Поволжья и Приуралья. Изделия, вязанные из белой или коричневой натуральной шерсти, украшались рельефным геометрическим узором, иногда с добавлением цветной пряжи. Свадебные перчатки снабжались, кроме того, кисточками из ярких ниток. Пуховые шали окаймлялись ажурным геометрическим узором.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Декоративно-прикладное искусство России» в подготовительной группе Ничто не скрепляет народ как традиции. Именно на них опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем выше его национальная гордость.

Декоративно прикладное искусство «Розочки для мамочки»Декоративно прикладное искусство «Розочки для мамочки» Праздничное настроение - это веселое поздравление милых наших мамочек. Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо! Пусть всегда.

Декоративно-прикладное искусство в детском садуДекоративно-прикладное искусство в детском саду Декоративно-прикладное искусство в детском саду. «К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать.

Декоративно-прикладное искусство в предметно-развивающей средеДекоративно-прикладное искусство в предметно-развивающей среде Декоративно - прикладное творчество является важной и неотъемлемой частью общего художественного образования и эстетического воспитания.

Народное декоративно-прикладное искусство для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет)Народное декоративно-прикладное искусство для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. В.

Народное декоративно-прикладное искусство в детском садуНародное декоративно-прикладное искусство в детском саду Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания. Оно помогает формировать и развивать художественный.

Проект «Декоративно — прикладное искусство» Актуальность проекта: • Недостаточно дифференцируют понятия о декоративно – прикладном искусстве. •Дети неуверенно используют обобщающие.

Проект «Декоративно-прикладное искусство мордвы» для детей старшего дошкольного возраста Проект «Декоративно-прикладное искусство мордвы» Идея проекта: формирование осознанного представления о мордовском национальном орнаменте.

Проект «Декоративно — прикладное искусство» Проект на тему: «Декоративно - прикладное искусство» в дошкольной группе Автор: Борисова Татьяна Александровна Тип проекта: информационно.

Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группыПроект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы Автор проекта: Долматова Юлия Сергеевна Вид проекта: Долгосрочный, творчески-информационный Участники проекта: Дети средней группы, родители.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Проект «Декоративно-прикладное искусство» для подготовительной к школе группы
Опубликовано: 3 октября 2019 в 20:27
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 мая. Международный день климата

Климат и погода определяют, в каких домах нам жить, какую пищу кушать, каких домашних животных и культурные растения разводить. Защите климатических условий, бережному отношению к экологии каждого...

14 мая. День народной куклы на МААМ

Очередной тематический день посвящен игрушкам, которые дошли до нас из глубины веков. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с видами народных  кукол и сделать для...


Горячие темочки