МААМ-картинки

Проект «Декоративно-прикладное исскуство Мордвы»

Ольга Ингелевич
Проект «Декоративно-прикладное исскуство Мордвы»

ПРОЕКТ «Декоративно – прикладное искусство Мордвы»

Разработала: высшей кВ. категории Ингелевич О. И.

Мордовское декоративно-прикладное искусство является одним из важнейших источников формирования духовной сферы и взрослых, и детей.

Уникальные образцы народного искусства имеют огромное значение для подрастающего поколения не только как продукт человеческой деятельности мордовского народа, но и как показатель развития мировоззрения идеалов и ценностей конкретного этноса. Декоративно-прикладное искусство мордвы несёт в себе черты, присущие только мордовскому народу, его культуре – это вышивка и национальный костюм, многообразие орнаментальных мотивов, традиционные предметы быта, мордовская керамика и др.

Публикация «Проект „Декоративно-прикладное исскуство Мордвы“» размещена в разделах

Мы живём в Мордовии, Аши дети родились и живут в Мордовии. Они должна знать ценности своего народа. Самый благодатный путь – возрождение забытых национальных ценностей. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное сувенирное, а каждодневное погружение (обращение) к ним (истокам) даст положительный результат и дети проникнуться искусством мордвы, будут знать и различать среди

других – ценности мордвы.

Цель проекта :

- развить у детей интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства мордвы;

- углубить их представление об изделиях мордовского декоративно-прикладного искусства;

- научить отличать характерные особенности искусства мордвы

Задачи:

1. Сбор материала по данному проекту.

2. Составление перспективного плана.

3. Сбор практической части, доступной для детей старшей и подготовительной к школе группах.

4. Максимальное пополнение изделиями декоративно-прикладного искусства регионального уголка в группе.

5. Включить в педагогический процесс, в разные виды деятельности мероприятия, информацию по данному проекту.

Гипотеза

В процессе систематизированной работы по ознакомлению с произведениями декоративно-прикладного искусства мордвы через игры, через занятия, развлечения дети приобретут достаточные знания о ценностях мордвы и легко будут узнавать среди других мордовский костюм,деревянные игрушки. Легко составлять мордовские орнаменты и другое.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

№ п/п Содержание Сроки

1. Народное творчество мордвы. Беседа Сентябрь

2. Дидактическая игра «Татюня и Алдуня» В течение года

3. Что делает мордву похожих на царей? Беседа Октябрь

4. Рассматривание книги «Мордовский национальный костюм» В течение года

5. Дидактическая игра «Составь узор на рубахе» Ноябрь

6. Занятие по логоритмике «В гости к бабушке» Октябрь

7. Аппликация «Украшение варежки» Ноябрь

8. Украшения мордовских модниц. Беседа, рассматривание образцов. Декабрь

9. Мордовские Кутюрье. Беседа, рассматривание образцов. Январь

10. Глиняная игрушка - свистулька. Лепка Февраль

11. Рассматривание мордовских матрешек. В течение года

12. Мастера - резчики. Беседа Март

13. Мордовская вышивка Беседа Апрель

14. Украшение головного убора. Декоративное рисование. Май

15. Мордовочка. Лепка из теста, роспись. Май

НОД Художественно-эстетическое развитие (декоративное рисование)

(для детей старшего дошкольного возраста)

Украшение головного убора – сороки – элементами мордовского орнамента.

Задачи:

o Продолжать развивать устойчивый интерес к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства.

o Учить детей рисовать, используя мотивы мордовской вышивки. передавая своеобразный колорит.

o Учить составлять композиции из элементов

o мордовского орнамента.

Материал к занятию: гуашь, кисти, простые карандаши, силуэты головного убора – сороки на каждого ребёнка. Образец головного убора «сорока»

Ход деятельности:

Воспитатель: - Ребята, как называется республика, в которой мы живём? (Мордовия)

Правильно. У народа каждой национальности есть свой национальный костюм. Есть он и у мордвы. Скажите, из чего состоит женский национальный костюм мордвы?

Платье - панар, набедренное украшение - корке, головной убор - сорока, нагрудное украшение - сюлгамо.

Правильно, ребята. И каждая часть костюма очень красива, орнамент вышит шерстяными нитками, украшен бисером.

(Выставляется образец головного убора - сорока).

- Сегодня на занятии мы будем украшать головной убор. Посмотрите,

какой цвет преобладает в орнаменте? (красный, тёмно-синий, зелёный, жёлтый).

- Какие элементы вы видите в орнаменте? (крестики, сеточка, фонарики).

- Как правильно украсить сороку:

1. Вначале мы простым карандашом составляем композицию (эскиз) из элементов орнамента.

2. Затем подбираем цвет для элементов и фона.

3. И последний этап – роспись эскиза гуашью.

Самостоятельная работа детей.

Итог. Оценка деятельности, выставка готовых работ.

Занятия по аппликации (для детей старшего дошкольного возраста) Украшение варежки мотивом мордовского орнамента.

1. Задачи: Развивать интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства.

2. Воспитывать интерес к аппликации по мотивам народного орнамента.

3. Совершенствовать технические навыки при создании композиций мордовского орнамента,

4. Учить вырезать элементы узора по готовой разметке, составлять узоры, наклеивать геометрические формы.

5. Учить украшать в технике аппликации различные по форме предметы.

Материал к занятию:

Образец варежки (силуэт с аппликацией мордовского орнамента); силуэты варежки на каждого ребёнка (из белой бумаги); ножницы, разметки элементов узора - восьмиконечная звезда, квадрат на цветной бумаге красного, синего, зелёного, жёлтого цветов.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, отгадайте мордовскую загадку.

«Сделан хлевок для своих овечек.»

(Это варежки).

- Сегодня на занятии по аппликации мы будем украшать варежку по мотивам мордовского орнамента. Наши бабушки и прабабушки вязали на зиму тёплые варежки и носки. И чтобы они были красивыми, украшали свои изделия мордовским орнаментом.

-Почему украшали именно мордовским орнаментом? (потому что мы живём в республике Мордовия.)

- Правильно, ребята. А какие элементы мордовского орнамента вы знаете? (крест, галочки, ёлочка, ромб).

- А я вам покажу ещё два элемента - восьмиконечная звезда и квадрат (показ элементов).

- Назовите основные цвета мордовского орнамента (красный,синий,зелёный, жёлтый).

Выставляется образец варежки с элементами мордовского орнамента. Рассматривание.

- Резинка варежки украшена двумя зелёными и жёлтой полосками. На

тыльной стороне варежки посередине - тёмно-сини 1 квадрат,а на нём

восьмиконечная звезда красного цвета.

- Вы будете вырезать элементы по готовой разметке. Нужно отрезать ту часть

разметки, которая заштрихована. Восьмиконечная звезда - разметка разрезается

ещё и по линии сгиба.

- Все вырезанные элементы нужно разложить на варежке, а затем

последовательно наклеить.

Самостоятельная работа детей, оценка деятельности, выставка готовых работ.

Беседа с детьми (для детей старшего дошкольного возраста) «Что делает мордву, похожих на царей.» Мордовская вышивка.

Цель: дать детям представление о мордовском костюме, основных отличиях от других, основе мордовской вышивке.

- Ребята, в какой республике мы живем?

(Мы живём в республике Мордовия.)

- Люди какой национальности составляют основное население Мордовии?

(Основным населением Мордовии являются Мордва.)

- Как можно узнать среди всех людей- людей по национальности - мордва?

(Людей по национальности мордва можно узнать по национальному костюму.)

- Правильно, ребята. Люди каждой национальности имеют свой

национальный костюм. У мордвы тоже есть свой национальный костюм. Костюм

мордвы, особенно женский, очень красочен. Известный этнограф,профессор Иван Смирнов писал о мордовском костюме : «Благодаря оригинальному

расположению нашивок и вышивок и масса потраченной на вышивки шерсти

придаёт костюму значительную тяжесть и торжественность,и делает сходство с

верхней одеждой - «долматиком» византийских царей».

- Какие основные цвета мордовского костюма?

- (Красный, тёмно-синий, жёлтый и зелёный.)

- Правильно, палитра мордовской вышивки включает 4 цвета: тёмно-красный - как основной тон, жёлтый, чёрный с синим оттенком и зелёный - для расцвечивания узора.

- Вышивание было не только любимым занятием мордовских девушек, за

которым они проводили много времени. Владение этим искусством считалось

одним из больших достоинств девушек.

Показ образцов мордовской вышивки.

- Мордовская вышивка одна из красивейших. Старинная мордовская

вышивка украшала в основном праздничную народную одежду, придавая ей

неповторимый колорит. Особенно красива была женская одежда, состоящая из

набора рубах. Сплошной вышивкой покрывались головные уборы. Особенность

вышивки была в том, что она напоминала ковёр. Благодаря плотно положенным

стежкам - фон почти не виден. Мордовские вышивки выполнялись шерстяными

нитками. Эти нитки пряли из овечьей шерсти и красили растительными красителями.

- Вышивальщицы - мордовки постоянно совершенствовали своё мастерство.

Идеи брали из окружающей природы.

Мордовские орнаменты называли «змеиная

головка», «куриные лапки», «крылышки», «еловые ветки», «звёздочки». Между

девушками любой деревни шло постоянное соревнование в искусстве вышивания.

К замужеству каждая из них готовила многочисленные подарки родственникам

жениха: рубашки, платки, полотенца. На свадьбе было принято,демонстрировать их гостям.

Используемая литература:

1. Программа «Валдоня» («Светлячок»).

2. Мордовский народный костюм.

3. Мы – мордва.

Публикации по теме:

Мини-музей «Дивная роспись»Мини-музей «Дивная роспись» Краткое содержание проектаНаше ГОУ работает по программе Васильевой. Наш проект включает все основные направления развития: «Социально-личностное»,.

План работы по ознакомлению детей второй младшей группы с изоискусством Добролюбова В. В., воспитатель МБДОУ №22 «Почемучка». г. Воркута. СЕНТЯБРЬ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Филимоновская игрушка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Декоративно-прикладное исскуство Мордвы»
Опубликовано: 14 марта 2015 в 19:01
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД