Получи документы

Проект «Деревья-родного края»

Надежда Мацькова
Проект «Деревья-родного края»

Пояснительная записка.

Автор проекта Мацькова Надежда Александровна. МБДОУ детский сад «Олененок»

Предмет Экологическое воспитание дошкольников

Участники Дети средней группы (4-5 лет, родители

Вид проекта Познавательно-исследовательский

Назначение проекта Сбор, изучение, сохранение материалов о деревьях.

Цель Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей

Формирование эмоционально – положительного отношения к природе.

Задачи

Публикация «Проект „Деревья-родного края“» размещена в разделах

расширять представления детей о деревьях формировать умение размышлять;

Формировать представления о видах деревьев, их значимость в жизни человека, способах их применения.

развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;

развивать способность вслушиваться в звуки природы;

развивать познавательный интерес, желание наблюдать исследовать, получать новые знания, умения навыки.

учить охранять окружающую среду.

Актуальность

Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни. Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования детей и взрослых. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты. Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой: осознание ребёнком себя как части природы; воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам вне зависимости от наших симпатий и антипатий; формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость; понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать; формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды. Дошкольное детство - самый благоприятный для формирования экологической культуры начальный этап формирования личности человека. Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания. Сближение ребенка и природы происходит тогда, когда он начинает видеть ее красоту, накапливать впечатления от ее встреч с великолепием природы. Это не позволит ему стать бездумным, безответственным потребителем природной среды, а наоборот, воспитывает желание защищать и оберегать ее, радоваться ее красоте. Ведь красота природы, обладает удивительной способностью пробуждать в детях доброе начало прекрасного. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми. Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства. Экологическое образование – это основа национальной безопасности России. Работу по обучению, воспитанию и развитию личности, направленную на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние окружающей среды необходимо начинать уже в дошкольном возрасте. Формировать представления об окружающем. Экологическое воспитание актуально всегда, как в формировании, так и в развитии экологической культуры. Уже с детства очень важно сформировать у ребенка ответственное отношение к природе, чтобы у него появилось желание любить и беречь ее. Не надо ждать, чтобы у малыша самостоятельно появился интерес и любовь к природе нашей планеты, сочувствие к ней, готовность прийти к ней на помощь, если ребенок с детства лишен общения с миром природы, ее неповторимой красотой. Ребенок, рассматривая и наблюдая за деревьями на улице, на участке детского сада, узнает, что обычные деревья, которые его окружают, не только очищают воздух, которым он дышит, но и могут помочь здоровью человека, и поэтому он хотел бы узнать об их значимости в жизни людей, их нужности. Вместе с детьми нашей группы и родителями мы разработали экологический проект «Деревья родного края». На территории нашего детского сада растут разные деревья, березки и сосны, рябины, елки, кедр летом они нас спасают от пыли, украшают территорию детского сада, ослепительной зеленной окраской, мы дышим всегда свежим воздухом. Летний зелёный убор деревьев, меняется, на багряно – золотистый убор, как не наблюдать за такой красотой природы, поэтому наблюдая за деревьями, осенью, детки рисуют такие замечательные рисунки. А, когда наступает зима, у нас с детьми появляется забота, до самой весны, мы подкармливаем наших зимующих птиц и ждем, когда же проснутся наши друзья – деревья. Разве можно не заметить такую красоту, наши деревья, они радуют и окружают нас круглый год. Следует отметить, что полноценное общение с природой, насыщенное познавательным интересом и приятными переживаниями, вызывают у ребенка общее состояние гармонии, душевного равновесия. А это – ничто иное, как психическое здоровье, которое укрепляют организм у целом, и является основой здоровья ребенка.

Проблема.

Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, не обращают на них внимания. Не воспринимают деревья как живые объекты, может поэтому, не задумываясь, ломают ветки, обрывают кору. Беседы и объяснения почему, этого делать нельзя, положительного результата не всегда приносят. Вспомним китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму. Поэтому, я решила поработать над этой темой. Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Начиная проводить работу над проектом «Деревья родного края», дети сначала нес очень большим вниманием, наблюдали на прогулках за окружающими их деревьями, цветами. Летом бегали по траве, не замечая наступали на цветы, пытались ловить бабочек, собирали муравьев на палочки. И лишь после каждодневных наблюдений, на прогулках рассказанных сказок о деревьях, цветах, проведенных занятий, игр, наблюдений, праздников дети стали внимательными, наблюдательными к природе. Завели дневник, после прогулки наблюдений и отмечали, какая была погода, Если на улице дул ветер, дети рисовали дерево, с дерева падали листочки. Зимой мы рисовали заснеженные деревья, Птиц которые прилетали к кормушкам. Весной, мы, наблюдали, за каждым деревом смотрели, на каком дереве, появятся первые почки, а потом листочки. Дневник наблюдения мы вели посезонно. Таким образом, мы закрепляли, названия деревьев, их рост, изменения в природе. Дети становились более,наблюдательными, и когда мы замечали, что дети с других групп ломали веточки, мы не только делали им замечания, но и рассказывали почему этого делать нельзя. Весной с родителями высаживалисаженцы, и наблюдали за их ростом, поливали их в жаркую погоду. Рассаживали цветы, в клумбы поливали цветы летом Осенью с земли собирали опавшие листья и делали гербарий с опавших листьев. Было проведено очень много работы с детьми. И каждую проблему, связанную с окружающей природой они слушали и осознали, что не только от взрослых, но и от них детей зависит будущее сохранение нашей природы. Только когда все мы и дети, и взрослые поймем, как нужно бережно относится, к деревьям, обеспечим им нормальное существование, то многие проблемы связанные с ними исчезнут. Каждый человек может внести свой вклад в возрождение деревьев, ведь без них не будет жизни на земле. Это нужно понять тем от кого зависит их сохранение. Возможно, люди пока незадумываютя, что вся наша жизнь зависит от деревьев. Ведь лес – легкие нашей планеты. Экологические проблемы исчезновения так называемых «легких» планеты уже волнует многих.

Этапы реализации проекта «Деревья родного края»

Подготовительный этап

1. Обсуждение цели и задач с детьми и родителями.

2. Создания необходимых условий по реализации проекта

3. Перспективное планирование проекта (подбор дидактического материала, книг, публикаций по теме).

4. Накопление и разработка методических материалов по проблеме.

Основной этап

Игровая деятельность Дидактические игры: «Угадай дерево по описанию», «В каком лесу растут деревья», «Береза» на развитие речевого дыхания», «Дождик», «Листопад»).

Настольно – печатные игры «Найди, дерева по листочку», «Путешествие в лес», «Найди листок», «Найди пару»,

Словесные игры. «Найди дерево по описанию», «Что будет, если…», «Дерево –это…

Подвижные игры «Найди такой же лист», «Кто быстрее найдет березу, рябину, сосну», «Найди пару», «У медведя во бору», «Зайцы в лесу»

Познавательная деятельность Классификация «Лиственные, хвойные деревья». Географические представления. Составление плана – схемы «Деревья нашего детского сада». Дневник наблюдение на прогулках по зезонно.

Экскурсия в ближний лесок. Занятия: «Что растет в лесу», «узнай дерево, которое растет на территории детского сада», «Рассматривание семян различных деревьев»

«Рассматривание земли», «Времена года»

Беседы 1. Что нужно нашему дереву?

2. Для чего дереву нужны листья?

3. Сравнение хвойных и лиственных деревьев.

4. Рассказ воспитанников о своем любимом дереве

Ознакомление с художественной литературой

И. Токмакова «Сосны», А. Прокофьев «Березка»,

Заучивание стихотворений: И. Бунин «Листопад», С. Есенин «Белая береза». Н. Алтухов «Наступила осень», М. Скребцов «Сказки матушки зимы»

3. Отгадывание загадок.

4. Просмотр иллюстраций.

5. Просмотр мультфильма «Чудо дерево»

Художественное творчество 1. Рисование:

- «Березка зимой».

- «Осенний лес»

- «Снегирь на веточке»

- «Ёлочка зеленная»

2. Лепка: «Листик»

3. Аппликация:

- «Украсим землю листочками»,

- «Осенний ковер».

Музыкальное воспитание П. И. Чайковский «Золотая осень. Октябрь» (из цикла «Времена года»). Слушание звуков природы «Осень в лесу»

Слушание и разучивание песен о деревьях

Работа с родителями 1. Папки – передвижки:

- «Кормушки для зимующих птиц». - -

Сочини сказку «Если бы, я был деревом» Изготовить скворечники на «праздник Дерева».

2. Участие родителей в акциях:

- «посадим саженцы на участке»

3. «Посади дерево»

4. КВН «Человек друг природы»

Заключительный этап

Результаты реализации проекта 1. Оформление результата проекта в виде презентации, создание детских рисунков и карточек наблюдений оформлены в буклеты Сочинение «сказочки про деревья».

2. Проведение итогового мероприятия праздника «Праздник дерева»

Этапы реализации проекта «Посади дерево»

Этап Деятельность педагога Деятельность детей

1 этап

Выявление проблемы 1. Вводит в игровую ситуацию из леса в группу приходит старичок – Лесовичок и жалуется, что люди стали вырубать много деревьев. Становится пусто и некрасиво, гибнут растения и вымирают животные.

2. Формулирует проблему.

3. Определяет задачи 1. Вживаются в сюжетно – игровую ситуацию. 2. Осознают и личностно воспринимают задачу (нужно помочь Лесовику – надо посадить дерево). 3. Принимают задачи проекта

2 этап

Организация работы над проектом 1. Помогает спланировать деятельность.

2. Решает задачу организации деятельности.

3. Организует деятельность 1. Систематизируют информацию.

2. Планируют совместную деятельность.

3. Распределяют задания.

3 этап Практическая деятельность по решению проблемы 1. Организует работу над проектом.

2. Оказывает практическую помощь.

3. Дает необходимые рекомендации

4. Организует познавательные занятия по изучению деревьев. 5. Организует познавательную речевую среду о деревьях.

6. Помогает в посадке семян деревьев.

7. Контролирует процесс работы детей по этапам. 8. Составляет книжку «Наблюдения на прогулке» на все времена года.

9. Помогает разместить детские работы, план – схему «Деревья нашего участка» 1. выполняют необходимые действия в деятельности. 2. Совместно с родителями сочинили сказку «Если б я был деревом»

3. Создают выставки своих рисунков и поделок по теме. 4. Участвуют в семейном мини – спектакле «Под грибком. 5. Заучивают стихи и песни о деревьях, лесе.

6. Участвуют в посадке семян деревьев и наблюдают за их ростом.

7. Участвуют в изготовлении кормушек для участия в Международном конкурсе «Кормушка для пичужки», изготовление скворечников для «Праздника дерева»

8. Родители посетили открытое занятие «Деревья родного края»

4 этап

Презентация 1. Подводит детей к формулированию выводов о решении проблемы.

2. Приходит на помощь в случае затруднения. 3. Участвует в проведении КВН «Мы друзья – природы» 4. Организует посадку деревьев на территории детсада 1. Делают вывод о решении проблемы.

2. Участвуют в КВН - «Человек друг природы».

3. Вместе с родителями высаживают деревья на территории детского сада.

5 этап

Постановка новой проблемы Постановка новой проблемы: деревья высажены, но почти не слышно голосов птиц. Как привлечь птиц к нам на территорию детского сада? Определяют цель нового проекта

Предполагаемые результаты.

В результате работы по данному проекту, у детей расширяться представления о правильном поведении в природе (нельзя ломать ветки деревьев, царапать кору, бросать мусор в водоемы и т. д.). И через самостоятельную поисковую деятельность получить возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность. Наблюдения на участках за жизнью деревьев. Подойди с детьми к дереву. Где у него ствол ветки? Потрогать его руками, определяем, на каких деревьях, на веточках растут листочки, на каких иголочкина каких деревья листочки, дерево лиственное, На каких иголки – дерево хвойное, закрепляем названия деревьев. Осенью наблюдали, как опадают с веточек листья, за птицами которые прилетают и садятся на веточки деревьев. Собирали опавшие листья для гербария. С каждым разом листьев, становилось, меньше и вот последние листочки сорвал, с деревьев холодный ветер, деревья стояли грустные. И вот мы увидели письмо на рябине. «Ребята вы же знаете, наступила осень. А она приносит, и веселье и печаль. Помните, какая я была еще недавно? Осень подарила мне такой красивый цветной наряд. Я танцевала в хороводе осени и была такая веселая. Мои листочки сыночки стали такими разными: зеленными, красными, желтыми, оранжевыми. А сейчас мне печально, потому что мои листочки отлетели, на моих веточках не осталось не одного. … Ах, мои листочки, мои сыночки, как печально, что я больше не увижу вас». Мы успокоили рябинку и обещали каждый день ее навещать. Повесили кормушки, и наблюдали, когда к кормушкам прилетят птицы. Выпал снег и деревья уснули спать на зиму. После снегопада обращаем внимание детей, что на веточках деревьев лежитснег и они от снега опустились. Зимой, подкармливая птиц, мы наблюдали, за деревьями их веточки были сухими, дети их трогали руками и одряхли с веточек снег. Рассматривая березу зимой, обращаем внимание детей, стволы березок покрыты корой, которая защищает деревья от болезней, холода и зимних ветров. Обращали внимание, что на территории детского сада растут разные деревья и низкие и высокие. Обращаем внимание, что невсе деревья стоят голые. Вот стоят деревца, а на них зеленные платьица. Наконец пришла весна продолжаем исследовательскую деятельность. Какое дерево проснется первым. На каких деревьях распустятся первые почки. Сломанные веточки, которые, упали, с деревьев сильным ветром мы собирали с земли, приносили в группу и ложили в вазочку наблюдали как на веточках, распускались почки, потом листочки. В мае месяце все наши деревья, одели свой зелёный убор. Летом в нашем палисаднике, мы проводим много времени, гуляем играем подвижные игры, проводим праздники, наблюдаем за насекомыми, растут грибы, дети знают, что их нельзя трогать, они могут понадобится нашим белочкам. Завершая проектную работу, дети много интересного и полезного узнали о деревьях родного края, знают их названия, отличают березку по ее стволу, ну а елочку по ее иголочкам. Осинку по ее трепещущим листочкам, ну а сосну по ее очень высокому стволу. А рябину по ее очень вкусным ягодкам, которые очень любят наши зимующие птицы. И еще дети знают, что, у дерева есть корень, ствол, ветки. Дети знают, что ветки ломать нельзя, потому что они украшают наш детский сад. А в лесу нельзя их рубить, потому, что лес – зто кислородная фабрика. Они знают много стихов и песен. Знают их назначения, какую пользу приносят, и что из них изготавливают.

Выводы

Проект «Деревья и родного края» строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности, чтобы дети испытывали радость от полученных занятий. В ходе реализации проекта большое внимание уделялось развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения. Работа над проектом способствовала развитию мышления, памяти, речи, кругозора детей, интереса к окружающему миру, воспитанию любви, уважения к природе. Прогулки экскурсии и походы к речке, не только укрепляют здоровье детей, но и развивают их интеллект, выносливость, нравственные качества. У детей развиваются художественные способности, наблюдательность. Формы работы, в, котором используется диалогическая, объяснительная речь дошкольников, - именно через речь происходит осмысление явлений и развивается логическое мышление. Дети становятся организованнее, интереснее и разнообразнее самостоятельно играют. Самое главное проект еще больше сблизил нас с родителями. Они с большим удовольствием совместно работали. За один год совместной работы с родителями было сделаномного и воспитателем и родителями.

Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев. Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации: всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Беречь и охранять все созданное природой.

Публикации по теме:

Конспект занятия-экскурсии для детей старшего дошкольного возраста «Деревья родного края» Конспект занятия-экскурсии для детей старшего дошкольного возраста «Деревья родного края» Програмное содержание: - учить детей находить.

НОД «Деревья родного края» (старшая группа) Конспект занятия по экологическому воспитанию «Деревья родного края» Цель: раскрывать познавательное, оздоровительное значение природы.

Педагогический проект «Знакомство с зимующими птицами родного края» муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение г. Новосибирска «Детский сад № 122 комбинированного вида «Золотая рыбка»..

Познавательно-исследовательский экологический проект в старшей группе «Вечнозеленые хвойные деревья родного края» Колыбельникова Валентина Александровна, воспитатель, МБДОУ д/с №1 «Улыбка», с. Песчанокопское, Ростовской области, Elena.Prokop75@yandex.ru.

Проект «Птицы родного края» слайд 1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Курумканский детский сад «Родничок» Проект "Птицы родного края".

Проект «Природа родного края» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Долгосрочный проект «Культура родного края» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Обручевский детский сад" с. Обручевка. Проект "Культура родного края" Автор проекта:.

Познавательный проект «Природа родного края» ПРОЕКТ «Природа родного края» Вид проекта: познавательно – нравственный Участники проекта: дети, педагог, родители Продолжительность.

Проект «Деревья и кустарники родного края» .

Экологический проект в старшей группе «Птицы родного края» Экологический проект в старшей группе №4 г. Ярославль МДОУ «Детский сад №87»«Птицы родного края»Проект подготовили педагоги старшей группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Деревья-родного края»
Опубликовано: 25 ноября 2017 в 17:44
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД