Людмила Кикина
Проект «Детство — это свет и радость» для детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: культурно – досуговая деятельность.
Время проведения: 31.05 – 3.06.2016 г.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Давайте каждый день стараться
Тепло детишкам улыбаться,
Их будущее – делать краше,
Ведь дети – суть всей жизни нашей!
(Екатерина Шелыгина)
Актуальность темы.
1 июня в России, как и во многих странах мира, отмечается Международный День Защиты Детей. Этот детский праздник был учреждён в 1949 году, а проведён первый раз в 1950 году в 51 стране и с тех пор отмечается ежегодно.
Публикация «Проект „Детство — это свет и радость“ для детей второй младшей группы» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Детство навсегда останется самой счастливой и беззаботной порой для многих из нас. Однако далеко не все люди могут похвастаться лишь радостными воспоминаниями о своём детском возрасте. День защиты детей был придуман для того, чтобы напомнить нам, взрослым, о чистоте, искренности и наивности детской души. О том, что дети нуждаются в нашей любви и защите. Что они, когда вырастут, должны вспоминать о своём детстве только с доброй улыбкой.
Права детей в России защищает Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 года. Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов, в рамках Х съезда уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ выступил с докладом «Возрождение воспитательной роли семьи, общества и государства в системе национальных приоритетов России», где отметил, что в настоящее время сохраняется неблагоприятная динамика роста числа преступлений, совершаемых против несовершеннолетних и малолетних детей.
«…На фоне названных позитивных тенденций нельзя игнорировать сохраняющиеся весьма острые проблемы в сфере детского и семейного неблагополучия…»
«…Считаю также крайне важным соблюдение в Стратегии воспитания баланса прав и обязанностей ребенка, обеспечение обучения детей навыкам ответственного поведения перед семьей (родительской и своей собственной будущей семьей, обществом и государством (из доклада П. Астахова).
Человеческое достоинство - это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок - личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление.
Социальная значимость темы определена тем, что нашим детям предстоит стать гражданами демократической России, а это наше с вами будущее и будущее России.
Новизна.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Раннее правовое воспитание дошкольника способствует быстрому становлению его личности, гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими чувствами, умеющей отстаивать свои права, адаптироваться к условиям окружающей жизни. Материал проекта «Детство - это свет и радость» может успешно интегрироваться со всеми образовательными областями («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»).
Проблема.
Количество обращений за помощью к Павлу Астахову из года в год увеличивается. В настоящее время все чаще в нашей жизни возникают ситуации жестокого обращения с детьми. Родители больше озабочены материальным благополучием семьи, собственными интересами, подменяя заботу, эмоциональный комфорт в семье материальными благами.
Иногда происходит «перекос» в воспитании своих собственных детей – либо полное безразличие к ребенку, его переживаниям; или, наоборот - в семье создаллась гиперопека над ребенком. Родители не всегда могут справиться с собственными «чадами», не знают, что делать, как вести себя в той или иной ситуации, от бессилия применяют «рукоприкладство». «Отдав» своих детей в руки специалистов, считают, что их детей будут и развивать, и воспитывать вместо них. Нередко можно услышать от родителей такие слова: «Вы - воспитатели, вот и воспитывайте!», «Я хочу, чтоб вы его сделали умным, послушным, вежливым, трудолюбивым и т. д. – для этого и существует детский сад».
Часто дети не получают того внимания, какое бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в сложившейся ситуации. У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти над родителями, они хотят любым способом привлечь к себе внимание взрослых.
Огромную важность приобретают вопросы формирования у детей знаний и представлений об основных демократических ценностях, воспитание их в духе гуманизма. Особое значение приобретает вопрос осознания ценности человека, как личности, воспитания толерантности, терпимости к интересам других людей. Самоуважение и уважение к другим – вот то, чего не хватает как взрослым, так и детям в нашем обществе.
Знание прав — это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.
Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка.
Цель:
Сохранение и поддержание психического и физического здоровья детей.
Задачи.
Образовательные:
Формировать представление о празднике «День защиты детей». Познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
Развивающие:
развивать внимание, мышление, память, воображение, творчество;
расширять кругозор, словарный запас детей.
Закреплять полученные знания в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей.
Воспитательные:
воспитывать познавательный интерес у детей; уважение к достоинству и личным правам другого человека;
формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам: доброте, милосердию, состраданию, сочувствию и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми. Формировать основы толерантности.
Работа с родителями:
Способствовать повышению правовой грамотности родителей.
Методы и приемы:
1. Метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр мультфильмов, видеофильмов);
2. Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации);
3. Наглядный (показ педагога, пример, помощь);
4. Словесный (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок);
5. Практический (самостоятельное выполнение детьми работы);
6. Эвристический (развитие находчивости и активности);
7. Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).
Ресурсное обеспечение проекта:
Наглядное пособие «Права ребёнка»; подборка фоторепродукций с лицами детей разных национальностей; диски с мультфильмами; альбомы «Я, ты, он, она – вместе целая страна», «Наши помощники (Бытовая техника)» «Эти забавные животные», музыкальный центр, подбор музыки на продуктивную деятельность, для проведения игр; палочки счетные, шнурки цветные, маски, ленты, обручи, доска, указка, карандаши, мелки, фломастеры; художественные произведения: К. Чуковский «Федорино горе», К. Чуковский «Доктор Айболит»; С. Маршак “Сказка о глупом мышонке”.
лото «Кто где живет», д/игра «Пиктограммы - настроение».
Поэтапный план реализации проекта:
1 этап – организационный
• Сбор информации и подготовка литературы по теме проекта, планирование, привлечение родителей к реализации проекта.
2 этап – внедренческий
• Проведение тематического развлечения, бесед, экспериментов, мероприятий.
• выстраивание сотрудничества с родителями;
• обновление и обогащение предметно-развивающей среды группы;
3 этап – результативный
• анализ результатов реализации группового проекта, корректировка содержания, подведение итогов;
• обобщение и распространение опыта работы на педагогических сайтах.
Комплексно-тематическое планирование к проекту
«Детство - это свет и радость»
ОО «Художественно- эстетическое развитие» - аппликация, рисование, музыка:
Рисование с помощью трафаретов: «Разные дома»; «Цветы в подарок маме»; Выкладывание: (пазлы) «Собери картинку»-сказки, спорт; выкладывание из палочек; узоры из шнурков;
Прослушивание песни : «Детство – это я и ты» - Ю. Чичков, М. Пляцковский, заучивание песни «Солнечный круг» -
А. Островского, сл. Л. Ошанина.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
Дидактические игры: «Кто где работает?», «Кому что нужно для работы», «Назови ласково»,
Дидактическое упражнение «Свой, чужой, знакомый», «Чего не стало?», «Моих родителей зовут…»
Подвижные игры: «Чей голосок?», «Круг, кружочек…»
Проблемная ситуация: «Если бы ты поймал Золотую рыбку…», «Вызови полициейских»;
Сюжетно-ролевые игры: «Дружная семья», «Спасатели»;
Развлечение: «1 июня - День защиты детей».
ОО «Речевое развитие»:
Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе», «Путаница», С. Я. Маршак «Дядя Стёпа», Стихотворения: Манакова М. «Правила безопасности для малышей»;
драматизация русской народной сказки «Теремок»;
Речевые физкультминутки: «Бабочка», «Три медведя».
ОО «Познавательное развитие»:
Тематическое занятие «Права ребенка»,
Рассматривание материала по теме:
Альбомы: «Я, ты, он, она – вместе целая страна», «Наши помощники (Бытовая техника)», «Эти забавные животные»;
Д/и «Кто где работает?», рассматривание иллюстраций;
Беседы: «О правах ребёнка», «Кем я стану, когда вырасту»;
«Мое имя», «Моя семья» - анкеты;
Экспериментальная деятельность: «Опыты с песком»;
Наблюдение за работой дворников.
ОО «Физическое развитие»:
Мордовские народные игры: «В гусей и волка», «В зайчиков»;
П/игры: «Пройди – не задень», «Два круга», «Домики», «Ловишка»; Физкультминутки: «Бабочка», «Три медведя»;
Пальчиковые игры: «Семья»; «Кораблик»;
Офтальмологическая: «Весёлая неделька» для глаз».
Ожидаемые результаты проекта:
1. Формирование навыков нравственно-патриотического поведения;
2. Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни, конфликты правовыми способами.
3. В процессе работы важно, чтобы дошкольники усвоили ключевые понятия: семья, благополучная семья, забота, сочувствие, чувство защищенности, проявлять почтение, уважение у своим родственникам, пожилым людям.
4. Родителям же важно понять, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.
Перспектива: С целью повышения интереса к получению знаний о правах и обязанностях детей, о Международном Дне защиты детей необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через создание и реализацию новых совместных проектов, и использование интегрированного подхода в этом направлении.
Литература:
1. «От рождения до школы» - Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., исправ. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с. ;
2. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» под ред. О. В. Бурляевой и др. – Саранск книжное изд-во, 2011. 104 с. ;
3. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М. : Издательский дом «Карапуз», 2001;
4. Бережнова О. В., Тимофеева Л. Л. Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы. Методическое пособие. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2013;
5. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. -М. :Айрис-пресс, 2008;
6. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. - М. : Просвещение, 1986;
7. Мячина Л. К. Маленьким детям – большие права. Учебно-методическое пособие. Спб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.